рейтинг блогов

Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры

топ 100 блогов ljwanderer25.11.2023 В то время, как у нас все еще в ходу реплики: "Да кому мы были нужны? Это все - паранойя чекистов", в Польше множат статьи и книги о могущественной польской разведке и чествуют легендарных агентов, бросивших вызов самому Сталину

Сотрудничество Японии и Польши началось во время Русско-японской войны 1904-05 годов. За это время активисты, борющиеся за независимость Польши, сотрудничали с японской разведкой, предоставляя им информацию о передвижении российских войск. Фактически, несмотря на то, что Польша еще не была признана независимой страной, японский писатель Нитобе Инадзо в своей книге 1904 года «Бусидо: душа Японии» назвал ее «нацией самураев».

Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры
Ю́зеф Кле́менс Пилсу́дский (1867-1935)



Сразу после начала русско-японской войны в Японию отправились два поляка.Одним из них был Юзеф Пилсудский, лидер Польской социалистической партии, который позже стал первым главой государства Польши. Искренне предлагая сотрудничество с Японией, Пилсудский и его последователи предложили создать «Польский легион поляков» для борьбы с русскими войсками на стороне японских солдат. - рассказывает японская статья

Группа Пилсудского задумалась над идеей снабжения Японии разведданными для поддержки войны против России. Они также создали проект, согласно которому поляки, призванные в российскую армию, добровольно сдавались японской армии, полагая, что исчезновение поляков на критическом этапе битвы было бы тяжелым ударом по российской армии.
Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры
Ро́ман Стани́слав Дмо́вский (1864-1939)


Другим поляком, приехавшим в Японию, был Роман Дмовский, польский политик, который встретился с генералом Гентаро Кодзимой и генералом Ясумасой Фукусимой.
Дмовский участвовал в подготовке заявления японского правительства, призывающего польских солдат российской армии переходить на сторону Японии. Полковник Акаши, со своей стороны, поддержал стремление поляков к независимости, протянув руку помощи их вооруженному восстанию, предоставив полякам средства на приобретение оружия.

Учитывая этот вклад, следует лучше понять победу Японии в русско-японской войне, которая стала результатом англо-японского союза и сотрудничества польского народа.

Польша восстановила свою независимость от России в ноябре 1918 года. 22 марта следующего года были установлены дипломатические отношения между Японией и Польшей.

Впоследствии Пилсудский, ставший главой государства в 1918 году, наградил польскими медалями за заслуги 51 японского офицера, за выдающиеся заслуги в боях Русско-японской войны.

Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры undefined
Вацлав Енджеевич ( о нем рассказ ниже) награждает японских офицеров.
Военным крестом Виртути
Милитари за храбрость во время Русско-японской войны.
награждаются: адмирал Кейсуке Окодо (справа)
и премьер-министр Гиичи Танака (слева), 1928 год.


После Первой мировой войны Япония официально признала Польшу независимым государством. Это положило начало международным отношениям между двумя странами. После конфликта Япония поддержала усилия Польши по вступлению в Лигу Наций в качестве независимого государства.
В 1923 году польские военные обучали японскую армию криптографии, отправляя офицеров в Японию для обучения навыкам шифрования. К этому моменту японцы уже больше года пытались прервать советские радиосигналы. С помощью поляков они их взломали всего за несколько недель

После начала Второй мировой войны при японском посольстве в Берлине была создана польская шпионская сеть. Польские агенты и дипломаты путешествовали по паспортам, предоставленным японцами.

11 декабря 1941 года польское правительство в изгнании неохотно объявило войну Японии. Однако японцы вежливо отказались, сделав заявление юридически недействительным. Премьер-министр Японии Хидеки Тодзё заявил: «Мы не принимаем вызов Польши. Поляки, сражаясь за свою свободу, объявили нам войну только под давлением Соединенного Королевства».

Это состояние войны существовало только на бумаге, и сотрудничество между Польшей и Японией продолжалось до конца Второй мировой войны. Поляки продолжали передавать японцам разведданные об СССР и Германии в обмен на паспорта.

Это состояние войны существовало 16 лет, пока оно не было официально прекращено в 1957 году соглашением о восстановлении нормальных отношений между Польской Народной Республикой и Японией.

***

Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры Ilustracja
Wacław Jędrzejewicz (1893-1993)

Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры

Вацлав родился 28 января 1893 года в деревне Спичице, расположенной в Подольской губернии, в семье Чеслава Енджеевича, инженера-химика, работника сахарного завода, и Элеоноры, урожденной Бюхнер. Он был младшим ребенком в семье (старший брат Януш - будущий премьер-министр Республики Польша, сестра Мария работала во II департаменте и Министерстве иностранных дел). Вацлав, как и многие представители его поколения, был воспитан в патриотических традициях и в детстве часто мог похвастаться безупречным декламированием «Ордоновского редута». Именно «Ордон» стало его легионерским прозвищем.

Семья Енджеевичей переехала в Варшаву, где Вацлав посещал неполную среднюю школу, основанную генералом Павлом Хшановским, где языком обучения, помимо русского, был также польский. Его одноклассником был, среди прочих, будущий священник Игнаций Скорупка. В 1912 году Енджеевич сдал выпускные экзамены в средней школе, а год спустя начал изучать сельское хозяйство на философском факультете Ягеллонского университета в Кракове. Вопреки ожиданиям отца, намеревавшегося приобрести помещичье имение, молодому Вацлаву не было суждено крестьянское будущее. Во время учебы он вступил в подпольную организацию обучающеся польской молодежи, Польский союз молодежи «Зет»,  а в конце 1913 года — в Стрелковое общество, где в июне 1914 года и окончил школу унтер-офицеров.

Начало Первой мировой войны застало Енджеевича в Варшаве, где он провел каникулы после окончания первого года обучения. Вместе с Адамом Коцем Енджеевич стал соучредителем Польской военной организации, а с сентября 1914 года основал Свободное военное училище, в котором обучалась польская молодежь. Енджеевич занимал пост заместителя командующего.

В августе 1915 года он возглавил так называемую Варшавский батальон, вошедший в состав 1-й бригады, сражавшейся на Волыни. Енджеевич принял участие в сражениях при Ставигороше, Кормине и Кошице. Пилсудский поручил ему продолжить работу в составе военнопленных - Вацлав стал командующим округами в Ченстохове и Заглембе.

Арестованный немцами в июле 1917 года и приговоренный к 10 годам тюремного заключения, Енджеевич отбывал политический срок в камере с преступниками. Он получил свободу только после того, как Польша восстановила независимость. В свободной Польше он принадлежал к ближайшему окружению Юзефа Пилсудского и был направлен на работу во Второй отдел Генерального штаба, занимавшийся разведкой и контрразведкой.

В июле 1920 года при выполнении воздушной разведки на маршруте Лида — Вильнюс попал в плен к большевикам, откуда дерзко бежал через Литву в Польшу. Участвовал в переговорах по Рижскому договору, позже вернулся во Второй отдел, где занимался работой Восточного отдела ( разведкой в ​​СССР).

В 1925 году он был назначен военным атташе польской миссии в Токио.

Отправка Енджеевича в Японию рассматривалась как ссылка, призванная помешать ему нести линейную службу - элемент, который был необходим для дальнейшего развития его военной карьеры. Увольнение офицеров Пилсудского было обычным явлением до майского переворота. Сам Вацлав подошел к этому несколько иначе, ведь он не случайно считался одним из крупнейших специалистов по русским делам.

Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры
1925 г.
Енджеевич ценил роль Японии в геополитической раскладе мира, особенно вспоминая недавнюю войну страны с царской Россией, поэтому он серьезно отнесся к своей миссии. Енджеевич отправился в путешествие в Страну восходящего солнца на корабле под названием «Шантильи», отплывшем из Марселя, и плавание длилось три недели.

Во время капитанского бала помещение было украшено флагами представителей всех наций, присутствовавших на борту, но по недосмотру польский флаг отсутствовал. Это было оскорблением офицера в форме и с орденом Почетного легиона на груди. Решительный капитан вышел из замешательства невредимым — он приказал срезать синий цвет с одного из французских флагов. Таким образом, честь польского офицера была спасена и бал мог продолжиться.

Японская культура увлекала дипломатов из Европы, но в то же время вызывала немало трудностей. Енджеевич навсегда запомнит свой первый неофициальный ужин с японскими солдатами. Местная кухня, музыка, пение и веселье гейш, обучавших приезжих есть палочками и основам этикета, ведь во время японского застолья, когда пить сакэ, а когда пить чай, имеет исключительное значение.

Одним из элементов японской культуры, потрясших европейцев, был кодекс Бусидо. Енджеевичу пришлось дважды выражать соболезнования японскому министру военных дел в связи с тем, что высокопоставленные офицеры совершили сеппуку. Один раз  - из-за гибели командира корабля, попавшего в столкновение не по его вине, а во-второй - из-за связи офицера с российским агентом.

Как напомнил Енджеевич - в Европе первый был бы оправдан и не понесет никаких последствий, а второй в лучшем случае лишился бы шанса на дальнейшее продвижение по службе, поскольку никакого предательства интересов государства не было. Однако в Японии честь понималась иначе.


Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры
1928 г.

Во время своей миссии Енджеевич совершил очень важную поездку в Маньчжурию. Эта северная провинция Китая напрямую граничила с Советским Союзом, а также была населена многочисленными русскими и польскими эмигрантами. В задачи Енджеевича, вероятно, входила вербовка агентов среди «белых» русских, которых можно было использовать для шпионажа за большевиками в Сибири.

Фактически, Енджеевич в своих мемуарах признается в ряде бесед с представителями российских антикоммунистических организаций.

Поездка Енджеевича в Маньчжурию принесла много положительных последствий, таких как укрепление связей местной польской общины с родиной, а также получение от местных «белых» русских многочисленных сведений, которые подполковник позже использовал в своих отчетах.

Юзеф Пилсудский был одним из польских сторонников Японии и сам ездил в Токио во время русско-японской войны, . Личным решением маршала было наградить 51 живого участника этой войны  орденом Virtuti Militari.  Дело было передано в Военно-историческое управление, которое два года работало над соответствующим списком. Сама церемония очень тронула и удивила японцев. Церемония награждения прошла в отеле «Империал», поскольку здание дипломатической миссии не могло принять такого количества гостей.

После вручения наград Енджеевич произнес короткую речь, и начался европейский ужин. К сожалению, оказалось, что немногие из высоких гостей знают иностранные языки, поэтому ветераны в основном разговаривали между собой. Однако все это событие достаточно громко и позитивно прокомментировалось в японской прессе. Вацлав Енджеевич из Японии вернулся осенью 1928 года и в своей дальнейшей работе на Польшу пережил немало интересных событий. Он умер в 1993 году, ожидая увидеть свободную Польшу.

Этот рассказ можно дополнить сведениями из Википедии:

В 1915 году он был одним из основателей и руководителей Польской военной организации (Polska Organizacja Wojskowa, или P.O.W.). В августе 1915 года он привел свой «Варшавский батальон» в состав Первой бригады Польских легионов, сражавшейся тогда на Волыни. В июле 1917 года, во время «кризиса присяги» легионов (спровоцированного требованием Германии и Австро-Венгрии, чтобы польские легионеры присягнули им на верность), Енджеевич был заключен в  немецкую тюрьму.

Когда в ноябре 1918 года Польша восстановила независимость, Енджеевич начал работать во II отделе Польской армии (Оддзял II, или Разведка).

24 апреля 1920 года Енджеевич, в звании капитана, подписал военную конвенцию с украинским атаманом Семеном Петлюрой, которая открыла Польской армии путь для Киевской экспедиции 1920 года. Затем он служил начальником отдела II, сменив генералов Казимира Соснковского и Густава Зигадловича. В сентябре – ноябре 1920 г., уже в звании майора, он был офицером связи Войска Польского с союзными белорусскими войсками.

По завершении польско-советской войны 1919–21 годов Енджеевич был военным экспертом в составе польской делегации на Рижской мирной конференции.

В 1922–25 Енджеевич руководил «Восточным» отделом польского генерального штаба. В 1925 году ему было присвоено звание подполковника. В 1925–28 годах он был военным атташе и действующим поверенным в делах в Токио, Япония.

Вернувшись в Польшу, он занимал должности директора консульского отдела Министерства иностранных дел (1928–1933) и заместителя министра финансов (1933–1934). 22 января 1934 года он был назначен министром религиозных конфессий и народного образования в правительстве своего брата, премьер-министра Януша Енджеевича (1885-1951), занимая также посты премьер-министра Леона Козловского и Валерия Славека. Он провел образовательные реформы, которые вызвали споры в Польше, но получили международное одобрение и последователей.


Вацлав Енджеевич - Легионер в стране цветущей сакуры
Верховный штаб Польской организации 1914 г Подпоручик Вацлав первый справа


После смерти маршала Юзефа Пилсудского (1935 г.) Енджеевич больше не занимал министерских постов.

Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война, Енджеевич помог эвакуировать казну Фонда национальной обороны, которая в феврале 1940 года была доставлена польскому правительству в изгнании генерала Владислава Сикорского в Париже. Из-за антипилсудской политики генерала Сикорского (чья довоенная карьера была сорвана из-за разногласий с Пилсудским), Енджеевичу не разрешили служить в Польских вооруженных силах в изгнании. Следовательно, в марте 1941 года он эмигрировал в Нью-Йорк.

4 июля 1943 года Енджеевич стал соучредителем Американского института Юзефа Пилсудского, занимающегося изучением новейшей польской истории, и был его первым директором (5 июля 1943 — 28 сентября 1948).

В 1948 году Енджеевич стал профессором русского языка и литературы в колледже Уэлсли. В 1958–1963 годах он был директором славистики в Рипон-колледже в Висконсине.

Выйдя на пенсию, он вернулся в Нью-Йорк, где в 1964 году снова стал директором Института Юзефа Пилсудского.

Енджеевич умер в возрасте 100 лет 30 ноября 1993 года в Чешире, штат Коннектикут, последний из министров правительства маршала Пилсудского и последний соучредитель Американского института Юзефа Пилсудского. Он был похоронен 4 июня 1994 года на Повонзком кладбище в Варшаве, Польша.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Нижнем Новгороде таксист выкинул из машины пассажирку и избил ее Женщина утверждает, что водителю не понравилась низкая стоимость поездки. В Нижнем Новгороде таксист, ...
Прочитал что:"высокие худощавые мужчины обычно имеют низкий сексуальный тонус. ...
"Национализм - это патриотизм в состоянии истерики!" (Альберт Швейцер). «Де ви ішли — там пустка і руїна, І трупи не вміщалися до ям, — Плювала кров'ю "ненька Україна" У морди вам і вашим хазяям». (В.Симоненко). Нет, это не тот Симоненко, который сидел еще в ноябре прошлого года в одн ...
В недавнем научном исследовании, проведенном группой ученых под руководством Хэ Сук Чеонга из Медицинской школы Университета Сунгюнгван в Сеуле, Корея, была выявлена тревожная связь между инфекциями вирусом папилломы человека (ВПЧ) высокого риска и значительным увеличением риска ...
БУРАТИНО сменил настроение на:Необходимо относиться к человеку несколько хуже ...