Угроза фашизма

Считаю что это не так по следующим причинам
1. Фашизм может расти в обществе, где когда-то был феодализм. В сущности, фашизм это попытка приспособить феодализм к реалиям 20 века, в нем очень сильна феодальная составляющая. В России не было феодализма и это крайне затрудняет развитие фашизма – нет исторической опоры. Фашизм без исторической опоры в принципе может быть, но он всегда будет фейком, карго-культом. С Украиной, кстати, интереснее – на Западе феодализм был, а на Востоке нет. Потому на Западе – вполне органически вписавшаяся в общество бандеровщина, а на Востоке – карго-культ фашизма более похожий на безыдейный политический бандитизм.
2. Развитие фашизма в России натыкается на пока непреодолимое препятствие – империализм и советский интернационализм. Русский требует к себе уважения – но он психологически не может поставить себя на ту высоту, на которую поставили себя немцы при Гитлере. Русский человек подобные сентенции воспринимает со смешком – немцы ведь реально верили, что они сверхлюди со сверхмиссией. Кроме того, весь предыдущий опыт говорит о том, что с людьми других национальностей надо уживаться а не пытаться превратить в рабов.
Что интересно, одна из причин падения СССР – это как раз отказ русского человека поверить в свою уникальность, в свою историческую миссию – что никак не коррелировало со сверхдержавностью. Немцы верили. Верят и американцы в свою уникальную историческую миссию. Советский человек верил в тридцатые, не все конечно – но верили, даже в деревнях. ВОВ эту веру полностью сломала, а окончательно добил – брежневский застой.
3. Фашистский проект в России может быть как и все фашистские проекты – проектом строительства русской нации и поиска ею места в мире. Но этот проект, будь он начат – сразу натыкается на мощные паттерны советского исторического опыта, конфликтует с ним и уходит в цейтнот.
Вообще… Сталин. Почему именно Сталин? В немалой степени знаменем левых в России (по сути, не левых, а культистов) стал не Ленин, а Сталин, потому что Сталин под конец жизни «изжил» интернационализм и стал называть себя русским человеком. Вот это вот – национальная тема – предмет постоянного конфликта сталинистов с «подлинными коммунистами», с «марксистами». Сталинисты не могут принять ни марксизм, ни ленинизм ввиду его явной интернациональности и даже русофобии. Кого я не встречал из сталинистов – все определенно ставят в вину Ленину строение СССР в виде федерации или даже конфедерации, а не России с автономиями. Сталинисты определенно не принимают ключевой принцип марксизма - классовость, либо полностью либо в части и считают основным конфликтом конфликт национальностей, а так же «людей» и «паразитов». Неосталинист Мухин говорит о конфликте «людей» и человекообразных «животных» - то есть противник даже не считается человеком.
Потому это противоречие - левизна и интернационализм против национализма, но который не может быть левым - в России оно не дает двинуться дальше. Наверное и к лучшему.
Вопрос – что это вообще такое? На любой подвид фашизма это не похоже.
Я бы сказал, что это больше похоже на очередную попытку антиколониального восстания «глубинного народа». Уникальность русского исторического пути в том что незападное общество для успешной модернизации и в интересах выживания раскололось на две части и начало проект самоколонизации. Санкт-Петербург – это то же самое, что и Калькутта или Аден, только построенный колонизаторами не другого, а из того же самого народа. В России правительство единственный европеец – эти слова имеют глубокий исторический смысл. С тех пор – эта дихотомия продолжается. Помещики – крестьяне. После 1861 года крестьяне и весь городской народ. Белые и красные. Потом начальство и все остальные. В России всегда два народа – те, кому положено и кому не положено. Кто пешком постоит. И ни одна революция до сих пор не завершилась созданием единого народа, потому что в интересах модернизации это разделение пришлось раз за разом повторять. Те, кто в 1917 году говорил о свободе, в 1932 году загонял людей в колхозное рабство. Ну а потом начальство начинало жить своей содержательной жизнью.
И эта проблема - создание единого народа, где все равны по крайней мере политически - она не решена и поныне. И непонятно, как, на какой платформе она может быть решена.
|
</> |