В мире закончился главный ресурс. Но мир это не замечает

топ 100 блогов anlazz01.03.2023 Точнее надо было бы писать "мир" - то есть, современная "цивилизация", а еще точнее - западная мир-система. Но пусть будет так, без кавычек. Впрочем, пойдем по порядку.

И укажем, прежде всего: что же это за такой "главный ресурс" современной цивилизации, да еще такой, исчерпание которого последняя не видит. На самом деле тут все очень просто: этот ресурс - мозги. Точнее, конечно, "мозги", потому, что речь идет не о биологическом органе, именующемся "головной мозг", а о жаргонном названии лиц, имеющих хорошее образование и способных работать в передовых отраслях промышленности и науки. Именно "переманивание" подобных граждан принято именовать "утечкой мозгов" и считать одним из самых важных явлений т.н. "глобалистического мира".

Данная "утечка" стала актуальной после Второй Мировой войны - когда США буквально начали "скупать" европейских ученых и инженеров, пользуясь тем, что в разрушенной войной Европе банально было нечего есть. Этот момент позволил Штатам очень сильно "поднять" свою науку и технику. Впрочем, если честно, то подобный процесс начался еще после Первой Мировой - ну и да, нацистская политика "борьбы с евреями" тут так же сыграла свою роль. (Один Эйнштейн чего стоит - мыслителей подобного уровня США не "рождали" ни до, ни после. А ведь был еще Ферми, Бор и т.д. - значимость подаренного нацистами "пакета" самых лучших умов планеты переоценить невозможно.)

В любом случае указанный механизм - то есть, возможность переманивать себе самых лучших специалистов из других стран, пользуясь возможность платить им высокую зарплату (в начале это определялось общим уровнем экономики, не пострадавшей в ВМВ, потом - возможностью печатания денег) - стали одним из важнейших "столпов" американского могущества. Поскольку он позволял одновременно и увеличивать мощь США, и уменьшать мощь тех стран, из которых специалисты "изымались". Можно сказать, это был идеал, практически "вечный двигатель", позволяющий экономить огромные средства на образовании, и при этом быть на голову выше остальных.

Но так же, как у любого "идеала" в нашем диалектической мире, у "утечки мозгов" была и своя обратная сторона. Которая состояла в том, что собственная образовательная система в данном случае становилась "вторичной". Нет, разумеется, и она была нужна: необходимо, все же, было поддерживать свои инженерные и научные школы. (А "переманенный специалист" - какой бы колоссальной не была его квалификация - школу не создает. См. пример тех же Эйнштейна с Ферми, которые не смогли это сделать в США.) Однако избежать "вторичности" в данном случае было очень сложно - и ее не избежали.

Однако деградация "местного образования" - это только одна сторона медали. Поскольку деградирует и "донор" - в смысле, та образовательная система, из которой изымаются специалисты. Ну это же очевидно: если самые умные уезжают из страны за "длинным долларом", то понятно, что уровень преподавания будет постепенно спадать. Ну, а про то, что указанные выше школы тут - в стране, из которой едут - так же распадаются, и говорить нечего.

Короче, возникает т.н. "порочный круг": с одной стороны, падение уровня самой американской образовательной системы, связанный с указанной выше проблемой, резко повышает значение "мозгового пылесоса", что интенсифицирует изъятие "умных" со всего остального мира. С другой стороны, этот "пылесос", по понятным причинам, еще сильнее бьет по "местному" образованию, заставляя своих "умников" все больше выбирать такие области, в которых конкуренция с "пришельцами" минимальна: скажем, культурологию, психологию, политологию и т.д. (Тот самый "пул" гуманитарных наук, в которых США очень сильны.) С третьей же, изъятие самых лучших специалистов ведет к разрушению национальных научных и инженерных школ, и соответственно, к падению уровня уже "неамериканских" образовательных систем.

Получается парадокс: на "личном уровне" все были довольны - ну, почти все, точнее - начиная с американской промышленности, получающей ценных кадры почти бесплатно и заканчивая этими кадрами, получающими американскую зарплату. А вот на уровне системном наблюдалось нарастание проблем. (Даже в самой Америке.) Тем не менее, до самого последнего времени казалось, что эти проблемы, в общем-то, не важны: ну да, специалистов всегда можно купить. Тем более, что после падения СССР и советского блока на "рынок" было выброшено не просто много - а очень много квалифицированной рабочей силы. (Настолько много, что на собственную систему воспроизводства кадров стало возможным забивать не только в Штатах, но и в Европе.) А там, глядишь, и новые "центры" подрастут, в виде государств Юго-Восточной Азии...

Однако - как это обычно и происходит - кризис оказался слишком "многофакторным". Начиная с того, что системы "перетока рабочей силы" привела к тому, что в странах, откуда "утекали", упала не просто возможность воспроизводства квалификации, но само "физическое" (точнее, биологическое) воспроизводство новых людей. Ну да: в странах бывшего СССР рождаемость болтается около 1,2-1,5 начиная с 1990 годов, в Японии (коя так же виделась "кузницей кадров" для Запада) к вымиранию "пришли" еще лет тридцать назад, в Южной Корее это случилось в 2000 годы, в Китае - который виделся "бездонным резервуаром" людей - в 2020-е.

То есть, очевидно, что в будущем - или уже сейчас - само количество выпускников вызов тут будет слишком низким для того, чтобы обеспечить потребности Запада. Ну и разумеется, деградация образования - о которой сказано выше - в данном случае так же наблюдается, что, "накладываясь" на предыдущее, порождает очевидный дефицит. Впрочем, самое забавное тут даже не это - а то, что "местная" элита, видя успех "империалистического ядра", давно уж ... старается скопировать "тамошнюю" образовательную систему. Ну да, ту самую, которая еще лет сорок-пятьдесят была вторичной, а уже сейчас и говорить про нее нечего.

Отсюда, например, в "местных" вузах как тараканы начали плодиться бесконечные "гуманитарные факультеты" - те самые политологи-психологи-культурологи, которые, якобы, формируют "американское могущество". Разумеется, с нулевым результатом - наверное, не надо говорить почему - однако значительную долю абитуриентов, преподавателей и финансирования они на себя оттянули. (Это касается не только бывшего СССР, но, например, той же Японии, Южной Кореи и даже Китая!) Ну, а качество "технарей" и "естественников" -то есть, по сути, единственно важных специалистов - начало, напротив, резко падать. (Ну да: даже если какой-то способный аспирант и решает "остаться тут", он неизбежно пойдет работать на "престижный факультет", а не там, где "учат убогих совковых инженеров".)

Поэтому уровень выпускаемых кадров в той же РФ снижается из года в год - и даже выпускники конца 1990-начала 2000 годов сейчас тут выглядят "настоящими монстрами" на фоне более поздних поколений. (Про "уровень" образованности современной молодежи написано очень много.) А ведь РФ - это, если честно, не самый худший случай. Поскольку в тех же "нацреспубликах" очень часто ситуация много хуже из-за перевода образования на "национальный язык". (Скажем, по той же Украине это прекрасно заметно.) По сути, можно даже говорить о переходе к "чисто имитационной" образовательной системе, которая вряд ли может претендовать на "поставку кадров" для США и Европы. (Речь, разумеется, о кадрах образованных.)

Ну, и наконец, следует указать на то, что и сама разница зарплат - которая в течение десятилетий была главным спусковым крючком "утечки мозгов" - так же в последнее время начинает сокращаться. Не у нас, правда, но вот в Китае "американская зарплата" у перспективного ученого может вполне быть. Это окончательно добивает "мозговой пылесос", и превращает "карету в тыкву". В смысле: Запад - и США в первую очередь - остаются один на один со своей собственной образовательной системой (не самой лучшей, как уже было сказано), со своими проблемами воспроизводства не только кадров, но рабочей силы, как таковой. (В том смысле, что в текущих условиях хорошо воспроизводятся только "получатели пособий".)

И сделать с этим уже ничего невозможно. Потому, что вся система построена на том, что можно "черпать ресурсы" из бездонной бочки "всего остального мира" вообще и бывшего социалистического мира в частности - вместо того, чтобы кропотливо заниматься своими собственными ресурсами. (Например, обучать тех же чернокожих и латиноамериканцев высшей математике и инженерному делу чуть не с начальной школы - как это делалось в том же СССР. Который в свое время оказался перед той же задачей - задачей вырастить квалифицированных работников - и блестяще решил ее очень быстро.)  

Но понятно, что об этом говорить надо уже отдельно...

P.S. И за: забавно, но в прошлом году, по существу, случилось то, что можно назвать закономерным финалом "эпохи перетока мозгов". В том смысле, что благодаря текущему конфликту Европа получила "уникальную возможность" бесплатно принять у себя "квалифицированную белую рабочую силу" из Украины. (Про "квалифицированную белую" в превосходном тоне писали многие правые - в том числе и российские - с намеком на то, что "Европа сорвала джек-пот".)

Однако реальность оказалась... ну, скажем так, совершенно иной. В том смысле, что реальная ценность этих "квалифицированных белых" оказалась как бы не ниже, нежели у "неквалифицированных арабов" и прочих ближневосточно-африканских беженцев. Потому, что арабы, хотя бы, не занимаются открытым требованием "своих прав" - что оказалось чуть ли не единственным занятием, которые считают для себя достойным "новые европейцы". Впрочем, в этой истории не жалко никого - не тех, кто приехал, ни тех, к кому приехали.

Потому, что - см. выше - невозможно только брать-брать-брать ничего не вкладывая. (Как это делал Запад со всем, включая "мозги".) 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
http://bakushinskaya.livejournal.com/274236.htmlИ ведь она наверняка уверена, что она страшна ...
"То есть, рождаемость и благосостояние всегда имеют обратную корреляцию, утверждает демограф, кандидат социологических наук Игорь Белобородов." https://ilyavaliev.livejournal.com/9449705.html Как тут не вспомнить анекдот про логику, конец у которого такой: предыдущей статье : ...
"Герои", млять. "Мужчины". "Бойцы". Одну тоненькую безоружную девушку сумели скрутить только всемером. Похоже Израиль реально воюет с "женщинами и детьми" - ничего из того что бегает по Газе априори не может называться мужчинами. ...
На аукционе Thomas Del Mar выставлен на продажу и второй меч из той самой находки в реке Дордонь 1976 года. Тоже относящийся к типу XV по классификации Э. Оукшотта. Датируется оружие 1420-1460 годами. Клинок вероятно германского производства. Общая длина меча 1243 мм, длина клинка 997 мм. ...
А что поймаете вы? ...