Романовы и социализм

топ 100 блогов werewolf000120.04.2022
В сборнике статей, посвященных столетию с 1917 года попалась интересная статья - об отношении Российского императорского дома в изгнании к коммунизму
Закатов А. Н.
Осмысление причин и следствий Революции 1917 года Российским императорским домом Романовых


Попробую прокомментировать отдельные моменты

Заявив о восприятии прав и обязанностей своих предков и вступив на путь общественной деятельности по защите идеала монархии, Кирилл Владимирович не мог не выразить своей оценки Революции и не сформулировать позицию относительно ее причин, хода и следствий.
Глава дома Романовых, в отличие от многих эмигрантов, отчетливо понимал, что Революцию следует рассматривать не только как событие, но и как явление, и как процесс.
В Революции-событии, произошедшем в пространстве и времени, было много случайного и спонтанного. Но Революция-явление (т. е. событие в своей сущности) развивалась, в целом, по типичному сценарию подавляющего большинства революций. А Революция- процесс (т. е. последовательная смена состояний в едином непрерывном движении) уходит корнями в предшествующие эпохи, прошла стадии зарождения и трансформаций, достигла кульминации в двух переворотах 1917 г. и Гражданской войне и продолжилась в форме коммунистического режима.
Из такого анализа проистекает признание домом Романовых закономерности Революции. Кирилл Владимирович и его наследники проявляют понимание, что 1917 г. и его последствия - это не нелепая случайность, которой можно было избежать, а исторический этап, ставший неизбежным из-за накопившихся в прежние периоды причин.
Нисколько не отрицая наличие в Российской империи глубоких проблем политического, социального и экономического характера, дом Романовых считает, что главной причиной Революции были не они, а глубокий кризис народного сознания, наступившее разочарование во всей системе традиционных ценностей.
...
Программу национального примирения, исходящую от дома Романовых, начал формулировать Кирилл Владимирович, причем с самых же первых своих обращений.
В самом первом своем обращении от 8 августа 1922 г. Кирилл Владимирович провозгласил лозунг изживания красно-белой вражды: «Нет двух Русских армий! Имеется по обе стороны рубежа Российского единая Русская армия, беззаветно преданная России, ее вековым устоям, ее исконным целям. Она спасет нашу многострадальную Родину» .
Глубоко неверно устойчивое представление, что Белое движение было преимущественно монархическим, а императорский дом ассоциировал себя в эмиграции с «белыми» в противовес «красным». На самом деле, Белое движение в основной своей массе противостояло большевизму под лозунгами Февральской революции, то есть было революционным. В эмиграции у многих «белых» произошла промонархическая эволюция взглядов, но и у них продолжали довлеть представления периода Гражданской войны. На это обращала внимание Канцелярия императора Кирилла в своих «Руководящих указаниях», выпущенных в 1931 г.: «То чувство, которое создалось у „белых” (эмиграции) против „красных” (всего Русского народа), понятно: оно есть следствие гражданской войны. Но это чувство уже давно надо было отбросить, ибо нельзя стремиться спасать Россию, тая в себе чувство мести и презрения к ее народу. Нельзя и ныне продолжать верить в то, что эмиграция вернется в Россию силою оружия и там „наведет порядок”» .
Возлагая надежды на слияние Красной и Белой армий на основе патриотизма, Кирилл Владимирович недвусмысленно и последовательно отвергал интервенционистские настроения, господствовавшие среди значительной части русских эмигрантов: «Я ни в коем случае не могу стать на точку зрения тех вождей, которые сочли бы возможным поддаться искушению воевать со своими соотечественниками, опираясь на иностранные штыки, - как бы еще ни заблуждались в данное время русские народные массы» .
Что касается «заблуждений народных масс», то глава дома Романовых видел их отнюдь не во всем, что произошло после Революции: «Не нужно уничтожать никаких учреждений, жизнью вызванных, но необходимо отвернуться от тех из них, которые оскверняют душу человеческую» .
В программном обращении от 26 января 1928 г. Кирилл I декларировал: «...не отвергая советской системы народного представительства, Я обеспечу свободное избрание в советы представителей всех хозяйственных и производительных слоев населения, а равно членов профессиональных организаций и специалистов, выдвинувшихся своим знанием и опытом в делах государственных. Советы сельские, волостные, уездные, губернские и областные или национальные, увенчанные периодически собираемыми Всероссийскими Съездами Советов - вот, что способно приблизить Русского Царя к народу и сделать невозможным какое-либо средостение в виде всесильного чиновничества или же иного, пользующегося особыми преимуществами, сословия» .
Из всего комплекса обращений, заявлений, интервью и других публичных выступлений Кирилла Владимировича, Владимира Кирилловича и Марии Владимировны явствует, что для императорского дома из черт установившегося в России в ходе Революции коммунистического режима неизменно неприемлемыми всегда оставались: богоборчество, обязательная и агрессивно навязываемая материалистическая идеология, тоталитаризм, террористические методы управления, теория классовой борьбы как главного фактора исторического развития, полное отрицание частной собственности, целенаправленное разрушение традиционных нравственных основ и уничтожение историкокультурного наследия, принесение интересов России в жертву утопической идее коммунизма и мировой революции. Нужно отметить, что все эти черты ныне осуждаются или, по крайней мере, приглушаются здравомыслящими представителями левого политического спектра.
В то же время, дом Романовых проявляет полную готовность принять, поддерживать и развивать идеи социальной справедливости, обеспечения и расширения народного самоуправления, гибкой национальной политики, постоянной модернизации системы политического управления, институтов гражданского общества и экономических отношений. Все главы династии в изгнании с самого начала отвергали присущие значительной части эмиграции идеи реституции экспроприированной собственности и какого бы то ни было восстановления сословных привилегий.



Вот оно чо!
Начнем с такой темы как реституция.
Я отвергаю реституцию сейчас, потому что прошло сто лет и сейчас реституция будет по сути новой экспроприацией и ничем больше. Но тогда, в начале 30-х отвергать реституцию...
Надо начать с того что революция представляла собой массовый и безбрежный разбой, когда у всех отнимали всё. Никакое восстановление нормального порядка, никакое преодоление революции в принципе невозможно без возвращения отнятого законным владельцам. Более того - без этого акта общество так и остается разбойным в сути своей, если разбой не наказан и отобранное не возвращено (или не выплачена компенсация за счет общества) - он может повторяться раз за разом, закрепляется допустимость разбоя если он осуществляется всеми и повсеместно. На таком гнилом фундаменте крепкий дом не построить.
И сейчас, спустя сто лет уважения к чужому праву собственности в России нет как нет и иммунитета от новых позывов "отнять и поделить". Вот итог. И то что глава Императорского дома в изгнании этого не понимает - это очень, очень плохо.
Главная проблема это богоборчество. Да неужели?! Что за бред!? Главная проблема - это то что в начале 20 века произошел болезненный срыв строительства русской политической нации, которая имеет свое государство и реально его контролирует. Мы лишились парламента и опыта парламентаризма. Власть - сумела остаться автосубъектной, то есть независимой от общества и навязывающей ему свою волю в том числе грубой силой. Но об этом Кирилл - ни слова.


...
Дому Романовых не только не свойственен дух реваншизма, но, напротив, в этой тенденции он усматривает страшную угрозу будущему России. «Пусть откажется каждый от кары и мщения, - писал в 1923 г. Кирилл Владимирович. - Божьему предадим Суду: и кровь, невинно пролитую, и те преступления, что навеял на Русский Народ его совратитель» .
Эти призывы зазвучали от императорского дома, когда взаимная ненависть противоборствовавших в Гражданской войне сторон и боль от причиненных друг другу ран были еще чрезвычайно остры. Но все главы династии в изгнании понимали, что без взаимного прощения невозможно восстановить народное единство.
Если применить метафору, в насилиях Революции дом Романовых видит некое коллективное безумие. Но преступления, совершенные в состоянии безумия, суть невменяемые деяния. Здесь требуется не возмездие, а лечение. В «социальном безумии», охватывающем массы, все, конечно, намного сложнее, чем в психическом расстройстве частного лица. Но принцип, по существу своему, тот же.



Главной причиной революции было не разочарование народом в системе традиционных ценностей, а отсутствие в народе воспитанного чувства гражданственности. И вот тут еще один момент.
В русской традиционной матрице есть фатальный сбой. Он в том что народ объявляется неповинным и неподсудным во всех своих актах. Происходит это вероятно из понимания неподсудности крестьянского схода - крестьяне считали что все что решено на сходе есть высший закон даже если это решение кого-то убить.
Это страшная ошибка. И это корень революции. Элиты многих других стран видели свою задачу в сдерживании злого в народе и поощрении доброго - но не оправдании народа во всех его актах. Почитайте Федералиста - глубочайшее понимание скрытого в народе зла и поиск путей как нейтрализовать это зло. Система сдержек и противовесов конституции США, особая роль суда - это как раз борьба со злом скрытым в народе. И британская и американская традиция стоят на том что есть некие священные, неотъемлемые права, которые не могут быть отменены и изменены волей целого народа. То что у нас этого понимания нет - страшная беда.
Кирилл не смог ни осознать ни заявить что никакого совратителя нет, зло в самом народе. Его можно обуздать, можно изжить - но сначала надо признать что оно есть.

Владимир Кириллович смотрел на возможность внутреннего освобождения от коммунизма народом СССР более скептически, чем его отец. Но и он прекрасно понимал: «Тщетно ждать спасение Родины от иностранцев. Другие народы могут являться нашими временными союзниками в борьбе, но каждый из них неизбежно будет преследовать свои национальные цели» .
Великий князь вполне отдавал отчет, что США является геополитическим конкурентом не только СССР как коммунистической державы, но и России как таковой. «Когда я поинтересовался, - отмечал В. Литвинский, - почему он избрал своим местожительством Испанию, а не, скажем, Америку, он, в качестве первого соображения, сказал: „В Америке мне жить не пристало. Что бы мы ни говорили, Америка сегодня наш враг. Испания - маленькая страна, России ничем и никак не угрожает”» .
Американский журналист, хотя и выходец из России, был шокирован некоторыми рассуждениями великого князя: «Когда зашел разговор о распродаже советским правительством национальных музейных ценностей, попавших в конце концов в американские музеи, он высказал мысль, что покупатели картин Рембрандта и Леонардо были не более, не менее, как скупщиками краденого, и что когда придет день, „мы все это потребуем обратно”. И только после некоторого спора, он согласился, что „мы дадим возможность американцам продать нам картины назад за символическую цену”» .


Еще одна проблема.
Оказывается, Владимир Кириллович родившийся и выросший там сохранил всю свойственную русскому народу ксенофобию. Понятно, что здесь - но и рожденный там, видящий своими глазами, могущий посмотреть и пощупать - он не понял, не уловил сути: свободы. Парадоксальная ненависть по отношению к США - помешала увидеть важнейшее, чему надо у США учиться - как добиться свободы и как оберегать ее. Владимир Кириллович в упор не видит базовую проблему отсутствия свободы в России и не пытается изучать опыт стран где она была. А именно США тогда преподали важнейший урок - после войны, сенатор Маккарти, Рой Кон и Д.Э. Гувер почти запустили механизм политических репрессий. Но именно - почти. Им не удалось отменить систему гарантий и запустить механизм чрезвычайного правосудия. Они вынуждены были идти со своими бредовыми обвинениями в антиамериканской деятельности в обычный суд, где у обвиняемого был адвокат - и все разваливалось. Это важнейший урок - как американцы НЕ ПОЛУЧИЛИ свой тридцать седьмой год. Но ВК - шокирует американского журналиста тем что потребует назад картины "за символическую цену".

Напомню, что в марте 1917 года Кирилл первым водрузил над своим домом красный флаг и привел Гвардейский экипаж на присягу Думе еще до отречения. А пятнадцать лет спустя он не поднимал людей на борьбу - он призывал к примирению с изуверски жестоким по отношению к собственному народу, преступным, тоталитарным режимом Сталина.

Подводя итог. Общее место что Романовы проиграли свое "изгнание" - а теперь мы видим, как. Глава Императорского дома не смог ни осознать произошедшее, ни предложить лечение - а вместо этого оправдал коммунизм во многих его аспектах и присоединился к нему. Если бы коммунисты были бы поумнее - они бы предложили такому Романову вернуться - и это было бы страшное падение.
В итоге - Романовы оказались просто не нужны в 1991 году. Они были частью болезни, а не лечением.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В китайском метро пенсионер напал на толкнувшего его при входе в вагон школьника. В ход пошли зубы. Слабонервным - не советую. Копию видео смотреть тут: http://www.rucrash.com/play/?v=727 ...
В Сирии погибли 27 российских офицеров  и 12 сержантов и прапорщиков... Не на поле боя. А при крушении Ан-26. Среди погибших – генерал-майор Владимир Еремеев. Вот он на фотографии 2011 года (справа). В то время он был еще полковником, начальником штаба береговых войск ...
Друзья, это кулинарная подборка. Один или два раза в неделю показываю вам кулинарные рецепты, которые недавно были опубликованы в блогах в ЖЖ и запомнились мне. eaterscollective from Unsplash " title="Photo by eaterscollective from ...
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ...
ЛЕТОПИСЬ Эссе из цикла "Прогулки по Эрмитажу", не вошедшие в третью книгу "Питерские лабиринты (2016), (продолжение темы "Эрмитаж") Пишет 2012-02-22 «ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ... Выбираю анфилады Зимнего для променадов со стопроцентной уверенностью, что не улицезрею ...