Установка самолёта-памятника Як-42
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-bdb1f3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1289033/1289033_original.jpg)
В этот раз всё прошло гораздо быстрее. Самолёт протащили от бывших накопителей через бывшую платную автостоянку и вдоль бывшего аэровокзала. В результате по автодороге самолёт проехал какие-то считанные метры. Правда для этого все равно пришлось убирать дорожные знаки, провода, перекладывать трубы.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-147032.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1289279/1289279_original.jpg)
Пассажирский ближнемагистральный самолёт Як-42 был разработан конструкторским бюро Яковлева в середине 1970-х гг на замену устаревающим Ту-134. Самолет сохранил многие черты своего предшественника Як-40: аэродинамическую схему с Т-образным опереньем, прямым крылом (но в серию пошёл со стреловидным), тремя двигателями в хвостовой части и встроенным трапом для посадки-высадки пассажиров. Но в отличие от «старшего брата» был гораздо крупнее. Самая вместительная компоновка размещала 120 пассажиров (вместо 40 у Як-40).
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-3d49ba.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1289514/1289514_original.jpg)
Самолета был ещё на бумаге, когда министр авиапрома 6 февраля 1974 года подписал приказ о подготовке к его серийному производству Смоленского авиационного завода. Спустя два месяца второй приказ указывал еще одну площадку для производства – Саратов.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-004c47.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1289861/1289861_original.jpg)
Как рассказывал летчик-испытатель Юрий Владимирович Петров, поднявший в воздух новый самолёт, при первом знакомстве с Як-42 ему бросились в глаза огромные шасси и большие двигатели Д-36, из-за которых хвостовая часть фюзеляжа казалась слишком тяжелой. Тогда это был первый советский самолёт, оснащённый двигателями с высокой степенью двухконтурности (отсюда и размеры). Сегодня все современные лайнеры оснащены подобными двигателями. По уровню шума Як-42 стал единственным советским самолетом, соответствующим современным нормам ИКАО, которому разрешено без ограничений летать в западные страны.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-979fc5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1289989/1289989_original.jpg)
Самолёт призван был стать воздушным автобусом, доставляющих пассажиров между городами на недалекие расстояния, неприхотливым к оснащению и размерам аэродромов.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-e88456.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1290429/1290429_original.jpg)
Смоленский авиазавод выпускал готовые Як-42 до 1982 года. После выпуска 18 самолёта там оставили лишь производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-087229.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1290739/1290739_original.jpg)
Саратовский авиационный завод выпускал Яки с 1978 года практически до самого закрытия.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-ef0618.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1290783/1290783_original.jpg)
В 1987 году был создан вариант с увеличенной дальностью полета, получивший обозначение Як-42Д. При очередном техобслуживании все летающие Як-42 были модифицированы в Як-42Д.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-efdcfc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1291150/1291150_original.jpg)
Характеристики самолёта позволяли ему садиться на аэродромах с короткими взлётно-посадочными полосами, не имеющих подвозные трапы. Высокорасположенные двигатели делали его неприхотливым к качеству полосы.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-88e579.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1291458/1291458_original.jpg)
К 2002 году в Саратове построили 179 самолетов Як-42. Из них четыре машины поставили на Кубу (1988–1989) и шесть – в Китай (1989). Сегодня в эксплуатации находятся около 20 самолётов этого типа.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-c94887.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1291760/1291760_original.jpg)
29 марта 1982 года на ВПП саратовского аэропорта впервые приземлился Як-42.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-ab5ba0.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/230197/33323314.25e/0_10c69e_af18182b_orig)
Первые пассажирские рейсы начались 15 мая 1982 года. Статья в газете «Коммунист», посвящённая этому событию, называлась «135 минут до Ленинграда». Я её публиковал: 1982. Первый рейс Як-42 в Саратове
Вскоре на Як-42 были начаты полёты в столичные аэропорты Быково и Домодедово.
![Установка самолёта-памятника Як-42 1280 Установка самолёта-памятника Як-42 1280](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-824680.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/387271/387271_original.jpg)
В 1990-е наши Яки летали по всем крупным городам бывшего СССР. Кроме того часть экипажей вместе с самолётами передавалась в лизинг в зарубежные авиакомпании. Благодаря им саратовское авиапредприятие выжило в нелёгкие 1990-е и получило за это международную награду "Факел Бирмингема".
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-b75ccb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1291783/1291783_original.jpg)
Что и скрывать, я обожаю Як-42. Много раз летал на них, начиная с середины 1980-х. Один раз даже 5 рейсов за сутки, когда он просто стал для меня совсем родным.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-47aabd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1292242/1292242_original.jpg)
Безусловно знаковый самолёт для Саратова, Саратовского авиационного завода и Саратовского объединённого авиаотряда / "Саратовских авиалиний". Так что место символическое - перед бывшим аэровокзалом и над панорамой Саратова...
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-85ac4f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1292438/1292438_original.jpg)
Монтаж на самом деле продолжался довольно долго - нужно было точно установить шасси на бетонные плиты. То буксовал БТР, потом приехала дополнительная техника, раскидала песчанно-соляную смесь. Чтобы водрузить Як-42 на плиты пришлось строить целый автопоезд.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-79fb25.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1292664/1292664_original.jpg)
Финал на видео. В конце видео у меня камера резко отключилась от холода.
Ну и видеосюжет от СарБК с кадрами с квадрокоптера.
А потом все разъехались... Следующим этапом будет монтаж крыльев.
![Установка самолёта-памятника Як-42 Установка самолёта-памятника Як-42](/images/main/ustanovka-samoleta-pamyatnika-yak-42-423d6e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/1292928/1292928_original.jpg)
|
</> |