Обратная сторона "вкусняшек"

топ 100 блогов anlazz19.05.2025 Кстати, встретил очень хороший материал на тему "современного потребления": "Большинство россиян покупают "вкусняшки" на четверть чека..." . Правда, на мой взгляд, название его не очень соответствует реальности: на самом деле пресловутые "вкусняшки" составляют гораздо большую часть покупок - но тут вопрос не автору поста даже, а к устроителям приведенного в посте опроса. Однако об этом будет чуть ниже.

Пока же стоит сказать, что указанный опрос показал:  "74% — опрошенных россиян тратят вплоть до четверти общего чека в продуктовом магазине на «что-то вкусное»... При этом 43% опрошенных совершают импульсивные покупки еды несколько раз в неделю, более четверти (27%) — каждый день, а каждый пятый — раз в неделю...В топе продуктовых спонтанных желаний россиян оказались чипсы и сухарики (69%), сладости (53%), продукты быстрого приготовления (лапша и прочее — 52%), сладкие напитки (52%), алкоголь (48%), сэндвичи и бургеры (47%)"

При этом - как пишут авторы опроса - "средний чек на покупку незапланированных продуктов выходит в сумму от 1 тыс. до 2 тыс. рублей (36%), до 1 тыс. рублей (31%), от 2 тыс. до 3 тыс. рублей (21%), более 3 тыс. рублей (12%)". На этом фоне, кстати, очень забавно выглядят страдания на тему "подорожания картофеля" - которые наполнили интернет в последнее время, сменив "прошлую тему" дефицита сливочного масла, яиц или сахара. (Что там еще было - не помню!) Ну да: картошки купить на 500 рублей в неделю - это дорого, а то выбросить как минимум 1000 рублей на сухарики и сладости - нормально!

Впрочем, если честно, то это относится не только - и не столько - к России: то же самое - с одной стороны жалобы на дороговизну, а с другой - бесконечные "спонтанные покупки" на круглую сумму - наблюдается во всех странах. (Скажем, в США тратят на пиццу более 40 млрд. долларов в год, но жалуются на "подорожавшие яйца". При том, что весь "яичный рынок" Штатов составляет МЕНЕЕ 1 млрд. долларов в год, в 40 раз (!!!) меньше "рынка пиццевого".) Ну, и да, конечно: пресловутые "спонтанные покупки" не ограничиваются продовольственными магазинами.

Скорее наоборот - продовольствие тут находится в тени отностительно других, более значимых мест "спонтанства": скажем, в области интернет-торговли доля "спонтанных покупок" составляет более 50%. ("Эффект валберрис - увидела распродажу, купила, потом засунула в шкаф... и опять к валберрис".) И "цифры" тут повыше - "...более 30% респондентов, опрошенных сервисом «Долями» и Tinkoff Data, готовы потратить на неожиданный шопинг от 2 тыс. до 5 тыс. руб. в месяц, около 20% — до 10 тыс. руб. и примерно столько же — свыше этой суммы." (Впрочем, если брать поход в супермаркет раза три в неделю, то траты "на сухарики" могут сравниться с тратами "на распродажи".)
 
Но самое интересное тут - это то, что реально нарастание доли "спонтанных покупок" обычно объясняется "снятием стресса", то есть, признается, что никакого практического смысла в данном действии нет! (На самом деле и стресс при этом не снимается, если что. Скорее наоборот - чем дальше, тем выше становится уровень невротизации общества, бороться с которым удается только путем подсаживания этого общество на антидепрессанты. Но и они через некоторое время перестают работать...) То есть, еще раз можно сказать, что - как минимум - четверть всего потребления, возможно - половина, а возможно и еще больше есть дело полностью ... бессмысленное с т.з. этого самого потребления. В лучшем случае - бессмысленного, потому, что те же "спонтанно-купленные продукты" как правило, являются "продуктами мусорными". Т.е., однозначно вредными для организма - и поэтому "в будущем" ведущими к ... ну да, избыточным тратам на врачей и лекарства.

На этом фоне, кстати, вспомнилось, как россиян приучали к "шоколадным батончикам". В том смысле, что в советский период шоколад - да и любые конфеты, пирожные - позиционировались, как "праздничная еда", как "подарочная еда". (Шоколадки дарили секретаршам, конфеты в коробках - врачам и т.д.) В "новорусский" же период была проведена огромная рекламная кампания, имеющая своей целью заставить россиян есть подобные вещи каждый день. (А то и раз в день.) Ну да: не терпи голод, ешь сразу, когда его почувствуешь - потом это вылилось в классическое "не тормози - сникерсни!".

Итог ... ну да, рост ожирения (с 1991 по 2022 оно выросло на 10%), рост заболеваний ЖКТ, ну и банальное - рост проблем с зубами! (Если честно, то странно: почему это конспирологи еще не выдвинули версию о том, что распространение пресловутых "батончиков" оплачено стоматологами. Потому, что реально рынок стоматологических услуг в тех же Штатах колоссален - он составляет 190 млрд. долларов на 2024 год. Для сравнения: самих батончиков продается на 22 млрд. долларов - почти в 9 раз меньше! Так что ... но, почему-то, эту идею никто не выдвигает. Видимо, "стоматологической мафии" бояться... шутка!) Кстати, и у нас рынок стоматологических услуг растет, как на дрожжах: за период 2019-2023 годов он, например, вырос более, чем на 50%. (И ведь никуда не денешься: без зубов ходить не будешь!)

Кстати, реальные проблемы "с зубами" в нашей стране начались с 1970 годов, когда пошло резкое увеличение производства сахара. (И выпуска сладостей.) Вот тогда да: "неожиданно выяснилось", что стоматологических поликлиник не хватает, а не хватает их потому, что не хватает стоматологов. В связи с этим начали наращивать соответствующее образование - с 1970 по 1990 число стоматологов выросла более, чем в два раза (с 20 тыс. по 48 тыс. по РСФСР), но, все равно, дефицит тут был преодолен только к концу 2000 годов. (Когда число их довели до 60 тыс. С тех пор оно растет потихоньку, но дефицита, разумеется, нет.) Такова была цена "сладкой жизни", кою решило "дать народу" советское правительство. (Еще диабет начал расти, но это уже иная история.)

Впрочем, ладно - указанная особенность уже обсуждалась. Поэтому тут следует вернуться к исходной теме, и еще раз указать на то, что пресловутое "потребление" в "мире потребительства" давно уже перестало быть потреблением в исходном смысле данного слова. То есть, товары покупают давно уже не столько для того, чтобы использовать по назначению: скажем, одежду носить, продукты есть для восполнения сил огранизма, ну и т.д. и т.п. Нет, теперь все чаще главная цель оного - "борьба со стрессом". То есть, с тем состоянием, в которое современное общество загоняет людей... ну да, с целью заставить зарабатывать больше денег, кои нужны для покупок все возрастающего числа товаров.

То есть, потребление давно уже начало отрицать самого себя - впрочем, как и производство. (Новые товары производятся для того, чтобы быть купленными для борьбы со стрессом, который вызывается борьбой за увеличение производства этих товаров. Т.е., с какой стороны не посмотри - везде видим замкнутые круги, из которых исчезает сам человек, потребитель. Как не иронично это звучит в обществе, именуемом "потребительским".)

Ну, а следствие отсюда очень простое. Во-первых, стоит понимать, что давно уже большая часть товаров есть "потребительский мусор". (Недаром от 15% до 40% всех производимых продуктов в самых разных странах прямиком отправляется на помойку. Минуя - так сказать - все промежуточные этапы.) Поэтому наращивание и производства, и потребления оных есть дело бессмысленное. Ну, а во-вторых, само по себе снижение уровня стресса в обществе вполне способно компенсировать как минимум, 25% снижения потребления. (На самом деле много больше: ИМХО, до 70% всего потребляемого объясняется данной причиной.)

Ну, а поскольку стресс - как так же уже неоднократно говорилось - в современном мире связан с нарастающим уровнем отчуждения, то да: уничтожение этой причины будет эквивалентно огромному повышению уровня жизни. Но это - понятное дело - уже совершенно иная история.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Обзорная статья о разбазаренном наследстве Украинских ВВС для портала "Накануне". Крылья Украины. Сообщения об угрозе начала войсковой операции 2 мая с целью недопущения проведения референдумов о суверенитете Донецкой и Луганской Народных Республик становится актуальным вопрос о в ...
    Танах пишет что царь Иосия проводил далеко идущие реформы иудаизма. Иосия затеял ремонт в Храме, и в процессе этого ремонта была найдена книга, в которой перечислялись различные законы и правила иудаизма. Книгу доставили Иосии, и Иосия стал приводить иудаизм в ...
© ...
все же вы, хотите - не хотите,  сильно меняете мою жизнь. спасибо, что в правильном направлении. вчера в ходе бесед про роды в америке выяснилось, что своего только рожденного ребенка, мне предстоит чуть ли не силой защищать и спасать от странных манипуляций американской медицины, ...
ТГ москоутиндер: Выбор нового мужика для женщины схож с выбором новой одежды. В торговом центре она долго думает, не может выбрать из кучи вариантов, всё тысячу раз примерит, спросит совета у подруги, заебёт консультанта. И в конце всё-таки решает, что покупает вот это вот платье. ...