Уязвимые районы/Utsatta område
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
На весь мир (ну или по крайней мере на всю РФ) славится знаменитое Ринкебю, построенный на рубеже 60-70-х годов район вокруг одноимённой станции синей ветки метро в нескольких километрах к северу от центра Стокгольма.
Хотя, с воздуха Ринкебю выглядит получше многих российских районов:
![Уязвимые районы/Utsatta område Уязвимые районы/Utsatta område](/images/main/uyazvimie-rayoniutsatta-omrde-a17342.jpg?from=https://static-cdn.sr.se/images/416/1930539_1200_770.jpg)
На самом деле, в Швеции для обозначения подобных районов на официальном уровне применяется термин не "ноу-гоу зона", а "уязвимый район" (utsatt område).
Причём полиция ведёт их официальный учёт, каждые два года пересматривает их статус и проводит различные мероприятия, от разъяснительных, когда полицейские тупо ходят по району и знакомятся с детьми на детских площадках, например, до всяческих рейдов, антинаркотических и т.д..
Существует официальный список этих самых районов, с которым можно ознакомиться хоть прямо в википедии в статье под соответствующим названием, так что любой швед всегда знает, живёт ли он в уязвимом или неуязвимом районе, то есть это абсолютно официальный статус, а не разговоры кухонного уровня о "плохих" и "хороших" местах жительства.
Также существуют и три градации уязвимости: особо уязвимый район (красный уровень), подверженный риску район (оранжевый уровень) и просто уязвимый район (жёлтый уровень), причём градации, как сказано выше, регулярно пересматриваются, с учётом уровня преступности и тяжести зарегистрированных преступлений (впрочем, правительственные комиссии критикуют полицию за субъективность их оценки и требуют более чётких критериев).
И Ринкебю, действительно, в этой "табели о рангах" в признанных лидерах, неизменно оставаясь в статусе особо уязвимого района с 2015 года, когда была введена эта классификация (до 2015 действовала немного другая, но термина "ноу-гоу зона" не было и в ней).
Впрочем, положение год от года не улучшается, а скорее наоборот: в 2015 насчитывалось 53 уязвимых района, а в 2021 - 61, из них особо уязвимых - 15 и 19, соответственно. Шесть районов за прошедшие годы покинули список, но новые бойцы заняли их места.
Расположены районы довольно предсказуемо: около тридцати входят в Стокгольмский лен, и по десятку находятся в окрестностях Мальмё и Гётеборга, второго и третьего по величине городов в стране, остальные регионы (лены) могут похвастаться не более чем одним районом такого типа.
Всего в уязвимых районах живёт около 600 000 человек, то есть 5% населения страны.
Полиция, как, думаю, уже понятно, в уязвимые районы соваться не боится, но процветанию открытой наркоторговли, периодическим беспорядкам, атакам против автомобилей скорой помощи, пожарных и собственно полицейских, а также забрасыванию камнями автобусов, помешать не может.
Естественно, уязвимые районы - это районы без исключений иммигрантские, где доля рождённого за рубежом населения порой превышает 50%, а средний возраст жителей существенно ниже чем в целом по стране.
Ну и плюс маргинализованность (говорят, там есть дети, ни разу в жизни не видевшие живого шведа), "параллельное общество", бедность, безработица, низкий уровень образования, недовольство обществом и "радикальные движения" (то есть, неполиткорректно говоря, ислам).
В общем, ничего нового, интересного или непредсказуемого.
Правительству это даёт повод вбухивать в них десятки миллионов евро "для улучшения ситуации" (читай пилить) и открывать новые полицейские участки, но полицейские желанием там служить не горят, хотя серьёзные инциденты с полицией за послежние десять лет можно пересчитать по пальцам. В 2021 году, например, убили одного полицейского в Гётеборге (новость национального масштаба), а в 2020 обошлось без происшествий вообще.
Но вот некоторые автобусы, насколько мне известно, остановки в том же Ринкебю с некоторых пор не делают, во избежание закидывания транспортных средств камнями и травмирования пассажиров. Полицию вызвать, конечно, можно, но оплачивать ремонт и лечение она не будет.
С законом там вообще довольно плохо по причине в том числе и того, что свидетели имеют все основания бояться выступать в суде (убийство выступившего свидетеля - на такое уж редкое дело), так что дела благополучно рассыпаются даже если и дойдут до туда, из-за отказавшихся от показаний свидетелей.
Но, в принципе, уязвимые районы не так уж безнадёжны.
Например, основатель международно известного аудиостримингового сервиса Spotify, Даниэль Эк, вырос во вполне себе уязвимом районе Rågsved.
![Уязвимые районы/Utsatta område Уязвимые районы/Utsatta område](/images/main/uyazvimie-rayoniutsatta-omrde-954743.jpg?from=https://www.svtstatic.se/image/wide/992/23340326/1566220107?format=auto)
Где располагается классическое граффити Highway 1989 года, национальное культурное достояние Швеции.
![Уязвимые районы/Utsatta område Уязвимые районы/Utsatta område](/images/main/uyazvimie-rayoniutsatta-omrde-d11089.jpg?from=https://www.svtstatic.se/image/wide/992/23283194/1565714617?format=auto)
Ну, и в заключение надо сказать, что основы уязвимых районов были заложены во время "Миллионной программы" 1965-1975 годов, когда шведское социалистическое правительство задалось целью построить для шведиков миллион доступных квартир, что вылилось, естественно, в строительство доступных конур, неудобных малометражных (средняя площадь - 75 квадратных метров) квартир в однообразных бетонных "функционалистических" панельках, в которые были переселены деревенские алкоголики.
К 80-м алкоголики состарились и вымерли, их разбогатевшие и набравшиеся ума потомки (если таковые были) переселились в более приличное жильё, а панельки были заняты иммигрантами, бешенцами и прочими понаехавшими всех мастей (в прямом смысле слова).
"Что такое джентрификация? - Это когда старые алкоголики съезжают, а молодые геи въезжают".
![Уязвимые районы/Utsatta område Уязвимые районы/Utsatta område](/images/main/uyazvimie-rayoniutsatta-omrde-e8b90b.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Tensta_1971b.jpg/1280px-Tensta_1971b.jpg)
|
</> |