"Fide sed vide" (Доверяй, но проверяй)

секретному агенту на проживание и предоставление ему
доступа к привилегированной и неприкосновенной дипломатической почте
[чтобы он мог беспрепятственно пересылать ценную информацию]...»
"Тайные двадцатые", Тимоти Филлипс
(The Secret Twenties, Timothy Phillips)
В 1920-е за работниками ARCOS была установлена непрерывная слежка. Тимоти Филлипс рассказывает, что эта была очень долгая, напряженная и кропотливая работа, часто - без результата, не все из тех, кого подозревали службы, оказывались шпионами или их пособниками, на невинных людей было собрано огромная масса материала. Тем не менее, автор объясняет читателю, что такова работа органов, и проделанная работа не бывает напрасной, потому что обеспечение безопасности важнее допущенных ошибок чрезмерной подозрительности, тем более, что сегодня данные наблюдений MI5 еще и стали ценным историческим материалом.
Но сегодня я буду рассказывать не об этой книге, сегодня я буду говорить об ARA.
Вот, например, пишут, что в документах ГПУ о деятельности ARA, "нет никаких фактов, говорящих о том, что американцы проводили антисоветскую агитацию, шпионили или организовывали какие-то противоправные действия. Догадки же чекистов по этому поводу выглядят неубедительно". Однако, Тимоти Филлипс утверждает, что в отчетах секретных агентов ( которые часто содержат лишь наблюдения и догадки) нет ничего бесполезного, для получения веских доказательств необходимо очень долгое время наблюдений и терпение, иногда все это окупается
А сегодня многие американские авторы о тайных намерениях Американской администрации помощи по отношению к России говорят откровенно, вот например, Дэвид Фоглесон.
"Еще 25 июля 1921 года антикоммунистический активист Джон Спарго заявил госсекретарю Чарльзу Эвансу Хьюзу, что «кризис представляет собой возможность, которая при правильном использовании может привести к ликвидации большевистского режима и началу реставрации».

Джон Спарго, 1921
Джон Спарго ( 1876 — 1966 )
- англо-американский публицист, общественный деятель,
первоначально -социалист, впоследствии отошедший от социализма
и ставший противником СССР
Спарго считал, с подключением к деятельности ARA российских граждан,
не связанных с большевиками, ARA смогла бы стать со временем
ядром новой российской власти
Поскольку коммунистический режим не смог справиться с бедствием, Спарго, Гувер и другие считали, что эффективная помощь Соединенных Штатов дискредитирует советскую систему и продемонстрирует превосходство американского пути. Они смутно надеялись, что как только американская еда позволит русским восстановить свои физические силы, они обретут моральное мужество, чтобы сбросить своих некомпетентных угнетателей."(The American Mission and the “Evil Empire” by David Fogleson)
"Высшее советское руководство на самом деле с энтузиазмом восприняло работников ARA в качестве образца деловой эффективности, а большевистские газеты неоднократно приводили энергичных американцев в качестве примера для подражания новому типу русских, «американским русским»" ( там же)
Однако, как гласит известная пословица,"Доверяй, но проверяй" (">.
Привлечение к деятельности антисоветски настроенных соотечественников грозило укреплением сил контрреволюции, исходя из этого, советская власть была озабочена вопросами государственной безопасности .
В.И. Ленин, выступая 23 декабря 1921 г. на IX Всероссийском съезде Советов, заявил:
«Советское государство допускает к себе иностранных представителей под предлогом помощи, а эти представители помогают свергнуть Советскую власть, чему примеры бывали. В положение такого государства мы не попадем, благодаря тому, что мы будем ценить и использовать такое учреждение, как ВЧК. Это мы можем всем и всякому гарантировать»
Подобного же рода заявление сделал и И.В. Сталин.
«Не стоит забывать, — писал он в декабре 1921 г. в «Правде», — что торговые и всякие иные миссии и общества, наводняющие Россию, торгующие с нею и помогающие ей, являются вместе с тем лучшими разведчиками мировой буржуазии»
В том же 1921 году журнал Nation писал:
«Прискорбно, что даже к проектам по оказанию помощи приходится относиться с подозрением, но факты <...> делают эту осторожность необходимой. Недавно опубликованная статья бывшего представителя мистера Гувера в Венгрии фактически кичилась тем, что именно он подготовил заговор, в результате которого там был свергнут революционный режим. В таком случае, неудивительно, что американские рабочие организации формируют независимые комитеты по оказанию помощи» (The Nation. Vol. CXIII. - No. 2929. - August 24. - 1921. - P. 187.)
Упомянутым представителем Гувера был сотрудник ARA капитан Грегори (T.C.C.Gregory), работавший в Венгрии и написавший по результатам этой работы статью под названием «Останавливая красную волну», которая и была опубликована в нескольких номерах журнала Worlds Work в том же 1921 году. Грегори утверждал, что действия АРА сыграли важную роль в крушении Венгерской Советской Республики в 1919 г.
Эту же статью, но с измененным названием, "Свержение красного режима - как прокурор Сан-Франциско изгнал Белу Куна" ("Overthrowing a Red Regime -How a San-Francisco Attorney Ousted Bela Kun") перепечатали и другие издания.
Как впоследствии написал в биографии о Гувере его друг, Вернон Келлог
«Одним из правил Гувера было то, что продукты питания могли поступать только в те регионы, где их можно было защитить и контролировать. Это была борьба с большевизмом. Проницательный Бела Кун [глава советского режима в Венгрии] смог одержать победу в игре против Мирной конференции и Верховного совета [союзников] в Париже, но его переиграл тихий капитан с квадратной челюстью», Томми Грегори, генеральный директор Гувера в Юго-Восточной Европе». ("Herbert Hoover" by Vernon Kellogg, p.277) (Подробнее о действиях ARA в Европе см.Продовольственный диктатор )
Тем не менее, как сегодня утверждают авторы, рассказывающие о деятельности представителей американской помощи на территории России, несмотря на пристальное внимание ГПУ к персоналу ARA обвинения американцев в скрытых мотивах, а также - в шпионаже и диверсионной деятельности, оказались ложными, так как не было предъявлено веских доказательств и никто из американцев не был арестован или осужден.
Некоторые авторы и вовсе "переводят стрелки", утверждая, что вот ГПУ, напротив, активно занималось таким шпионажем, внедряя своих агентов в структуру ARA.
"...за сотрудниками миссии бдительно следило ВЧК — ОГПУ. Органы не оставляли попыток внедрить в подразделения АРА своих агентов, о чем американцы прекрасно знали и методично выявляли «кротов»."
Вопрос скрытых мотивов так и оставляется большинством авторов под сомнением, или вообще не поднимается.
"Вопреки тому, что писали советские авторы, опубликованные в последние годы документы органов ВЧК-ГПУ не содержат информации о конкретных действиях американцев, направленных на свержение существовавшего режима в Советской России."
Однако, такого рода документы существуют и они свидетельствуют о том, что подозрения не были беспочвенными, просто авторы подобных статей их игнорируют или пользуются исключительно гуверовской библиотекой.
В записке начальника Осведомительного отдела ИНО ВЧК Я. Залина от 26 января 1922 г. указывалось, что"...результаты систематического наблюдения за деятельностью «АРА» заставляют в срочном порядке принять меры, которые, не мешая делу борьбы с голодом, могли бы устранить все угрожающее в этой организации интересам РСФСР.
Американский персонал подобран большей частью из военных и разведчиков, из коих многие знают русский язык и были в России, либо в дореволюционное время, либо в белогвардейских армиях Колчака, Деникина, Юденича и в Польской (Гавард и Фокс - у Колчака, Торнер - у Юденича, Грегг и Финк - в Польской и т.д.).
Американцы не скрывают своей ненависти к Соввласти (антисоветская агитация в беседах с крестьянами - доктором Гольдером, уничтожение портретов Ленина и Троцкого в столовой - Томпсоном, тосты за восстановление прошлого - Гофстр, разговоры о близком конце большевиков и т.д.).
Для работы в своих органах АРА приглашает бывших белых офицеров, буржуазного и аристократического происхождения, подданных окраинных государств и, таким образом, сплачивает и концентрирует вокруг себя враждебные Соввласти элементы (в Самарском отделении - офицеров, принимавших участие в чехо-словацком восстании; Петроградском - Юденичские; в Казани - Колчаковские; в Москве - княгиня Мансурова, княгиня Нарышкина, княгиня Куракина, графиня Толстая, баронесса Шефлер, Протопопова и др.).
Сотрудники АРА как американцы, так и набранные здесь,
пользуясь предоставленными им привилегиями, первым по договору,
вторым по нашей нерешительности, безнаказанно занимаются бешеной
спекуляцией, вывозом в крупных размерах ценностей из РСФСР.
Занимаясь шпионажем, организуя и раскидывая широкую сеть по всей
России, АРА проявляет тенденцию к большему и большему
распространению, стараясь охватить всю территорию РСФСР сплошным
кольцом по окраинам и границам (Петроград, Витебск, Минск, Гомель,
Житомир, Киев, Одесса, Новороссийск, Харьков, Оренбург, Уфа
и т.д.).
В другом документе сообщалось, что сотрудники ARA "фильтровались Гайем, видным работником европейской конторы АРА в Лондоне, являвшимся представителем американской разведки в Англии. Почти все сотрудники АРА имели военный стаж, большинство из них работали в американских разведывательных или контрразведывательных органах, или ранее служили в противоборствующих с Россией армиях.
Часть сотрудников принимала деятельное участие в работе АРА по свержению советской власти в Венгрии.
Уполномоченный АРА в России - полковник Хаскель Вильям ранее был Верховным комиссаром на Кавказе, отличался тогда непримиримостью к Советской России, возбуждая против нее Грузию, Азербайджан, Армению. В этих целях он распространял в СМИ тенденциозные публикации о большевиках.
Среди ответственных работников АРА, имеющих большой военный стаж, были: майор артиллерии Кароль, капитан кавалерии Грегг, лейтенант Селярдж, полковник Винтере, полковник Бюккс, капитан Доугрег, майор Лонкгран, капитан Менген и другие"
Еще об этом же :
Сотрудники аппарата АРА Кюмлер, Кернау и Финк служили в американской тайной полиции. Еще один - Торнер - работал в английской разведке и, по данным ГПУ, был связан с известным английским шпионом-нелегалом в России Полем Дюксом. Помощники Хаскеля - Шафрон и Грегг служили советниками в армии Польши во время советско-польской войны 1920 г., а Фернер, Борен, Гавард, Фокс и Венер - в белогвардейских армиях.
Ближайшим сподвижником Хаскеля и его личным переводчиком был некий Джон Льерс. Этот человек с конца 1917 г. работал в американском консульстве в России, годом позже стал консулом. Еще тогда органы ВЧК зафиксировали связь Льерса с американским полковником Робертсоном, находившимся в Вологде. Как стало известно чекистам, Льерс передал Робертсону 18 млн. руб. для ведения подрывной работы против большевиков. В 1922 г. Льерс вернулся в Москву уже как руководящий сотрудник аппарата АРА. Однако вскоре чекисты уличили его во враждебной деятельности. (источник)
Деятельность АРА в России не осталась без внимания и политического руководства страны. В.И. Ленин в письме от 25 февраля 1922 г. управляющему алтайских рудников Р.А. Дрейману требовал:
"То, что Вы сообщаете о приемах Уркарта и его кампании, которые через АРУ подкупают наших спецов, имеет крайне важное значение. Поручаю Вам продолжать собирание наших и подобных документов с величайшей тщательностью. Если найдете безусловно умного чекиста, надо с ним вместе обдумать дополнительные способы контрразведки"
В попытке защитить американцев от обвинений в подрывной работе, иногда изящно утверждается, что "контрреволюционная агитация ведется не американцами, а «русскими американцами», то есть местными сотрудниками АРА. Среди них были выходцы из прежних имущих классов, которые негативно относились к новой власти. Попав на службу в иностранную организацию, они иногда позволяли себе быть более свободными в речах и поступках, что, конечно, вызывало недовольство властей."
И они частично правы, именно через российских сотрудников АРА американцы собирали необходимые сведения о России и различных аспектах ее жизни, поддерживали связи с контрреволюционными и белогвардейскими кругами.
Другие авторы все же, указывают на персональную ответственость американцев:
"...перехваченные ГПУ документы доказывали, что АРА, помимо помощи голодающим России, преследует также и другие цели, не имеющие ничего общего с гуманитарными идеями и филантропией. Была установлена персональная виновность в шпионаже и контрреволюционной деятельности многих ответственных американцев - руководителей АРА в России.
'К изоляции их ГПУ не приступает только потому, что обострение отношений между РСФСР и АРА ослабит помощь, оказываемую АРА голодающему населению Республики' "
Например:
"Свои частые поездки по Уфимско-Уральскому округу американцы из АРА активно использовали для ведения так называемой легальной разведки. Производилось фотографирование городов и заводов, собирались сведения о различных сторонах жизни населения округа. Так, по данным ГПУ, эмиссар АРА Лассаль совершил двухнедельную поездку по наиболее промышленно развитым городам Урала (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст, Миасс, Кыштым), где сделал массу фотоснимков предприятий региона.
В августе 1922 г. чекисты из Белорецка сообщили в Москву, что в их город приезжал представитель АРА, американский офицер-летчик, усиленно интересовавшийся работой местного металлургического завода, численностью его рабочих, потребностью в топливе, его возможностями. Нужные сведения гость получал от заводских инженеров, которых он щедро угощал в питейных заведениях.
Из доклада того же Белорецкого отдела ГПУ за декабрь 1922 г. следует, что сотрудник АРА американец Крейг, будучи в их городе, занимался съемкой топографических карт.
Кстати сказать, при окружном представительстве АРА имелся специальный картографический отдел, занимавшийся составлением карт округа в восьмиверстном масштабе. Чертежникам отдела выделили особую комнату, право на вход в которую помимо них имели только три главных должностных лица представительства. Составленные карты хранились в строгом секрете.
Особое внимание АРА обращала на транспорт и стремилась всеми силами внедрить своих людей в органы НКПС на местах. При этом некоторые железнодорожники отказывались работать с АРА. Например, отверг предложение американцев инженер Шухов. Он сообщил, что представители АРА требовали от него сведений, не имевших никакого отношения к передвижению грузов их организации. По выражению Шухова, "американцы действуют как в завоеванной стране".(источник)
Ну, и о дипломатической почте.
Получаемая органами госбезопасности информация свидетельствовала, что помимо разведывательной работы, представители АРА в России стремились использовать ситуацию и для личного обогащения: проводили незаконные валютные операции, скупали драгоценности, золото, предметы церковной утвари, произведения искусства и антиквариат, проводили контрабандные операции.
"1 декабря 1922 г. на московской таможне в присутствии официальных представителей АРА была вскрыта дипломатическая почта этой организации, адресованная в Ригу, Лондон и Нью-Йорк:
“доставленные контролером Себежской таможни Плевковым, при провозном свидетельстве от 29 ноября с/г за № 297 в Московскую таможню восемь мест багажа, коих пять мест, опломбированных пломбами «АРА», по заявлению представителя «АРА» Ф. Маттеуса, - являются личным багажом членов «АРА» Джо Альтона и Эрольда Доджа и опломбированными пломбами «АРА» вследствие злоупотребления со стороны владельцев багажа, а потому, как не относящиеся к дипломатической почте и багажу -подлежат досмотру таможней на общих основаниях...
1) пакет за пятью печатями «АРА», адресованный в Ригу, в адрес Американской Администрации Помощи для гр. Дальтона и Доджа - членов «АРА», в нем оказался один аметистовый, окаймленный мелкими жемчужинами, в золотой оправе с платиновой цепочкой кулон; одно кольцо золотое с тремя крупными бриллиантами, осыпленными розочкой; кулон с одиннадцатью крупными бриллиантами и крупной жемчужиной грушевидной формы в виде подвески в платиновой оправе с платиновой с жемчугами цепочкой; круглая золотая с эмалью коробочка 88 пробы и в ней одно золотое кольцо с двумя крупными жемчужинами и мелкими бриллиантами, одна нитка жемчуга средней величины количеством 66 штук, одно платиновое кольцо с жемчужиной (отдельно от кольца), одно золотое кольцо с крупным изумрудом, осыпанным бриллиантами; чековая книжка с бланками от № А001558 до № А001573 включительно, обязательства РСФСР 1921 г. на сумму сто миллионов;
2) ящик с адресом Гэйнс Джан по адресу Главной конторы АРА: Лондон, АРА, Англия, Итон-сквер от районного представителя АРА в Казани, в нем оказалось: одна черепаховая коробочка с эмалью (пейзаж); одна золотая, овальной формы, коробочка с эмалью и драгоценными камнями; один перламутровый футляр с инкрустацией; одна фигурка из цветного уральского камня; одна круглая серебряная коробочка филигранной работы с эмалью и бриллиант; одна такая же коробочка овальной формы с драгоценными камнями; одна крупная фасонная золотая табакерка с эмалью и гравировкой; одна золотая зажигалка с бриллиантами и монограммой «М»”
Может быть авторы хвалебных статей напрасно пытаются вызвать в нас чувство вины, цитируя Чуковского, который в анонимном письме к АРА от лица женщины "с сожалением замечал, что в большинстве своем получившие помощь не испытывают благодарности к США:
- Если бы меня спросили, испытывает ли русский народ настоящую благодарность к американскому народу, спасшему тысячи жизней от болезней и смерти, я была бы вынуждена ответить честно: едва ли. Отдельные люди испытывали глубокую благодарность, но не массы народа. Хотя я касаюсь только Петрограда и Москвы.
Причины, однако, легко понятны. Мы пережили войну и революцию. Человек, прошедший такие испытания, перестает доверять кому-либо и верит только в себя, потому что за множеством высокопарных слов и фраз скрывался обман.
Даже теперь, видя, как Америка кормит наших детей, у нас говорят: «Это неискренне, это, должно быть, какой-то трюк».
|
</> |