Управление межличностными конфликтами в групповой терапии (1 часть)

топ 100 блогов ru_psiholog17.06.2016 //Перевод статьи «Interpersonal conflict management in group psychotherapy: an integrative perspective» Натана Келлермана, доктора философских наук, клинического психолога, директор психодрамы и социодрамы, автора книг и научных статей.

Межличностные конфликты универсальны для человеческих отношений и становятся особенно очевидными в групповой психотерапии. Простой факт наличия в группе нескольких участников гарантирует наличие некоторых разногласий. И хотя такие разногласия могут оказывать явный негативный эффект на группу, они не обязательно являются чем-то плохим и патологическим, отчего нужно избавляться. Так же как и разные этапы кризиса, конфликты могут рассматриваться как естественное явление во взаимоотношениях между людьми, поддающееся управлению и предоставляющее возможности для развития, роста и усвоения новых знаний.

Межличностные конфликты занимают центральное место в терапевтическом процессе. В групповой терапии выражение негативных эмоций – как друг к другу, так и к терапевту – может открыть новый уровень близости и честности во взаимоотношениях, а также внести свой вклад в сохранение группы, ровно как и в расстройство межличностных отношений. Конфликт может быть использован на служение группе; члены группы могут извлечь из ситуации пользу, если интенсивность конфликта не превысила границы их терпимости и если были установлены определенные групповые правила (Ялом, 1975).
Однако, несмотря на частоту этого явления и его важность, а также возрастающий интерес к  техникам управления конфликтами, этот вопрос в контексте групповой психотерапии остается без должного внимания. На фоне множества социальных и политических конфликтов тонкая грань между деструктивными и конструктивными качествами конфликта остается неясной. Некоторые практики оказываются смущены и беспомощны в ситуациях, где люди открыто противостоят друг другу, и пассивно ожидают снижения напряженности или наблюдают за возрастанием отчуждения, угрожающим полностью развалить группу. Другие применяют техники разрешения конфликтов в автоматической и устаревшей манере без внимательного рассмотрения самой сути конфликта. В итоге конфликты, которые могли бы быть использованы в исследовательских и терапевтических целях, так и остаются недостаточно проработанными в течение всего курса терапии.
По результатам нескольких интервью с практикующими групповыми терапевтами и исследований теоретических и эмпирических источников, а также на основании собственного опыта, я [автор статьи, Натан Келлерман, прим. перев.] опишу в этой статье четыре стратегии по управлению конфликтами, которые применяются в групповой терапии, а также рассмотрю некоторые спорные моменты.

Конфликт
Межличностный конфликт можно представить как столкновение двух личностей, которые не желают или не способны осуществить ожидания друг друга. Следующий диалог между Филиппом и Памелой, начавшийся из-за опоздания Филиппа на групповое занятие, иллюстрирует такое столкновение.

Памела тут же отчитала Филиппа за опоздание, добавив, что чувствует, что он относится к группе несерьезно.
«Я не понимаю, из-за чего ты злишься», сказал Филипп, «Я был на важном совещании, и не мог прийти раньше».
«Тогда я объясню», поспешила ответить Памела, «Я рассчитываю, что ты будешь приходить вовремя на наши занятия, но у тебя каждый раз находятся оправдания, и тебя даже не волнует, что это значит для нас».
«Мне жаль, что ты расстроилась», сказал Филипп. «Но ты такая заноза, когда не получаешь того, что хочешь».
«Я не хожу сюда для того, чтобы меня обзывали!» действительно расстроено закричала Памела, ее лицо покраснело. «Ты такой идиот!..»
«Правда что ли?» съязвил Филипп, с едва различимым раздражением. «Ты сама-то далеко не гений».
«Не зли меня!» Памела даже наклонилась вперед с ее стула. «Я предупреждаю тебя, Филипп, если ты не придешь вовремя в следующий раз, я запру дверь, и ты останешься снаружи!»
Филипп уставился на Памелу в крайнем возмущении. «Если ты хочешь, чтобы я вышел из группы, то так и скажи!»
Размолвка между Памелой и Филиппом постепенно развилась до момента непримиримого разногласия. То, что началось просто как выражение недовольства и разочарования, быстро раздулось до битвы и желания ранить и изгнать оппонента любой ценой. Ехидные реплики и обвинения только подлили масла в огонь; не помогло ситуации также удовлетворение, с которым некоторые участники группы наблюдали за ссорой. Те же, кто не имел понятия, почему возник конфликт, замерли в испуганном молчании. Пораженный внезапным извержением страстей, лидер группы старался оставаться спокойным, размышляя о том, что ему стоит сделать и сказать.


Управление
Какой подход будет наиболее приемлем в данной ситуации?
В этом конфликте присутствует последовательность психологических, внутрипсихических, межличностных и групповых элементов, и для решения конфликта лидер группы может сконцентрироваться на одном из них или на всех сразу. Во время текущей и последующих встречах группы были вскрыты многие причины разногласий между Памелой и Филиппом, что дало терапевту возможность воздействовать на конфликт на различных уровнях – эмоциональном, индивидуальном, межличностном и социальном.
Принимая во внимание сложность и почти неисчерпаемость источников для возникновения разного рода конфликтов, управление конфликтами – весьма трудноосуществимое предприятие.
Используемый подход при решении того или иного конфликта может быть выбран исходя из самой сути конфликта. Например, если скрытой причиной напряженности является подавленная агрессия, терапевт может посчитать рациональным сконцентрироваться на эмоциональном выражении агрессии и, возможно, предложит оппонентам искренне высказаться или даже побороться друг с другом. Если преобладающими являются проблемы переноса, будет полезен индивидуальный подход, который предполагает внутрипсихические изменения. Если в конфликте задействованы межличностные противоречия, терапевт может выбрать межличностный подход, выступая при этом посредником и примирителем в осуществляемых коммуникациях. Ну и наконец, если конфликт вызывают факторы групповой динамики, потребуется анализ группы как целого. В следующей таблице я привожу теоретические обоснования и основные объекты воздействия всех четырех уровней, которые в высшей степени взаимосвязаны между собой.

Управление межличностными конфликтами в групповой терапии (1 часть) Table

Эти четыре подхода могут быть интерпретированы лидером группы таким образом:
1) Вы злитесь, потому что вы полны фрустрации и разочарования. Если каждый из вас выразит свою агрессивность и выпустит ее из своего тела, вы, возможно, сможете лучше ладить друг с другом.
2) Вы злитесь друг на друга, потому что вы не выносите друг друга. Каждому из вас следует взять ответственность за свою собственную злость, которая говорит больше о вас, чем о другом человеке. Если вы оба поймете, что Филипп не может быть таким, каким ты, Памела, хочешь его видеть, и Памела не может быть такой, какой ты, Филипп, хочешь видеть ее, возможно, вы сможете принять друг друга такими, какими вы на самом деле являетесь и сможете поладить.
3) Вы злитесь друг на друга, потому что вы не подходите друг к другу. Проблема не в ком-то из вас в отдельности; проблема в том особом взаимодействии между вами. Если вы научитесь, как брать и давать во взаимодействии, если научитесь взаимно дополнять друг друга, возможно, вы лучше поладите друг с другом.
4) Вы злитесь друг на друга из-за объединенного «Они», так как вы оба находитесь в условиях, подталкивающих вас к конфликту. Если вы научитесь различать и отделять внешнее давление группы от отношений между вами, и постараетесь справится с ним вместе, возможно, вы лучше поладите друг с другом.

Я уверен, что эти четыре подхода к управлению межличностными конфликтами включают в себя все возможные частности. Теперь давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Эмоциональный подход
Те терапевты, которые практикуют эмоциональный подход, разрешают конфликты тем, что поощряют участников к разрядке подавляемого и сдерживаемого гнева. В основе этого подхода лежит всем известная теория фрустрации-агрессии Долларда и его сторонников (1939), недавно заново сформулированная Берковицем (1989). Согласно этой теории, любая фрустрация, или вмешательство в деятельность личности по достижению поставленных целей, заставляет эту личность реагировать агрессивно, независимо от того, врожденная ли такая реакция или приобретенная, и ведет к нагнетанию давления, подобно пару в скороварке, стремящемуся вырваться, что в свою очередь вызывает разнообразный спектр эмоциональных и телесных волнений.
Лучший способ избавиться от агрессивности – не скрываясь ее выпустить.
Групповая терапия – отличное место для подобной деятельности: что-то вроде лаборатории по обучению выражения гнева к другим людям.
Почти все подходы в групповой терапии поощряют честное выражение злости в открытой и направленной манере, без принятой в обществе сдержанности и такта. В различных видах групповой терапии, таких как конфронтационные группы, биоэнергетические группы, Гештальт-терапия, психодрама и группы «марофона», группы роста человеческого потенциала и чувствительности, участников побуждают к выражению гнева как в словах, так и в действиях; им можно кричать, бить пустой стул, топать по полу, бросать предметы в стену одновременно с проговариванием своего гнева словами. Часто используются специальные матрасы, подушки и резиновые или поролоновые биты, которыми участники могут колотить друг друга или даже толкать друг друга и бороться друг с другом.

В течение групповой встречи, последовавшей за размолвкой Памелы и Филиппа, Памела была холодна, отстранена и нарочно враждебна к Филиппу. Памела призналась, что ее глубоко задели его слова «Ты сама-то далеко не гений» и несмотря на то, что она первая начала с обвинений, его намек на ее интеллект попал по больному месту. Филипп же сообщил, что специально обидел Памелу, потому что не мог больше терпеть ее непрекращающиеся агрессивные вспышки в его сторону, а также ее притворную слабость и беспомощность. И так как они продолжали обвинять друг друга в подавленной и уклончивой манере, терапевт предложил им высказать враждебность прямо, стоя напротив друг друга. После некоторого сопротивления, они согласились.
Памела вскочила на ноги, потянула Филиппа за собой, вцепившись в его локоть. Он попытался высвободить руку, но побоялся приложить силу. От этого, казалось бы, Памела разозлилась еще больше и стала выглядеть так, будто сейчас взорвется от ярости. Все накопленные обиды бурлили внутри нее, и ей необходимо было выплеснуть их наружу и отомстить. Она внезапно дернулась и толкнула Филиппа. Застигнутый врасплох, Филипп на мгновение потерял равновесие, но почти сразу начал защищаться, толкая Памелу на пол со всей горячностью. Так они продолжали бороться, пока не выдохлись, и когда это произошло, они выглядели удивительно освобожденными, способными на улыбку и шутку по поводу только что случившегося инцидента. Остальные члены группы, которые следили за происходящим со смешанными чувствами страха и волнения, тоже стали более расслабленными и смогли поделиться с Памелой и Филиппом своими ощущениями от их драки.


Такой активный подход будет неприемлем в рамках психоаналитического, неструктурированного взаимодействия. Фокус на эмоциональном выражении как таковом, который обнаруживается в толковании различных защит, также выделяется в вербальной групповой терапии.
Направленное выражение гнева по отношению к другим людям также входит в состав бихевиорального обучения напористости. В таких группах участников учат вести себя в конфликтах не покорно, а самоуверенно и настойчиво. Для этого в первую очередь их побуждают прислушиваться к телесным проявлениям собственного гнева. Это переводит гнев в разряд эмоции, имеющей право на существование, хоть некоторые и предпочли бы его не иметь. Затем изучаются обуревающие участников фрустрации как возможные источники гнева и различные вербальные и невербальные способы выражения эмоций – например, через тон голоса, взгляд или позу тела. В процессе таких проб все эмоции, которые до этого были подавлены вследствие внутреннего запрета, полностью выпускаются. И наконец, участников просят опробовать приобретенные элементы поведения вне учебной группы. Идея о том, что вывод эмоций приводит к облегчению, не вызывает сомнений, а само облегчение помогает разорвать порочный круг фрустрации-агрессии, сдерживания-подавления, который свойственен нервным людям.
Тем не менее, остается вопрос, является ли эмоциональный подход действенным при разрешении конфликтов. Некоторые критики (Таврис, 1983) утверждают, что выражение агрессии не только никудышный способ разрешения конфликтов, но и делает людей еще более злыми, чем они были до этого. Стоит упомянуть и результаты исследований детей (Бандура и Уолтерс, 1965), которые показали, что участники агрессивного поведения не только не снижали силу выражаемых эмоций, но и поддерживали их на том же уровне или даже увеличивали силу выражения.
Невозможно четко ответить на вопрос, помогает ли выброс гнева и злости разрешению конфликта, без близкого рассмотрения личностей самих участников конфликта. Для людей эмоционально сдержанных и замкнутых в себе, выражение эмоций поможет создать безопасный клапан вывода подавляемого гнева. Тогда как люди компульсивные, озабоченные соответствием и соблюдением принятых правил, а также импульсивные личности, которым свойственны взрывы агрессивности, наоборот, будут нуждаться в выработке способов контроля бушующих эмоций, и потому для таких участников эмоциональный подход будет неприемлем.
Более того, эффект от выражения эмоций очень зависит от реакций, которые люди получают в ответ на выражение неприкрытой агрессии. Например, если выражение гнева встречает отпор, это приводит к увеличению фрустрации, а не к облегчению. Только когда выражение гнева встречается принятием, и противник открыто признает, что был не прав, такое взаимодействие способно примирять стороны и исправлять ситуацию. Таким образом, если выражение сдерживаемого гнева происходит с подходящим противником и в подходящей группе, это может стать важным и полезным уроком.

Внутрипсихический подход
Сторонники внутрипсихического подхода для разрешения конфликтов фокусируются на враждебности, демонстрируемой одной из сторон, и на стремлении относиться к другим людям с горечью, недоверием и обидой. Основная идея этого подхода заключается в том, что люди отталкивают друг друга и затевают конфликты из-за их склонности воспринимать и судить о других крайне субъективно и часто искаженно. Исследователи (Нисбетт и Росс, 1980) отследили такие ошибки восприятия по когнитивным конструкциям и схемам, которые люди вырабатывают для облегчения восприятия окружающего мира. Такие конструкции часто содержат предрассудки, стереотипы, неправильные интерпретации намерений других людей – что психоаналитики называют проекциями, а также переносы негативных представлений о людях из прошлого жизненного опыта на тех, с кем общаются сейчас.
Безотносительно терминологии, в результате такой ошибки восприятия противник видится совсем не тем человеком, которым на самом деле является. Подобная склонность к проецированию негативных образов усиливается в условиях групповой терапии. И на первый взгляд хорошо интегрированные в общество нервные люди в группе поддаются некогда пережитым детским эмоциям, которые полностью заслоняют им реальные отношения с реальными людьми. Такие эмоции представляют собой основной источник информации о том, каким образом участник затевает, поддерживает и разрешает межличностные конфликты с другими членами группы. Задача терапевта в таком контексте – индивидуальная работа по выработке восприятия, более приближенного к реальности.
Конфронтация по поводу субъективности восприятия поможет создать основу для отношений без переносов, и участники смогут осознать, какие отношения на самом деле они имеют с противниками – не воображаемыми, а реальными людьми. Этого можно добиться смещением фокуса с противника на самого конфликтующего участника, помогая ему осознать, что видимое в противнике на самом деле является отвергнутой частью его самого, следы которой можно найти в похожих ролях, которые человек играет в обществе сейчас и какие играл когда-то в родительской семье. Часто конфликт разрешается от того, что участник начинает понимать скрытый источник обвинений: противник попросту не может удовлетворить когда-то незавершенный запрос из прошлого – например, желание получить безусловную любовь от родительской фигуры.
В зависимости от уровня мастерства терапевта, такая работа может быть проделана во время активного взаимодействия участников.

Памела надеялась, что Филипп попытается прийти вовремя на следующую встречу, уважив ее чувства после той ссоры. Но Филипп был совсем не тем человеком, которым Памела хотела его видеть. Вместо этого он пришел еще позже и выглядел напряженным, словно копил обиду. Задетая таким высокомерным поведением, Памела снова набросилась на него за такое равнодушие по отношению к ней и остальным членам группы.
«Вы, мужчины, все одинаковые», воскликнула она презрительно. «Вам наплевать на чувства других!» Филипп только покачал головой в ответ.
В этот момент лидер группы привлек внимание участников к нуждам и ожиданиям обоих сторон, сначала указав на неудовлетворенную потребность Памелы во внимании, а затем на неуступчивость Филиппа. Он попросил каждого из них посмотреть внимательно друг на друга и решить, не возникают ли в них чувства, схожие с тем, какие возникали когда-то в прошлом в отношении какого-то другого человека.
Памела тут же вспомнила о своем муже, который точно также пренебрегал ею, приходя каждый вечер поздно домой, а также о своем отце, которому тоже приходилось много работать, чтобы обеспечить семью. Для нее действительно «все мужчины были одинаковыми», и она намеревалась несмотря ни на что продолжать с ними бороться. Отношение Памелы к мужчинам страдало от прошлого негативного опыта и в сочетании с опозданием запустило яростную реакцию.
Филипп признал, что опаздывая, он проявлял некоторое пассивно-агрессивное отрицание и небрежность по отношению к членам группы. Приоритет, которым Филипп наделял свою работу, был также частично вызван его несчастливым браком. Филипп упомянул, что Памела напоминает ему его мать, на которую он долгое время обижался из-за ее требований безоговорочного послушания. Оба участника продолжили работать над их внутрипсихическими проблемами, и в результате этого конфликт между ними постепенно сошел на нет.


Внутрипсихический подход используется часто в групповой психотерапии различных направлений, но его эффективность в разрешении конфликтов остается под вопросом. Критики утверждают, что такой подход не может разрешать межличностные конфликты, так как, обращая внимание на внутренние причины враждебности, мы упускаем из виду вполне реальную злонамеренность других людей. И вместо того, чтобы справедливо направлять гнев на такого человека, участника побуждают искать причины в себе, подталкивая к самообвинению в том, в чем он совсем не виноват. Таким образом, законная в данном случае агрессия может быть подавлена, отвергнута и сублимирована, вместо того чтобы быть использованной в отношении человека, который ответственен за возникновение фрустрации. Сторонники подхода находят такое мнение чересчур упрощенным и уклончивым, так как оно не учитывает, каким образом психическое состояние одного человека влияет на состояние другого. Поэтому, если проекционная динамика рассмотрена и проанализирована с каждой из конфликтующих сторон, внутрипсихический подход имеет возможность стать весьма эффективным.
Однако межличностные конфликты редко возникают по вине только одного человека. Скорее, «для драки требуется двое», и потому терапевту стоит обращать внимание на взаимодействие членов группы во время спора, а не только концентрироваться на психическом мире отдельно взятых участников.

(продолжение следует)

//От переводчика: уважаемые участники, если вы заметили неточности в переводе названий техник или терапевтических направлений, или любые другие ошибки - пожалуйста, напишите в комментариях. Спасибо!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сергей Шнуров продолжает удивлять. Он привык называть вещи своими именами. Вот и на этот раз... В четверг на странице Алисы Вокс в соцсети "Вконтакте" появился видеоролик на её первую сольную песню "Держи". Поклонники Алисы восприняли новый клип крайне по-разному. Были и одобрения, ...
Спикер Совета Федерации России Валентина Матвиенко возмущена тем фактом, что сельские учителя в Ивановской области получают всего семь тысяч рублей в месяц . Об этом сенатор заявила в ходе встречи с педагогами, которые пожаловались на то, что в 2017 году зарплаты учителей в регионе ...
Отличная штуковина. Но я всегда мечтал о железной такой же! Школота не поймет, конечно, но школоты у меня во фрэндах вроде бы и ...
В первый же день посетила )) Беляш на завтрак Под кофе А потом морозы потребовали больше топлива В другие дни брала сразу беляш И пирожок с сыром и яйцом За окном мороз А в пирожковой тепло и уютно Красота! Подоконники закрыли Муси нет, а ...
Что общего у этих ...