
Успешные носители смысловой безграмотности отвергают букварь жизни


К вопросу о том, откуда в нормальных-то странах взялось столько рациональных идиотов.
Продолжая разговор о носителях передовитой мозговой прошивки, следует отметить, что им присуща характеристика, унаследованная эльфийскими ширнармассами из XX века и наречённая коллегой Мараховским термином "смысловая безграмотность".
Вот что коллега написал о сабже несколько дней назад:
<...> Однажды я поставил жестокий натурный эксперимент. В течение месяца я проверял окружающих на соответствие их суждений о религии - их знаниям о религии.
Итоги оказались поразительны. Среднестатистический московский кто угодно с высшим образованием - не читал даже Евангелий.
Он читал кучу книг с евангельскими аллюзиями. Он смотрел кучу фильмов (включая фильмы-не-для-всех) с евангельскими аллюзиями. Он читал даже публицистическую и культурологическую критику христианства с цитатами.
Но на то, чтобы раскрыть саму древнюю книжку и прочесть «В начале было Слово» и следующие за этим 70-80 тысяч знаков (что в шесть-семь раз меньше любого тома «Гарри Поттера», кстати), его ни разу не хватило.
Я долго думал над причинами этого феномена. Не уверен, что постиг их окончательно, но у меня, ув. друзья, есть рабочая версия.
Она сводится к следующему: среднестатистический ув. современник с высшим образованием - интуитивно смотрит на любые тексты и произведения сквозь шкалу социального статуса, сообщаемого их потреблением. И, следовательно, у Библии в его внутренней табели о рангах очень низкий статус. Библию в его представлении читают те, кто не имеет доступа к высокоранговым текстам-о-Библии и фильмам-с-библейскими-отсылками (за чтение которых прилетает социальное поглаживание с признанием, шо да, ви таки интеллектуал).
Зачем, спрашивает он себя, копаться в почве, если можно жрать напоказ элитные апельсины, выросшие на растущем из почвы дереве. Поэтому ув. современник скорее убьёт два часа на идиотский и гнусный, но зато элитный ужасник «Мама!» целого престижного Даррена Ароноффски (с евангельскими аллюзиями), чем на само непрестижное Евангелие.
К этому «рефлексу престижности» добавлен также и «рефлекс безопасности»: ув. современник знает, что уйти в религию значит признать свою социальную неадекватность и вообще упасть в неодобренный и непрестижный дауншифтинг, опуститься на дно жизни. А поскольку уход в религию легко провоцируется (он это знает) обращением к соответствующему тексту - текст этот негласно для него табуирован.
…А теперь о другой стороне того же явления.
Цитировать Киплинга о том, что огонь жжёт и вода мочит - бесполезно для тех, кто не пробовал воды и огня.
Они тупо понятия не имеют, о чём говорят.
Ибо как можно понять значение слова «жжёт», если не обжигался?
Букварь жизни - это заработать свои первые 10 тыр, махая лопатой на стройке. Это также получить первый фингал на улице, растянуть связки в спортзале, ответить «нет» на предложение чисто пойти приколоться и выдержать за это насмешку или унижение. Или, если мы сдуру всё же пошли чисто приколоться - получить за это свой урок и не поступить как дурак из киплинговского стихотворения, сующий перебинтованный палец снова в пламя, а держаться от огня в стороне с приличествующим стихии почтением.
Букварь жизни - это в равной степени и не бросаться на согласную одноклассницу, и жениться по залёту (в первом случае знание букваря сдаётся экстерном, во втором после всех триместров).
Букварь жизни - это не стать упомянутой согласной одноклассницей - и также, напротив, оказаться ею (и пройти роддом, молочную кухню, долгие месяцы с мечтой поспать и острое чувство, что жизнь тебя поимела и бросила).
Букварь жизни - это впечатанная память о жгучем стыде за сделанное и впечатанная же ненависть к попыткам заставить тебя повторить гадкие ошибки.
Букварь жизни - это написать на своей шкуре знание о том, что добродетель вознаграждается не медалями и премиями за неё, а способностью выжить без медалей и премий, под ударами и укусами лицемерной несправедливости.
Букварь жизни - это проверить на себе (говоря словами ещё одного поэта, они давно просились) тайну слова «приказ», назначенье границ, смысл атаки и лязг боевых колесниц.
Букварь жизни - это понять и прожить знание о том, что вода мочит нас, а огонь жжёт.
Это знание не может, не умеет даваться роду человеческому иначе, чем личным опытом.
Букварь жизни - это впечатанные в нас, выжженные на нас и выцарапанные на нас максимы нашей персональной биографии. Со всеми обретёнными нами в процессе эмпирического познания мира и себя табу и аксиомами.
Те, кто пропускают этот букварь или просто не дают себе труд (из гордыни обычно) сделать из него выводы - выпадают в необучаемый осадок жизни. У меня была ув. коллега, которой довелось родить, быть изнасилованной, неоднократно избитой, сменить ряд мест работы - и она всё равно ничего не пожелала понять.
<...>
Как можно понять, на какой ты букве [азбуки жизни]?
- спрашивает ув. (подписчик).
Очень просто.
Осознаём ли мы, глядя на возможность, что она есть также риск.
Понимаем ли мы, какой риск несёт в себе возможность.
Знаем ли мы, чего точно не будем делать - и что точно сделаем.
Знаем ли мы, что для нас настоящая ценность - или всё ещё заимствуем представления о ней у окружения.
Если да (осознаём, понимаем, знаем, знаем) - то мы прочли азбуку.
Если нет - то букварь ещё не пройден. И читать толстые книги нам не то чтобы запрещено, но бесполезно.
И это не только базовых религиозных смыслов касается, а любых базовых смыслов в целом.
То есть, применительно к многим сотням тысяч и даже миллионам эльфов описанное в цитате означает, что они, например, за всю свою биографию ни разу не занимались чем-то, сравнимым с маханием лопатой на стройке. Толпы успешных аннален: получили дипломы; прочли кучу толстых книг, с понтом делающих читателей умнее; освоили актуальный словарь речекряков; сделали блестящие карьеры в академической среде и государственном управлении etc. - но букваря жизни так и не осилили.
Так стоит ли удивляться тому, до чего вся эта шатия довела Оплот Свободы, Остров и другие нормальные-то страны, равно как и тому, что доводители - игнорируют обратную связь от действительности и намерены продолжать в том же духе, противодействуя всем, кто всё же смог проштудировать упомянутый букварь?
|
</> |
