В чём проблема с "суверенным понтостроительством"?

топ 100 блогов anlazz27.05.2025 В последнее время среди российских "патриотических правых" стала популярной идея, "вброшенная" в данную среду уважаемым Мараховским. (Это который А.Б.Покой, и вообще, один из самых умных и интересных авторов "правого спектра" - если не вообще, самый интересный.) Идея эта называется "Суверенное понтостроительство" (или "понтостроение", не путать с понтоностроением!), и состоит в том, что в России сейчас строится - или уже построено - не просто потребительское общество, а "очень хорошее" потребительское общество. Которое позволяет потреблять лучше, чем в той же Европе.

Как пишет другой умный правый - "банкинг - доставки (в целом, сервисы) - приложения (интернет-сервисы)" отличают Россию к лучшему. И вообще: иностранцы приезжают в Москву - и обалдевают от увиденного. В хорошем смысле слова. Если честно - то это неудивительно, Москва реально крайне развитой город, сервис тут реально развит, а разнообразные "гости с юга", вопреки всем воплям блогеров, ведут себя в целом прилично. (Неприлично - это как арабы в Париже или чернокожие в Нью-Йорке, если что. Да и вообще, весь криминал у нас традиционно "загнан на окраины", а в центрах городов всегда было достаточно спокойно - в отличие от той же Европы или Штатов.)

Впрочем, и за пределами столицы - а точнее, столиц, куда можно внести еще и Санкт-Петербург - положение на первый взгляд весьма неплохое: злосчастные дороги - которые есть, якобы, одна из двух главных бед России - постепенно ремонтируют-реконструируют. (Да, довольно медленно - но вот платные трассы сейчас близки к идеалу. Да и бесплатные на "магистральных направлениях" становятся все лучше, переходят на четырехполосный тип с развязками и всем таким.) Фасады домов и "исторической части" начали штукатурить - такого ужаса, что был в 1990-2000 уже нет, фонари почти все горят, урны наличествуют, скамейки целые, даже кофейные автоматы на улице работают! Стекла в подъездах не битые, магазины чистые, персонал приветливый - про ассортимент и говорить нечего, автобусы современные, иномарками забиты дворы, ну и т.д. и т.п.

Короче, как когда-то писалось в этом блоге, современную РФ действительно можно считать сбывшейся мечтой какого-нибудь "мээнэса из 1987 года". Который даже представить не мог, что можно запросто пойти в гипермаркет и купить там сыр "пармезан" и туалетную бумагу с ароматом сирени, что к этому гипермаркету он будет подъезжать на собственном авто, и не просто авто, а, например, "рено" или "шевроле", что он сможет утром выпить в кафе "лавандовый раф", а вечером - просекко, ну и т.д. и т.п. Да, это реально так, это реально неоспоримые факты, которые нельзя отрицать. Причём - что важно - все эти потребительские блага доступны не только "немногим избранным". (Как в те же 1990 годы.) Напротив, и просекко с пармезаном, и "рено" с "адидасом", и все остальное сейчас потребляют очень многие из жителей России.

Правда - как в дурном анекдоте - есть тут некий нюанс. А точнее - целая серия, простите, нюансов! Состоящих, в целом, в том, что за это потребительское великолепие пришлось заплатить очень серьезную цену. И да - не деньгами, совсем не деньгами. И даже - не природными ресурсами, как обычно считается. А тем ресурсом, который обычно мало кем ценится, хотя на самом деле он - бесценен. Своим будущим! Да, именно так: сегодняшнее российское благоденствие обеспечивается резким снижением уровня инвестирования. Точнее, конечно, "инвестирования", потому, что речь идет - как было сказано выше - не столько о деньгах. Хотя и деньги играют роль: на все эти "понты", вроде иномарок и лавандового рафа уходят средства, которые можно было бы вложить в станки и иное оборудование, например. Но это хотя бы понимается, и хотя бы делаются попытки "перераспределения" - благодаря которым, например, пытаются сейчас запустить отечественное самолетостроение, убитое в 2008-2010 годах. Понятно, что и тут положение очень далеко от благополучного, но хоть что-то...

Гораздо хуже другое. То, что "опора на понты" практически уничтожает возможности для инвестирования в "человеческий капитал". Да, именно так - и речь идет не только о том, что огромное количество людей идет в "сервисные профессии", вроде пресловутых курьеров (хотя и большая часть IT на деле связана именно что с сервисом). Но о том, что "ориентация на успех" - а как по иному трактовать понятие "понты"? - практически блокирует развитие любых "долгоиграющих", сложных отраслей. По той простой причине, что там необходимо достаточно длительный процесс "раскачки", за который видимых успехов может и не быть. Однако "в обществе понтов" существование без успеха - в том числе и финансового - невозможно, и поэтому в таких отраслях будет всегда жуткая нехватка персонала. Кроме того, само развитие специалиста "сложных отраслей" требует значительного периода "вхождения" - с так же низкой эффективностью, и как следствие, низкой зарплатой. Понятно, что последствия тут будут соответствующие.

Это, кстати, очень хорошо видно по тому же Западу, где именно "понты" всегда были основой существования. Итог: катастрофическое недопроизводство собственных научных и технических работников - вплоть до квалифицированных рабочих - при том, что система образования работает с формально огромный эффектом. (По числу "одипломленных".) Но большая часть последних - или различные "менеджеры", или всевозможные "гендерно-психологические специалисты", инженеров и ученых точных и естественных наук тут приходится "покупать извне". (И когда этого "извне" не остается - когда "понтостроение" захватывает весь мир - оказывается, что брать оных неоткуда.)

У нас до недавнего времени оное решалось за счет избыточного числа людей, получивших профессию в советское время - когда были иные установки - но сейчас мы так же попадаем в ту же самую "дыру". По крайней мере, современные молодые люди стараются начинать работать именно в тех отраслях, где наличествует "низкий порог входа", возможность сразу и быстро получать хорошую зарплату. А вот в точные и естественные науки, на инженерные специальности - кроме IT, разумеется - идут не очень охотно. Хотя, казалось бы, хороший инженер сейчас получает хорошие деньги! Но - это хороший, опытный. Без опыта же... ну, в самом деле, зачем платить тем, кто реально не имеет квалификации. Ну, а то, что "инженер с десятилетним опытом работы" требует десять лет работы для получения этого опыта, никого не волнует.

В общем, за текущий успех - и вытекающую отсюда высокую лояльность населения - мы заплатили будущими проблемами. И да: то, что наличествует сейчас - с текущим "дефицитом кадров" - это только цветочки по сравнению с тем, что будет лет через 10. В том же "провинциальном образовании", например, проблема уже переходит в катастрофическое положение - то есть, близка к обвалу. (Реально вопрос стоит уже не о том, что для поступления в вуз надо ОБЯЗАТЕЛЬНО заниматься с репетиторами - речь идет о том, что это придется делать для обучения в начальной школе! Т.е., под угрозой оказался самый массовый - и при этом одновременно дешевый и важный "сектор образования". Ну, а то, что происходит с детьми мигрантов, лучше не задумываться... все равно в будущем придется вспоминать практику "Ликбеза".) В здравоохранении то же самое: несмотря на все попытки исправить ситуацию, количество квалифицированных врачей в провинции все время падает, со всеми вытекающими...

Разумеется, ПОКА отрицательные эффекты от всего этого компенсируются тем, что самые большие поколения россиян - это поколения советские, получившие хорошее образование и имеющие достаточно крепкое здоровье. Но это пока. Потому, что по мере выбытия "советских" ситуация будет меняться к худшему. И вот тогда станет понятным, что нет, забота о том, чтобы "не повторился советский развал" - это не универсальный рецепт долгой жизни. Потому, что да: ИМХО, он не повториться, однако "новые проблемы" будут не менее - а точнее, много более - важными.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
30% цены бензина составляют налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. 21% — акцизы на бензин, которые идут в региональные дорожные фонды, ещё 18% — НДС 69% стоимости бензина составляют налоги, то есть если вы заправляетесь на 1000 ...
Не менее 14 подростков застрелили стражи правопорядка в США уже после убийства 9 августа полицейским 18-летнего безоружного Майкла Брауна. Вашингтонское издание The Daily Beast привело подобную статистику, согласно которой с августа 2014 года офицеры полиции при различных обстоятельств ...
А кроме того она ещё и в Беринговом проливе, у острова Ратманова и у мыса Пээк, который обычно и выдают за Дежнёва. Видно её должно быть сразу с двух наших застав и локатора на вершине горы у мыса Прынц-Валлийского Кроме того "СевМорПуть" пенит волны далёкого пролива Лаперуза и идёт к ...
Китай Малайзия Нидерланды Новая Зеландия Норвегия Румыния США ...
Фотозарисовки прошедшего месяца. 3.Домик в кантри. 4.Сено-солома. 5.Голубое озеро подо льдом. 6.Домики рыбаков. 7.Pыбаков на льду не видно,видимо греются внутри. 8.Река Висконсин полностью никогда не замерзает. 9.Заснеженные сосны. 10.По лесной ...