Угольное напряжение

"Асама" на пределе.
Крейсерская запись ожидаемо
собрала довольно много комментариев, и там всё ещё интересно. По такому случаю
подробшу в топку немного фактологических дров. В вопросе о "числе
разведчиков" японский опыт интересен, в том числе, и с точки зрения
интенсивности использования кораблей в операциях различного
типа.
Теоретически мы сегодня можем, не выходя из дома, оценить
напряжение японских сил точно, используя корабельные журналы. На
практике это требует больших усилий, сегодня я ограничусь грубой
прикидкой, которую можно сделать на основе имеющихся у нас данных
об объёмах погруженного на японские корабли угля с разбивкой по
месяцам. Будет четыре картинки и немного комментарией.
Начинаем.
Рисунок 1 - Погрузка угля по месяцам 1904 г. на "Иватэ" (красная
линия) и "Идзумо" (синяя линия)
На первом графике - сведения об угольной жизни лучших броненосных
крейсеров японского флота. Для начала отметим августовскую
Джомолунгму - результат, в первую очередь, похода Камимуры к Токийскому заливу в погоне за
дикими гусями ВОК (24.07-03.08 н.ст.). Так же
стоит обратить внимание на майский локальный максимум - это
результат второго похода Камимуры к Владивостоку.
Вплоть до середины сентября "Идзумо" и "Иватэ" были практически
неразлучны, что, в общем, и видно на графике (расхождение в
феврале-марте видимо, связано, с тем, что "Иватэ" чуть больше угля
принял в январе). А вот дальше пути этих кораблей разошлись: если
"Идзумо" после гибели Макарова у Порт-Артура не появлялся, то
"Иватэ" в середине сентября прибыл для подкрепление блокадных сил,
после чего был зачислен в 1-й боевой отряд, а точнее, если верить
Корбетту - в состав отдельной, третьей "тактической пары" 1-го
отряда, вместе с "Асама".
На графике разлука "Идзумо" и "Иватэ" хорошо видна. Впрочем, важно
не то, что "Иватэ" грузил угля больше, чем "Идзумо". Важно, что
"Иватэ" в октябре погрузил больше угля, чем в мае, а в ноябре -
больше, чем в июне или июле. Иными словами, нагрузка в блокаде
оказалась выше, чем при ведении разовых операций - вроде второго
похода к Владивостоку (начавшегося, заметим, в Хэджу), или двух
попыток перехвата ВОК после набегов последнего в Корейский пролив.
Теперь перейдём к напарнику "Иватэ", "Асама" - и сравним угольную
судьбу этого крейсера с судьбой однотипного "Токива".
Рисунок 2 - Погрузка угля по месяцам 1904 г. на "Токива"
(красная линия) и "Асама" (синяя линия)
"Токива"в апреле 1904 г. ушёл действовать против ВОК, в то время
как "Асама" остался в Жёлтом море, в составе 3-го боевого отряда. И
в этой паре безусловно интересным представляется тот факт, что
"Асама" в июне-июле грузил угля больше, чем "Токива", особенно
любопытно июльское соотношение (1100 против 850 т). Таким образом,
нагрузка у Порт-Артура была существенно выше, чем нагрузка в
Корейском проливе. Что ещё любопытнее - "Асама" в сентябре-ноябре
грузил уголь активней, чем в июне-июле (что, впрочем, может быть
связано не только с интенсивностью операций, но и с желанием Того
постоянно поддерживать запас угля на крупных кораблях на случай
новой попытки прорыва нашей эскадры).
Любопытна и синяя линяя: "Токива" вернулся к Порт-Артуру в середине
сентября, и был включён в 3-й боевой отряд. В сентябре-октябре
уголь на корабль грузили активнее, чем в апреле-июне.
Теперь - "Якумо" и "Адзума". Здесь сравнивать не так удобно,
корабли не совсе однотипные. Тем не менее, посмотрим рис. 3.
Рисунок 3 - Погрузка угля по месяцам 1904 г. на "Адзума"
(красная линия) и "Якумо" (синяя линия)
"Адзума", как и "Идзумо", с апреля 1904 г. к Порт-Артуру не
возвращался. "Якумо" действовал в составе 3-го боевого отряда. В
середине сентября, с прибытием "Токива" и "Иватэ", Того отослал
этот корабля в Такэсики, где он, насколько я понимаю, прошёл ремонт
(что можно считать косвенным свидетельством сильного износа машин
корабля). К Порт-Артуру "Якумо" вернулся в середине ноября. Здесь в
первую очередь любопытны данные за апрель-май: "Якумо",
"работавший" в с 3-м боевым отрядом, грузил уголь так же
интенсивно, как и ходивший в поход "Хэджу-Владивосток" "Адзума"
(такая же картина и на графике для "Асама" и "Токива").
Относительно большой объём угля, принятого "Адзума" в декабре,
видимо, связан с тем, что корабль после заводского ремонта
готовился идти на "сторожевую службу в северных водах".
Наконец, четвёртый график. На нём данные о погрузке угля на
"Касаги" и "Титосэ", "собачки", которым удалось - в отличие от
"Ёсино" и "Такасаго" - чудом пережить осаду Порт-Артура под началом
счастливого контр-адмирала Дэва.
Рисунок 4 - Погрузка угля по месяцам 1904 г. на "Титосэ"
(красная линия) и "Касаги" (синяя линия)
На четвёртом графике интересны, думается, следующие соотношения.
Во-первых, можно заметить, что для "собачек" объёмы погрузки угля в
июле были сравнимы с мартовскими, т.е. период наиболее напряжённой
блокадной службы был сравним с периодом активных операций против
Порт-Артура при действиях с удалённой базы. Во-вторых,
примечательно, что поход "Титосэ" к Корсаковскому посту, за
"Новиком", не привёл к появлению значимых отличий от графика для
"Касаги". "Титосэ" после погони за "Новиком" пришлось отправить на
ремонт в Сасэбо (что, очевидно, так уже указывает на сильный износ
машин), к Порт-Артуру он вернулся 12 сентября. Второй раз на ремонт
"Титосэ" ушёл в середине ноября (на смену ему, за своей миной,
прибыл только что отремонтированный "Такасаго"). Интенсинвость
погрузки угля на "Титосэ" в октябре была сравнима с июльской.
Подробных сведений об активности "Касаги" в сентябре-декабре под
рукой нет.
Приведённые выше графики, безусловно, являются инструментом грубой
оценки активности действий кораблей. Тем не менее, эти факты
интересны как аргументу в пользу двух утверждений. Во-первых,
нагрузка на японские корабли при интенсивной дозорной службе у
Порт-Артура была высока - существенно выше, чем нагрузка при охране
Корейского пролива, и в ряде случаев ("Асама", "Титосэ") сравнима с
нагрузкой в феврале-марте, при ведении интенсивных наступательных
операций против Порт-Артура. Эта высокая нагрузка была, в том
числе, следствием общего дефицита крейсеров и относительной
слабости крейсеров-разведчиков - Того считал необходимым прикрывать
"собачки" 3-го отряда броненосными крейсерами.
Во-вторых, нагрузка на корабли в сентябре-ноябре существенно не
снизилась. Снизить удельную нагрузку японцам помогло частичное
решение проблемы ВОК, позволившее высвободить "Иватэ" и "Токива", и
прибытие к Порт-Артуру в середине сентября "Отова". С другой
стороны, полученные в середине сентября ложные агентурные сведения
об активности ВОК привели к ненужным тревогам японского
руководства. Соответственно, с одной стороны, можно отметить, что
японцы, нанеся нашему флоту серьёзные потери в боях у Шантунга и
Ульсана, существенно упростили себе подготовку к встрече 2-й
Тихоокеанской эскадры, поскольку уже в сентябре появилась
возможност начать ремонт части кораблей. Взглянув на это со стороны
другой, можно заметить, что "нерешительность" побед потребовала от
японцев существенного дополнительного расхода сил и средств для
достижения необходимого результата.
|
</> |