Часок вздремну

Что может пойти не так?
Русско-японская гонка морских вооружений, начавшаяся в 1895 г. и
окончательно завершившася 15/28 мая 1905 г. - один из самых
интересных забегов такого рода. Очень яркий и, по большому счёту,
уникальный пример того, как сторона, занимавшая кажущуюся
безнадёжной позицию, в короткий срок обошла более богатого
оппонента, и нанесла ему поражение. К сожалению, эта удивительная,
захватывающая история описана плохо. Хорошо хоть, грек сжалился над
русскими любителями истории флота и опубликовал недурную монографию по теме. Тем
не менее, и после работы Папастратигакиса многое ещё следует
обсудить и описать. Сегодня я позволю себе короткую ремарку по
поводу стартовых условий состязания.
Гонка как таковая стартовала зимой 1895/1896 г. Тогда японский
японский парламент утвердил первый вариант представленной морским
министром Сайго Цугумити судостроительной программы, созданной под
впечатлением от "тройственной интервенции" и предполагавшей
создание флота для возможной войны с Россией. Подробности стали
довольно скоро известны публике - например, в сборнике Naval Annual
за 1896 г. эта программа описана довольно подробно.
В частности, "Брассей" писал, что японцы планируют получить четыре
броненосца типа "Маджестик" и четыре крейсера 1 класса типа
"Эдгар". При этом - что примечательно - по приведённым в сборнике
данным, японцы планировали заказать за границей три броненосца и
два крейсера, ещё один броненосец и два крейсера должны были быть
построены в Японии. Примечательна и следующая ремарка:
"Предполагается немедленно начать только один броненосец и
несколько крейсеров". Помимо этого, в Великобритании уже строились
два первоклассных японских броненосца - "Ясима" (спущен на воду в
марте 1896 г.) и "Фудзи" (спущен на воду в декабре 1896 г.)
Чем располагала в этот момент Россия? В Балтийском флоте уже
числились два первоклассных броненосца - "Император Николай I" и
"Император Александр II". Ещё один - "Наварин" - осенью 1895 г.
приступил к испытаниям. На плаву достраивались четыре корабля:
"Сисой Великий", "Полтава", "Петропавловск", "Севастополь".
Наконец, в конце 1895 г. были заложены "Пересвет" и "Ослябя".
Имелось пять современных больших броненосных крейсеров - "Адмирал
Нахимов", "Память Азова", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах" и
только что достроенный "Рюрик". Шестой - "Россия" - "спешно"
достраивался и был спущен на воду в апреле 1896 г.
Таким образом, к весне 1896 г. Россия имел три готовых
первоклассных броненосца в строю, четыре - в достройке на плаву, и
два - на стапелях. Япония - только два строящихся корабля. И даже с
учётом запланированных к постройке, но даже ещё не заказанных,
кораблей сотношение было 9:6 в пользу России! В случае с крейсерами
1 ранга (класса) ситуация была ещё интересней. Россия имела 5
современных броненосных кораблей и ещё один на походе, против
четырёх "бумажных" японских.
Полное сравнение списочных составов и судостроительных программ к
весне 1896 г. не является моей сегодняшней целью. Просто отмечу,
что за скобками остались такие корабли, как относительно небольшой
"Гангут", и три достраивавшихся броненосца береговой обороны, и
бронепалубный "Адмирал Корнилов". И упомянутого выше достаточно,
чтобы обозначить главное: весной 1896 г. Россия обладала не только
актуальным преимуществом в силах, у России это преимущество должно
было сохраниться и в перспективе, с учётом только запланированных к
постройке японских кораблей.
Из этого, собственно, следует два важных вывода. Первый касается
русского флота, а точнее - литературы, описывающей подготовку
русского флота к войне. Фразы про "благостное состояние" русского
Морведа в этой литературе встречаются достаточно часто. Так вот,
для такого "благостного состояния" в начале гонки имелись серьёзные
основания. И, собственно, тот факт, что программу усиленного
кораблестроения для Дальнего Востока обсуждали в декабре 1897 г.,
спустя полтора года после принятия первого варианта "программы
Сайго", не должен удивлять и, более того, едва ли может
рассматриваться как пример "неповоротливости" нашего Морского
министерства. Основания для того, чтобы "часок вздремнуть",
имелись. Более чем веские основания. Впрочем, "дремоту" я привёл
для красного словца - на самом деле, в 1896-1897 гг. Морское
министерство не "дремало", просто в фокусе его внимания в это время
был "Восточный вопрос".
Сказанное, разумеется, не отменяет того, что принятые решения
оказались в итоге ошибочными. Однако здесь - как и в целом в
истории русско-японской - следует сместить фокус внимания,
отбросив "системный расизм". И гонка вооружений, и
сама война были не столько провалом России, сколько успехом Японии.
Дело было не в том, что Россия медлила - темпы создания японского
флота были выдающимися, что и сделало запоздавшими решения,
казавшиеся своевременными и достаточными.
И не стоит путать темпы создания флота с темпами строительства
кораблей в Великобритании. Да, на японцев работали британские
верфи, но создание флота не есть синоним строительства кораблей.
Более того, это даже не синоним проектирования кораблей - выбор
типа зависел в первую очередь от заказчика (вспомним про
построенные во Франции "Баян" и "Адзума", или построенные в США
"Варяг" и "Касаги"). Японцам - а точнее, Сайго Цугумити и
Ямамото Комбээ - удалось решить целый ряд проблем, начиная с
банального поиска денег, продолжая "определением состава сил",
заканчивая созданием системы подготовки кадров для быстро растущего
флота. Ну а началом всего этого, и необходимым условием успеха, был
выбор руководящей стратегической идеи.
|
</> |