
В защиту садового гнома


Порывшись в игрушках сына, я нашла две фигурки гномиков из "Белоснежки и семь гномов". У кого есть дети, те, наверняка, собирали вместе с ними фигурки из киндер-сюрпризов, эти фигурки оттуда. Фарфоровый домик куплен на немецкой Рождественской ярмарке в Бирмингеме.
Да простят меня любители коротких сообщений, но мне нравится писать длинные "простыни", в которых я люблю "плясать от печки" и "расставлять все по полочкам".
Известно, что традиция ставить глиняных гномов в саду родилась в Германии, но сами гномы и их прообразы были известны еще раньше.
Маленькие человекоподобные существа распространены во многих культурах с древних времен. Эльфы, гоблины, пикси, тролли, лепреконы, домовые - по сути все они карлики и все наделены волшебными и магическими способностями.
Еще раньше у разных народов были боги миниатюрного роста. Например, Приап, древнегреческий бог плодородия, полей и садов, изображался в виде маленького человечка безобразной наружности с большим фаллосом. В классическую эпоху культ Приапа распространился по всей Греции и Италии. В Древнем Риме к нему с большим уважением относились арендаторы, а также бедняки. Арендаторы считали его защитником своих посевов, а бедняки — другом простого народа.

Художественный музей Лос-Анджелеса
В Древнем Египте были различные божества под общим названием Бес, которые считались хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, покровителями семьи. Бес изображался в виде уродливого карлика с бородкой, длинным высунутым языком, иронической усмешкой и короткими толстыми ногами.

Статуя Беса из Саккары. Выставлена в Лувре.
Еще один греческий коротышка-бог - Гефест, бог огня, самый искусный кузнец, строитель всех зданий на Олимпе, изготовитель молний Зевса. Он был низеньким, чахлым, уродливым, с мускулистыми руками кузнеца, и ему приписывались магические способности в ковке и кузнечном деле, навыки, которые позже приписывались гномам.

Гефест
Серьезных исследований о гномах очень мало, но, все же, большинство исследователей склоняются к мысли, что наиболее вероятным источником гномов является североевропейская, то есть скандинавско-германская традиция. Маленькие существа появились как гномы в скандинавских и исландских сагах, где они искусные мастера, которые делали чудесные вещи для различных богов.
Голландский автор Уил Гюйген в своей книге "Гномы" пишет, что недалеко от Тронхейма на территории современной Норвегии, была найдена деревянная фигурка, возраст которой был проверен и установлено, что ей около 2000 лет.

Иллюстрация фигурки из книги Гюйгена
Гюйген описывает свидетельства людей, живших в давние времена, которые. якобы, встречали гномов. Цена таких свидетельств хорошо известна, но скандинавский бог Локи - очень подходящая кандидатура на роль гнома. Локи - бог озорства, хитрости, коварства, а также огня. Он маленького роста, искусный мастер, который может создавать различные вещи. В датском музее хранится камень с изображением Локи, который датируется 1000 годом н.э.

Изображение Локи со страниц древне исландского манускрипта. 1680 год.
Возникновению слова "гном" мы обязаны Филиппу Ауреолуус Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму, которого весь мир знает по имени Парацельс. Парацельс был одним из основателей современной медицины, но будучи человеком своего времени (он жил в 16 веке), верил в духов, пигмеев и гномов. Парацельс начал называть маленьких человечков gnom по аналогии с греческим словом genomus - подземный житель.
По словам Парацельса, у гномов был разум, но не было души, поэтому они были неспособны к духовному развитию. Они были приспособлены к жизни под землей и могли дышать, видеть и двигаться под землей так же легко, как рыбы в воде. Как и у людей, у гномов были тела из плоти и крови. Они могли говорить и рассуждать. Они могли есть, спать и размножаться, и так же, как люди, они могли заболеть и умереть. Парацельс также думал, что, хотя гномы иногда питали симпатию к некоторым людям и иногда даже были готовы поступить к ним на службу, обычно они были враждебны людям.

В английской литературе слово gnome появилось приблизительно в 18 веке. Чаще всего под гномами понимались маленькие живущие под землей человечки в колпаках, умные и изобретательные, но жадные и чопорные

Английский гном (сидит под поганкой, в банке у него лягушка). Генрих Шлитт. 1923 год
В тоже время, когда Парацельс описывал мифических гномов, при королевских дворах было модно держать в качестве любимцев и шутов людей маленького роста.
Например, у Козимо I, великого герцога Тосканы, был любимый придворный капрлик Пьетро Барбино, скульптуру которого верхом на черепахе герцог приказал поставить в садах Боболи во Флоренции

Почти у каждой правящей или элитной семьи был один или несколько карликов при дворе. Иметь своего "гнома" – было почти обязанностью всех королей. У Петра I еще в десятилетнем возрасте были карлики по имени Комар и Сверчок. Петр Первый даже попытался вывести "карликовый род", для чего активно женил людей невысокого роста между собой. Одной из таких свадеб стало бракосочетание любимца царя Якима Волкова и Прасковьи Федоровны в ноябре 1710 года.
В Британии у Карла I был карлик сэр Джеффри Хадсон, рост которого в девять лет был всего 46 см.
Джеффри был сыном мясника из Окхема, Ратленд, который содержал и травил быков для Джорджа Вильерса, 1-го герцога Бекингемского. Ни один из родителей Джеффри не был низкорослым, но в девять лет его рост не превышал полметра, хотя он был изящно сложен. На обеде, данном герцогом Карлу I и его королеве, он был доставлен к столу в пироге, из которого он вышел, и тотчас же был усыновлен королевой Генриеттой Марией. Этот маленький парень участвовал в гражданской войне в Англии и, как говорят, был "капитаном лошадей", получив прозвище "энергичный Джеффри" за свою деятельность.
Он участвовал в двух дуэлях - одна с индюком, битва, описанная писателем Уильямом Давенантом, и вторая с мистером Крофтсом, застреленным маленьким Хадсоном, который стрелял верхом, седло поставило его на один уровень со своим противником.
Дважды Джеффри попадал в плен - один раз, когда он возвращался из Франции, куда он был отправлен по домашним делам королевы. Во второй раз он попал в руки турецких пиратов. Страдания во время этого последнего пленения заставили его, как он заявил, вырасти, и на тридцатом году, будучи такого же роста с девяти лет, он неуклонно рос, пока не достиг 1,14 м. Во время Реставрации он вернулся в Англию, где жил на пенсию, предоставленную ему герцогом Бекингемским. Позже он был обвинен в участии в Папском заговоре и был заключен в Гейт-хаус. Был освобожден и вскоре умер в возрасте 63 лет.

Маленькие человечки стали вдохновением для людей искусства 17-18 веков.
Жак Калло - гравер и рисовальщик из Лотарингии, был знаменит своими гравюрами людей того времени: солдат, клоунов, пьяниц, цыган, нищих, а также придворной жизни. В 1616 году он напечатал 21 гравюру гобби, карликов, известных тогда под итальянским словом "горбун", gobbi.
С тех пор фигурки гномов, созданных по гравюрам Калло стали выставляться во дворцах вместе с другими предметами коллекционирования.

"Карлик, играющий на скрипке". Жак Калло. 1616 год
Считается, что работы Калло вдохновили мастеров английского фарфорового завода Crown Derby на создание фигурок, изображающих карликов. Внешний вид фарфоровых карликов Дерби был симпатичным (их выпускают и сейчас маленькими партиями для коллекционеров). Они были созданы по образцу реальных карликов, которых наняли стоять возле особняка в Лондоне с рекламой на их больших шляпах.

Конечно теоретически гравюры и фарфоровые фигурки не имеют ничего общего ни с гномами в народной традиции, ни с нашими садовыми гномами, но сходство заметно.
Пожалуй ближе всех к садовым гномам можно отнести 16 фигур в садах Вайкерсхайма в Баварии, которые датируются 1711 годом (это, пожалуй, одни из лучших сохранившихся гномов того времени).
16 комических фигур традиционно считается карикатурами на королевский двор Вейкерсхайма. Однако это не портреты реальных людей. Скульптор Иоганн Якоб Зоммер из Кюнцельзау доставил в сад 14 карликов между 1711 и 1712 годами. Счета на них все еще существуют. В этих старых бумагах точно указано, откуда взялись эти необычные предметы. Многие поколения семьи художников Зоммер работали не только во дворце Вайкерсхайм, но и в других поместьях.
Фигурки Вейкерсхайма не имеют ничего общего ни с карликами Калло, ни с сегодняшними садовыми гномами. Они что-то совершенно особенное.

С развитием науки гномы Парацельса почти исчезли из представления большинства образованных людей о реальном мире. Однако давние европейские народные представления о маленьких людях сохранились в литературе и устной традиции. Именно оттуда они возродились в начале 19 века. Эти сказки и мифы были подхвачены братьями Гримм, которых сегодня считают основоположниками современного изучения фольклора. "Белоснежка и семь гномов" стали стала предвестницей появления садовых гномов.
Старые народные сказки были подобраны, пересказаны и усовершенствованы и в других странах, таких как Норвегия и Ирландия. Все эти сказки дали "маленькому народу" новую жизнь и иную интерпретацию в сознании простых людей, которые жили рядом с природой. Для эффектного выхода садовых гномов оставался один шаг.
В Швейцарии и Шварцвальде одной из местных традиций была резьба по дереву, и в городе Бриенц одна компания решила взять новые идеи "национальной" истории и попытаться превратить их в украшения. Созданные ими фигуры были основаны на давней тевтонской традиции "домовых гномов". Считалось, что эти домашние дварфы, как и римские домашние боги, являются потенциальными хранителями зарытых сокровищ и приносят удачу.
Эти деревянные фигурки, изображенные в своих фирменных шляпах, с инструментами и рюкзаками, быстро стали популярными сувенирами благодаря растущей туристической торговле. Их привозили в Великобританию в большом количестве.

Деревянная фигурка гнома из Бриенца
Считается, что гномы впервые превратились в садовых гномов и перебрались из дома в сад, когда Альфред Бэр и Иоганн Мареш в Дрездене, Германия, начали производить свои собственные изображения гномов не из дерева, а из керамики примерно в 1841 году. К Baehr & Maresch присоединились другие производители, и появился процветающий рынок не только этих ранних гномов, которые теперь являются антиквариатом, но и их реставрации в виде факсимиле и новых моделей.

Антикварный гном Baehr & Maresch из терракоты, раскрашенный вручную. 1900 год
О том, что первые фигурки гномов прибыли в Англию благодаря сэру Чарльзу Ишему из Лэмпорт-Холла в Нортгемптоншире, я уже писала, как и о двух лагерях - тех, кто любил гномов, и тех, кто их ненавидел.
Среди тех, кто был фанатом гномов был богатый лондонский юрист сэр Фрэнк Крисп, обладавший великолепным чувством юмора, который построил готический дворец недалеко от Хенли, а затем добавил к нему Фрайар Парк с большим альпийским садом, несмотря на то, что здесь нет никаких гор. Рассказывать о Фрайар Парк нужно отдельно, я расскажу только о семейке гномов, которая жила в одной из искусственных пещер замка. Всего подземных пещер было пять, и самая последняя пещера называлась пещерой гномов. Гномов в пещере было очень много. Сэр Крисп дал волю своему разыгравшемуся воображению. Был гном, нюхающий табак, другой с зубной болью и один испуганный взрывом бутылки шампанского, которую он несет.

После ученой речи "специальное зеркало в восточном конце пещеры превращает самого посетителя в гнома. Верхняя часть зеркала состоит из простого стекла, которое показывает голову и искажается, а нижнее стекло, изогнутое, укорачивает и искажает тело, поэтому в результате получается фигура гнома", - объяснялось в путеводителе сэра Криспа. К сожалению, фотографий того времени нет, только рисунки в путеводителе.

При жизни сэра Фрэнка Криспа Фрайар Парк в определенные дни был открыт для посещений. После смерти сэра Криспа его вдова продала парк вместе с постройками. Дальше он начал переходить из рук в руки, пока не вмешался рыцарь в сияющих доспехах и не купил поместье в январе 1970 года за 140 000 фунтов стерлингов. Это был не кто иной, как звезда "Битлз" Джордж Харрисон, которому тогда было всего 27 лет. Харрисон с течением времени стал фанатом садоводства, очистил заросший парк и засадил его новыми растениями по своему вкусу. Во время борьбы с ежевикой, которая захватила огромную часть территории, к своему изумлению Харрисон обнаружил пещеры, в которые спускался по веревке. Из последней пещеры он спас оставшихся гномов от неминуемой гибели. (К сожалению, сейчас поместье и парк частная территория, и посетителей туда не пускают).

Спасенные Джорджем Харрисоном гномы
Фрайар Парк и личность сэра Фрэнка Криспа стали источником вдохновения для Джорджа Харрисона. Ballad of Sir Frankie Crisp (Let It Roll) из альбома All Things Must Pass Харрисон написал в знак уважения к бывшему хозяину дома и парка, которые он купил.
Садовый гном — это целый пласт культуры, среднее между культом и китчем. Гномов по-прежнему либо любят, либо ненавидят. Для тех, кто их любит, садовый гном — один из любимых объектов поп-культуры.
Люди ищут выброшенных садовых гномов и пристраивают их в "безопасные" места в своих садах, берут своих гномов в путешествия и "показывают им мир" (если нет своих, воруют чужих, следите за своими гномами!), устраивают игры “gnome-spotting”, “gnome-napping” и прочее. Созданы "Общество защиты садовых гномов" и "Фронт освобождения садовых гномов".
Многие деятели культуры, которых не обвинишь в банальщине, ставят гномов в свои сады, даже у принца Чарльза в саду есть гномы, и Камилла признавалась в своей "тайной любви" к садовым гномам.

На свое 50-летие принц Чарльз получил в подарок садового гнома.

Гном в образе принца Чарльза
"Если я был бы маленький-маленький гном,
Я умывался б каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.
Я бы под стулом спокойненько проходил,
Мне комар казался большим орлом,
Блюдце - широким озером, если б я был,
Если я был бы маленький-маленький гном...
Чтоб написать короткое слово: «привет»,
Я бы с неделю ворочал вечным пером....
Эти стихи я писал четырнадцать лет:
Я ведь и есть маленький-маленький гном".
Шел Силверстейн в переводе Григория Кружкова

|
</> |
