Уловка номер...

топ 100 блогов anairos26.08.2021 В интернете уже много лет, с регулярными обострениями идёт вялотекущий холивар на тему телесных наказаний детей.

Как и во всех холиварах, в первых рядах сражаются самые неадекватные. С одной стороны – домашние бойцы, живущие по принципу «моя родня – моя собственность, что хочу, то с ними и делаю». С другой – идеалисты с сияющими пустотой глазами. Они убеждены, что ребёнок священен и неприкосновенен, что бы он ни вытворял, а наказывать его нельзя вообще никак, чтобы не ограничивать его свободу.

И те, и другие принципиально отказываются различать количество и качество физического воздействия. Пресекающий шлепок по попе или затрещина, отвешенная в сердцах; регулярные избиения по пьяни или ритуализированная порка за серьёзные провинности – вариантов множество, они посылают ребёнку очень разный месседж и по-разному на нём сказываются. Но накал идеологической борьбы запрещает об этом задумываться: если хоть что-то из этого допустимо, то допустимо всё, а если хоть что-то запретно, то и всё запрещено.

С одной стороны звучит лозунг «меня в детстве пороли и лупили, и я вырос нормальным». С другой – «меня в детстве пальцем не трогали, никогда никак не наказывали, и я вырос нормальным». И тех, и других по большей части хочется спросить – «да кто вам сказал, что вы нормальными-то выросли?».

Но «противники насилия» очень любят аргумент, заслуживающий отдельного препарирования.

«Пьяное хамло в автобусе доставляет всем уж всяко больше неприятностей, чем расшалившийся ребёнок. Но его вы не осмелитесь тронуть, потому что оно может вам и навалять в ответ.

Значит, вам наплевать на справедливость. Вы наказываете ребёнка не потому, что хотите его исправить, а просто потому, что вам нравится бить слабого и беззащитного».


Серьёзно. Я слышал эти слова буквально всякий раз, когда заходила речь о наказаниях. Обычно их озвучивают с торжествующим видом, как последний и неотразимый, прямо-таки ядерный довод.

Между тем, что первым делом бросается в глаза, когда в него вдумываешься?

Он вообще не по делу. Он ничего не говорит нам о том, как ребёнок воспринимает наказание, в какой форме и в каких ситуациях наказание позволяет эффективно изменить поведение, когда оно вызывает или не вызывает психологическую травму – словом, ничего из того, что действительно имеет отношение к теме.

Фактически, это подмена тезиса. Вместо утверждения «наказывать детей плохо, потому что это неэффективно и травмирует» появляется «наказывать детей плохо, потому что так делают только закомплексованные садисты». Критика переносится с поступка на людей, его совершающих.

Перед нами – один из самых популярных приёмов боевой демагогии.

Суть его такова. Допустим, ваш оппонент отстаивает некий тезис. Он говорит: «нужно и правильно поступать вот так». Ваша задача – любым способом вывести его на признание: «вот в этой ситуации я бы поступил иначе».

Если это удалось – вы обвиняете его в лицемерии: ты придерживаешься своих принципов, только пока тебе это выгодно/удобно/приятно, то есть сам в них не веришь. Если не удалось – обвиняете в бездумном фанатизме: ты готов поступать так, даже если это будет очевидно опасно/вредно/бессмысленно, значит, твои принципы иррациональны.

В удачных случаях так можно вовсе заткнуть оппонента, не имея при этом ни единого довода в опровержение его тезиса.

На деле, разумеется, у любого принципа есть границы применимости, и умный человек их знает. Из двух противоположных тезисов весьма часто верны оба, и нужно понимать, когда какому следовать. Порой приходится нарушить принцип по букве, чтобы сохранить ему верность по сути. И так далее. Жизнь вообще сложнее любой схемы.

Здесь, например, оппонентов обвиняют в том, что они наказывают только тех, кого им по силам наказать. Но разве когда-нибудь и где-нибудь бывало иначе? Как бы сильно ты ни верил в свою версию справедливости, ты всё равно сможешь установить её только там, куда сумеешь дотянуться.

С тем же успехом можно заявить, что система правосудия осмеливается pokarat’ только тех преступников, которых у неё хватает возможностей задержать. Все остальные остаются на свободе, и никто их не трогает. Значит, все разговоры о законе и справедливости – пустая болтовня, а судьям просто нравится сажать беззащитных людей за решётку и наслаждаться своей властью над ними.

Ах да – этот тезис ведь тоже звучит регулярно. И даже посадки высокопоставленных преступников ничего не могут с ним сделать, ведь всегда остаются преступники ещё более высокопоставленные. А если и не остаются, то всегда можно предположить, что они есть.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Судя по Вашей реакции Вам очень понравился недавно опубликованный мной пост «Удивительное фото» на котором изображен полярник подкармливающий белую медведицу сгущенкой.  Хочу удивить Вас еще раз.  Вряд ли Вы догадаетесь что грузят в самолет. Но прежде чем нажать на кат, чтобы ...
Помните редактора первого канала, которая выбегала с плакатом в прямом эфире? Ну, вот: выбрала кружевные трусики на старую жопу и ЕС. Лучшие люди России! Нынешний режим их откармливал, ходил, лелеял за наш счёт... ...
Нарядив ёлку , я считала свой вклад в дело новогоднего настроения вполне вложенным. Но вот, как пелось в песне, приходят к нему друзья, прервав его мыслей ход. Друзья принесли с собой десять метров оголённого медного провода, усеянного крохотными плевками ...
«Украина просит арбитражный суд прекратить нарушение Российской Федерацией Конвенции ООН по морскому праву и подтвердить права Украины в Черном и Азовском морях и в Керченском проливе, в том числе и обязать Российскую Федерацию уважать суверенные права Украины в своих водах, ...
Путин поручил внедрить в вузах страны курс истории религий. Попы доложили, что у них уже и базовое пособие готово. Я просмотрела бегло этот учебник. Под катом понравившиеся моменты. Введение: для чего эта книга человек искал Бога на протяжении тысячелетий. Его поиски не были ...