рейтинг блогов

Польско-японские связи, часть 1

топ 100 блогов ljwanderer23.11.2023 Продолжаю тему чекистов - разведки и контрразведки. Еще недавно при чтении статей о Большом терроре обвинения в польско-японских связях казались невероятной причудой НКВД: где - Польша, а где -Япония?
Но со временем выяснилось, что и такое сотрудничество возможно. Вот и нижеприведенные выдержки из статьи, написанной  польским и японским историками, дают понять, с чем столкнулись советские чекисты


Польско-японские связи, часть 1 undefined
Встреча Юзефа Пилсудского и князя Такамацу в Варшаве в 1930 году.

Польская разведка

До прихода к власти Адольфа Гитлера наибольшую угрозу для Советского Союза представляли Польша и Япония. До этого Германия и Советский Союз, враждебно настроенные по Версальскому соглашению после Первой мировой войны, поддерживали определенную степень дружеских отношений и даже участвовали в тайном военном сотрудничестве.

Напротив, Польша и Япония оказались политически и в военном отношении враждебными Советскому Союзу.
По словам Карла Радека, в начале 1930-х годов Сталин опасался одновременного нападения Японии и Польши.
Для опасений Сталина были веские причины. Польша считала Советский Союз, наряду с Германией, величайшей угрозой своей с таким трудом завоеванной независимости, в то время как Япония считала Советский Союз, наряду с США, величайшим препятствием на пути ее империалистических амбиций.


Иными словами, Советский Союз был гипотетическим врагом и для Польши, и для Японии, и они действовали соответственно. Советский Союз ответил тем же. Обе стороны активно шпионили друг за другом. В этих трехсторонних отношениях Польша и Япония нашли точки соприкосновения и начали сотрудничать. Это сотрудничество восходит к русско-японской войне 1904–1905 годов.

В 1923 году Япония пригласила польского специалиста по русско-советским шифрам Яна Ковалевского для обучения японских военных специалистов по шифрованию.(В войне против большевистского правительства в 1919-1920 годах Польша нашла хорошее применение своему опыту в области радиоразведки для победы над своими врагами. Отчасти благодаря опыту Польши Великобритания сломала немецкую машину «Энигма» во время Второй мировой войны.)

Япония несколько раз отправляла специалистов по шифрованию в Польшу для обучения вплоть до 1930-х годов. Точно так же Польша и Япония продолжали обмениваться разведданными относительно Советского Союза на протяжении 1920-х, 1930-х годов и даже во время Второй мировой войны, когда формально они находились в состоянии войны.

И в Польше, и в Японии не все политики и военачальники считали Советский Союз самым опасным потенциальным противником. В Польше мнения разделились относительно того, кто представляет большую опасность: Германия или Советский Союз. Аналогично в Японии произошел раскол в оценке относительной опасности СССР и США.
Тем не менее, ни одна из стран не пренебрегла антисоветской разведкой после окончания Гражданской войны в России и установления дипломатических отношений с Советским Союзом.


Польско-японские связи, часть 1 undefined
Польские и японские офицеры в Варшаве, 1929 г

Большая часть антисоветской разведки в Польше осуществлялась Двойкой, Вторым отделом Генерального (позже Главного) штаба Войска Польского. Польша имела хорошие возможности для проведения антисоветской разведки, поскольку многие граждане нового независимого государства были бывшими гражданами Российской империи, хорошо знакомыми с образом жизни в России, Украине и Белоруссии.

Более того, в 1937 году в Советском Союзе проживало более 636 000 этнических поляков, около семидесяти процентов из них - на Украине, к услугам которых Польша рассчитывала обратиться.

Во время Первой мировой войны Пилсудский, будущий лидер Польши, основал секретную военную организацию (Polska Organizacja Wojskowa, POW) с целью разведки и подрывной деятельности против врагов Польши (России, позже Советской России и Германии). Хотя она прекратила свое существование после польско-советской войны 1919–1920 годов, «Двойка» поглотила многих своих членов, унаследовала ее опыт и стремилась использовать остатки своих заговорщических организационных структур в Советском Союзе.


Польско-японские связи, часть 1
Офицеры POW


Польско-японские связи, часть 1 undefined


Многие работники Двойки были бывшими военнопленными. Ежи Незбжицкий (Jerzy Niezbrzycki /Ryszard Wraga), уроженец Украины и бывший гражданин Российской империи, говоривший помимо польского языка на русском и украинском языках, был военнопленным и участвовал в польско-советской войне.

В 1927-1929 годах работал разведчиком под видом дипломата в польских консульствах в Харькове и Киеве, откуда в декабре 1929 года был выслан по обвинению в шпионаже.

Польско-японские связи, часть 1
Ежи Незбжицкий (1902-1968)
Родившийся в 1902 году в Виннице, в декабре 1918 года он уже он стал
командиром разведывательно-диверсионного отряда,
атаковавшего советские войска на Украине.
Во время советско-польской войны выполнил несколько миссий за линией советского фронта.
В сентябре 1920 года вступил в Украинскую армию Симона Петлюры, прослужив там до 1922 года.
Был представлен Юзефу Пилсудскому, который предложил ему работу в штабе Войска Польского.
Его задачей была работа в польско-советских приграничных округах,
одновременно он изучал право и политику в Варшавском университете,
его главным интересом был Советский Союз и его политика.
Кроме того, он продвигал польско-украинский союз, который рассматривался им
как противовес России и ее могуществу.
В 1928 году был отправлен в польское консульство в Харькове.
Официально он был дипломатом, но неофициально — агентом разведки,
занимался сбором информации о Красной Армии.
В середине 1930-х годов посылал в польские журналы статьи о голодоморе.
После 17 сентября 1939 г. бежал в Румынию, где продолжил разведывательную деятельность.


В 1932 году Незбжицкий был назначен руководителем «Восточного отдела» Двойки (руководил направлением Советского Союза), где он работал до 1937 года.

Польско-японские связи, часть 1
Ежи-Незбжицкий-справа

Однако имеется мало свидетельств того, что остатки POW вообще действовали в Советском Союзе в 1920-е годы и далее, во многом благодаря интенсивной контрразведывательной работе Советского Союза.

Хотя в 1931-1932 годах, видимо, в разведывательных целях, «Двойка» действительно собирала информацию о бывших членах POW на Украине, нет никаких свидетельств того, что POW вообще возродилось в какой-либо форме. Тем не менее, начиная с 1933 года, многочисленные этнические поляки в Советском Союзе, особенно на Украине, были арестованы как члены POW.


Как показывает случай Незбжицкого, Польша, вероятно, как и многие другие страны и, конечно, Япония и Советский Союз, широко использовала дипломатические миссии для прикрытия своей разведывательной деятельности. До 1937 года Польша имела консульства в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Минске и Тифлисе, проводившие разведывательные операции.

Дипломатические посты в других ключевых странах, особенно в странах, окружающих Советский Союз, таких как Япония, Финляндия, Турция, Латвия, Эстония и Чехословакия, а также Германия, Франция и Югославия, служили той же цели.

Одной из важнейших стратегических целей независимой Польши было ослабление и, если возможно, разрушение Советского Союза, и с этой целью Польша стремилась поощрять сепаратистские движения национальных меньшинств в Советском Союзе.

В 1920-е и 1930-е годы в Польше действовало «Прометеевское движение», «антикоммунистический интернационал, призванный разрушить Советский Союз и создать независимые государства из его республик». Он объединил великих стратегов Варшавы и изгнанных патриотов [украинцев, грузин, азербайджанцев и др.], чьи попытки основать независимые государства были пресечены большевиками [и были] поддержаны европейскими державами, враждебными Советскому Союзу, морально - Великобританией и Франция, политически и финансово - Польшей.

Важнейшей группой Прометеевского движения была Украина. В Польше проживало большое украинское меньшинство, многие из которых были украинскими националистами и ирредентистами* Советской Украины.


* ирредентисты - человек, выступающий за возвращение своей стране какой-либо территории,
ранее ей принадлежавшей.

Точно так же, как многие из этих украинских националистов считали коммунистическую Россию своим врагом (оккупантом Восточной [Советской] Украины), так же они считали врагом и Польшу (оккупантку «Восточной Галиции» или «Западной Украины»). Для Польши было жизненно важно переключить свое внимание и политическую энергию с Польши на Советский Союз.

Несмотря на то, что украинские националисты занимались политическим террором против польских властей, Польша терпела их присутствие в стране, допускала и даже поощряла их антисоветскую деятельность.

Предполагается, что неизвестное количество из них также действовали как польские агенты. Характерен случай, произошедший весной 1932 года.

В мае того же года, согласно японским данным, перехваченным советскими шпионами, японский военный атташе в Москве Торасиро Кавабе спросил у своего коллеги в Варшаве Хикосабуро Хата, правдивы ли слухи, дошедшие до него в Москве, о том, что два члена польского генерального штаба были казнены за шпионаж в пользу Советского Союза.


Польско-японские связи, часть 1
Торасиро Кавабэ (1890-1960)
В 1926—1928 годах служил в качестве резидента штабного офицера в Риге.
В Латвии Кавабе изучал советскую деятельность. В 1928 году получил звание майора.
В1931 был направлен в Москву в качестве военного атташе, где находился до 1934 года,
когда он был отправлен в Квантунскую армию в качестве офицера штаба и начальником разведывательного отдела


Два дня спустя Хата, тесно сотрудничавший с польской разведкой, ответил: недавно польский генеральный штаб направил на Украину около 20 секретных агентов, однако все они были пойманы ГПУ. Два «секретаря» Генерального штаба были подкуплены Советами и передали им секретную информацию. Они предстали перед судом и были приговорены к расстрелу. Переписка Кавабе-Хата была перехвачена советской тайной полицией и доложена Сталину.

Хотя неизвестно, были ли эти агенты поляками или украинцами, украинцы продолжали посылать своих агентов в Советский Союз из Польши.

Например, агент № 7 неоднократно пересылался через границу с 28 сентября по 5 октября 1932 г., с 25 ноября по 1 декабря 1932 г. и с 29 декабря 1932 г. по 4 января 1933 г. В конце концов, после отправки 19 сентября 1933 года, он не вернулся: его убили сотрудники ОГПУ.

Агент № 102 аналогичным образом пересекал польско-советскую границу шесть раз в 1932-1933 годах, но после отправки на советскую территорию 22 января 1933 года он не вернулся, очевидно, будучи задержанным ОГПУ.

По советским данным, в период с 1922 по 1936 год советско-украинские пограничники арестовали 1763 «шпиона», 66 «диверсионных элементов» и 5326 «контрабандистов» (из них 479 были вооруженных). Советские данные также свидетельствуют о 144 случаях вооруженных столкновений с нарушителями границы из Польши, в результате которых было «ликвидировано» 60 «бандитских группировок» (как местных, так и иностранных).

Аналогичным образом, в период с 1921 по 1935 год советские белорусские пограничники задержали 4902 «шпиона», 550 «диверсионных элементов» и 13656 «контрабандистов». Также зафиксировано 282 случая вооруженного конфликта.

Излишне говорить, что Польша опасалась, что многие пересекавшие границу из Советского Союза были советскими шпионами. По данным японских источников, в первые несколько лет 1930-х годов Польша захватила 1500 «советских шпионов» вдоль своей границы с Советским Союзом.

Как и в любой разведке и шпионаже, сильные стороны Польши были также и ее слабостями.

Советская тайная полиция завербовала ряд способных членов POW. Двумя известными примерами являются Виктор Стеккевич и Иганций Добржинский, которые были арестованы советскими властями в 1920 году (во время советско-польской войны), а затем завербованы благодаря личному вмешательству тогдашнего начальника советской тайной полиции, поляка, Феликса Дзержинского. Впоследствии они стали известными оперативниками советской тайной полиции как Виктор Кияковский и Игнатий Сосновский соответственно.


Польско-японские связи, часть 1
Игнатий Игнатьевич Сосновский (Добржиньский) (1897-1937)

Именно Стеккевич/Кияковский стал архитектором знаменитой операции «Трест», блестящей советской контрразведывательной операции 1920-х годов, в ходе которой была создана фиктивная антисоветская подпольная организация.

Точно так же многие украинские эмигрантские организации в Польше и других странах были проникнуты советской агентурой. Проникновение было особенно востребовано после убийства в октябре 1933 года во Львове террористом ОУН Николаем Лемиком агента советской тайной полиции, работавшего под прикрытием помощника консула Андрея Майлова.

Самый известный пример — главный советский шпион Павел Судоплатов, который проник в ОУН и сумел убить ее главу Евгения Коновальца в Роттердаме в мае 1938 года. Как выяснилось, дивизию ОУН в Финляндии возглавлял советский агент К. Полуведько.


К. Н. Полуведько
Кондрат Никитович Полуведько (1895-1942)

Несмотря на то, что в польские разведывательные службы проникли советские агенты, было широко признано, что в 1920-х и 1930-х годах, из работающих против Советского Союза, польская разведка, наряду с финской, была, вероятно, лучшей в мире.

И Польша, и Советский Союз признали, что шпионили друг за другом. В 1920-е и 1930-е годы страны неоднократно обменивались политическими заключенными (в том числе шпионами), последний раз в 1936 году.




Источник: "The Great Terror">Polish-Japanese Connections



Далее: Японская разведка

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Женщина должна быть красивой типо априори. Но апостеори она становится ещё красивее, если: 1.       Если на неё есть белая норковая шубка. Ну чЁ толку, что есть черная. Это неинтересно. Это как у всех. А когда на ней белая, то она ...
Очень интересно, насколько оказывается это популярная статья госрасходов   - закупки на освещение в средствах массовой информации деятельности органов государственной власти. Особенно занятно соотнести размер изначального бюджета и ...
Размещая эту заметку , не предполагал, что продолжение последует всего через пару минут, и, - честно, - полностью исключал возможность разрешения губернатору идти на прямые переговоры с бандитами. По той простой причине, что полагал такой пас врагу, делающей "рдк" отдельной от ...
Новости Крымнаша. Выпуск #461 за 16.02.2016 1. Москва начала психологическую операцию по выдавливанию крымчан с Крыма и доведения населения до состояния среднероссийской однородной массы. От принудительной депортации пока отказались в надежде, что крымчане – люди догадливые, поймут, ...
taffy729 Нешуточно пригрозили, чё уж. А царица молодая, дела вдаль не отлагая, с первой ночи понесла Интересно, этот.. ээ.. гражданский долг на контролёров возложат или ...