Продолжение про монгольское нашествие: откуда берутся предатели?

Интересно, но ответ на то: откуда же может взяться описанное в
прошлом посте субпассионароное
поведение при условии отсутствия "биологической пассионарности",
как таковой, на самом деле достаточно прост. И увидеть его можно,
например, в таком известном источнике - если уж мы начали с
"древнерусской темы" - как "Слово о полку Игореве". Ну да, том
самом, которое все читали, но никто не понял.
Если кто помнит, то смысл там такой: князь Северский Игорь - ну,
тот самый, по которому и назвали произведение - решает "пойти на
половцев". Но собрать большую коалицию князей ему не удается, и он
торжественно просира... проигрывает все, оказываясь в плену. Где и
проводит значительное количество времени. Правда, в конце "Слова"
Игорь бежит, и даже успешно. (Правда, оставив в плену своего
сына.) Впоследствии, кстати, он еще раз совершит поход на
половецкие земли - несколько удачнее, хотя разбить кочевников ему
тогда так же не удастся. (Но в книге это не отражено.)
Но понятно, что основная идея "Слова" - это не военные
действия данного князя, а убежденность в том, что удельная
раздробленность Руси очень и очень плоха. В том числе и в плане
возможности сопротивления внешнему врагу. Если что, то написано
"Слово о полку Игореве" было в конце 12 века (1186 год?) - до
похода Батыя оставалось еще почти полвека. Так что, можно считать
автора данного произведения практически пророком. Впрочем, нет:
скорее наоборот. В том смысле, что автор "Слова", скорее, передавал
общее ощущение (образованных) жителей Руси, которые
предчувствовали, что "ничем хорошим это все не кончится".
Тем не менее, ничего изменить это предчувствие не могло, и когда
степные полчища - не важно, включали они 15-20 тыс. воинов,
35-40 или даже 100 тысяч - реально "поперли" на Русь, все
закончилось очень и очень печально. (Думаю, не надо говорить: как?)
Почему? Да потому, что до тех пор, пока этого не случилось, у
князей не было никакой мотивации к объединению. Ну, возьмем то же
"Слово" и тот же "игорев поход". Какая была его цель? Защита от
врагов? Как не странно, но в целом данная задача даже в рамках
данного произведения выглядит вторичной, первичным же оказывается
акцент на "геройстве" князя и его брата Всеволода. Кстати, и
реальные историки, в общем-то, видят целью данного действа не
столько уничтожение врага, сколько желание приобрести новые земли и
да, возможность "показать доблесть", сиречь, поднять свое значение
в общей иерархии князей.
Но это нужно именно Игорю, остальные же удельные властители, в
общем-то, к данной задаче безразличны. Во-первых, потому, что их-то
уделам от данного действа ничего не прибавляется. (Ну да, есть
вероятность, что какой-то из сынов "сядет" в будущем на Северский
престол, но это так себе перспектива: княжество "не престижное".)
А, во-вторых, потому, что успешными междоусобными столкновениями, а
главное - разнообразными политическими играми - можно добиться
гораздо более высокого "уровня". Ну, и вообще, конкретно половцы
вообще мало кому - за исключением пограничных княжеств - мешают. Да
и для пограничных земель говорить о каком-то особом уроне от
набегов не стоит - тем более, что и "обратка" (см. "игорев поход")
работает.
То есть, проще говоря, в XII веке сложилась такая ситуация,
при которой Руси никто уже не угрожал. Прежние - характерные для
IX, X и даже XI веков - опасности, порождаемые Великой Степью,
казалось, ушли в прошлое. И прежние "степняки" превратились,
фактически, в соседей, с которым вели торговлю, устанавливали
династические браки (см. судьбу сына Игоря) и т.д. В общем, стали
они не опаснее тех же венгров или поляков, да и какой-нибудь
мордвы. (На самом деле наоборот: мордва была как бы не опаснее
тогдашних степняков в плане военных столкновений, потому, что
воевать "в лесах" русские тогда не умели.) Поэтому можно сказать,
что настали т.н. "мирные времена". (Понятно, что "войны" были
- но они не имели стратегического значения, да и по существу, не
отличались от войны между самими князьями.)
Это привело к невероятному расцвету Руси, ставшей одним из самых
больших государств Средневековья. Численность жителей Руси 11-12
веков разные историки оценивают от 7,5 до 15 млн.
человек. Для сравнения: численность населения Англии в 12 веке
составляла 5-7 млн. человек, Франции - 10-15 млн. человек. Отсюда
неудивительно, что даже европейские правители не гнушались
династическими браками с русскими князьями. (Дочь Ярослава Мудрого
Анну, ставшую королевой Франции, все знают. Но она была, понятное
дело, не одна.)
Росло и благосостояние русских, о чем свидетельствует, например,
активное распространение каменного строительства. (Еще в X веке
каменная церковь была редкостью, но уже следующем столетии их
начинают возводить в каждом городе, и по несколько штук.)
Увеличивается внешняя и внутренняя торговля, растет количество
скота ну и т.д., и т.п. В общем, наступает то редкое в нашей
истории состояние, при котором можно сказать, что "завтра будет
лучше, чем вчера" - в обывательском смысле данного выражения.
Надо ли говорить о том, что в подобной ситуации смысл не только в
"центральной власти", но и вообще, в каком либо выходе деятельности
князей за пределы "частных интересов" был нулевой. Поэтому
неудивительно, что князья очень быстро ушли в уже не раз помянутую
"усобицу", занявшись усилением собственных наделов и укреплением
разнообразных связей - но "без фанатизма". Потому, что любого
"фанатика" - то есть, того, кто решился бы на централизацию -
просто "замочили" бы. (Был такой - Андрей Боголюбский - и с ним
сделали именно то, что указано выше. Причем, практически все
Рюриковичи это "мочилово" одобрили.)
То есть, еще раз: причиной роста феодальной (удельной, но это в
данном случае малосущественно) раздробленности Руси стало то, что
защита ее от серьезных внешних воздействий стала ненужной. Степь
переживала период "межкультурья", период смены демографических
волн, и поэтому не представляла опасности - кыпчики-половцы, еще
лет сто назад наводившие страх, как сказано выше, стали "добрыми
соседями. А Запад - в смысле Европа - в это время только
"переваривала" венгров с поляками, превращая их в "нормальные
католические народы". До начала движения на Восток оставалось еще
пара столетий. (Первой "западной опасностью" станут пресловутые
"псы-рыцари" из Тевтонского ордена - те, которые утонули на Чудском
озере уже после монгольского нашествия.)
На этом фоне приоритет "индивидуального", частного,
собственнического над национальным, общим был естественен и
неизбежен. Но так же неизбежным была расплата за это в виде
сами понимаете, чего. В том смысле, что ситуация сменилась
практически моментально: еще в начале 13 века (1202-1206
годы) Тэмуджин воюет с другими вождями монгольских кланов,
даже не помышляя о том, что очень скоро он превратится в "фактор
глобальной истории" под именем Чингисхан. А уже в 1236 году его
внук Батый сжигает Рязань. Тридцать лет - ничто для человека
традиционного общества. (Да и для нас-то...)
Понятно, что перестроить миропредставление было просто невозможно.
Поэтому-то и падали русские (и не русские) города под ударами
монгольских войск - потому, что защищать их приходилось только
"своим" властителям. Потому, что другие надеялись, что "их это не
коснется". (Как не касались ранее междоусобные разборки соседей.)
Разумеется, эта надежда была тщетной: "люди длинной воли" всегда
побеждают людей воли "короткой". А своих "длинновольных", как уже
было сказано, тут не было. Потому, что еще вчера это было
невыгодно. (Да и если таковые возникали, то уничтожались.)
Более столетия потребовалось для того, чтобы ситуация изменилась.
Для того, чтобы русские, наконец-то, поняли, что идея "сидеть в
своем наделе" вряд ли может быть хорошей в текущих условиях. (До
этого была столетняя попытка "ужиться с монголами" и даже
использовать их для получения преимуществ.) И знаменитая
Куликовская битва (1380 год) стала не столько "великой военной
победой", сколько началом формирования единой русской нации - той
самой, которая существует и до сих пор. Но это, разумеется, будет
уже совершенно иная история.
Тут же - подводя итог сказанному выше - можно только еще раз
сказать, что данный "кейс" прекрасно показывает не только причины,
по которым незначительная (относительно) кучка завоевателей может с
легкостью взять могущественное государство. (Кстати, как уже было
сказано в прошлом посте, Русь была тут не самым "сильным примером"
- скажем, Китай, Хорезм или Бухара, которые так же были взяты
"воинами Чингисхана" - демонстрируют данную закономерность еще
сильнее.) Но и показывает неизбежность появления подобных причин, а
так же механизм формирования цикличности развития государств, в
котором расцвет неизбежно сменяется упадком, однако в самом жутком
положении часто находится выход "наверх". (Совершенно
неожиданно.)
Для этого не требуются никакие "внешние факторы" - вроде
гумилевской "генетической пассионарности" - напротив, все
реализуется исключительно "внутрисистемными" законами. И
разумеется, к сегодняшнему дню это так же имеет отношение. Но
говорить о последнем, понятное дело, надо уже отдельно.
P.S. И да, разумеется, не следует забывать главное: знание законов
развития позволяет управлять последним. В смысле - зная их, можно
надеяться на то, что еще до начала кризиса можно успеть запустить
"механизмы выздоровления", и встретить грядущую опасность прекрасно
вооруженным. Но это тема так же отдельного разговора.