Тяжелый "Рок"


85 лет назад, 23 декабря 1938 года, впервые поднялся в воздух тяжелый двухместный истребитель Блэкборн "Рок" - один из самых странных, нелепых и неудачных самолетов британских ВВС времен Второй мировой войны. В те времена в Англии внезапно вошла в моду концепцияя истребителя, сделанного по принципу "летающей тачанки", у которой всё вооружение размещено во вращающейся башне. Башня могла стрелять только назад и вбок, поскольку стрельбе по курсу мешал собственный винт.
Концепция оказалась провальной, но это выяснилось только после начала войны, когда "крылатые тачанки" пошли в бой и проявили себя крайне неэффективно. А до войны англичане приняли на вооружение и запустили в массовое производство "башеный" истребитель Болтон Пол "Дифайент" наземного базирования. Руководство авиации флота решило заполучить аналогичную новинку и заказало на фирме Блэкборн переделку палубного пикирующего бомбардировщика "Скьюэ" в истребитель, оснащенный такой же четырехпулеметной стрелковой башней с электрогидравлическим приводом, какая стояла на "Дифайенте".
Сказано - сделано, однако, из-за менее мощного мотора и худшей аэродинамики, летные характеристики самолета, получившего название "Рок", оказались гораздо хуже, чем у "Дифайента". Прямо скажем, для конца 1930-х годов они были откровенно убогими: максимальная скорость - 359 км/ч, скороподхемность - 7,6 м/с, потолок - 5485 м. Эти данные не позволяли даже догонять бомбардировщики, а в боях с истребителями "Рок" был обречен на роль мишени.
Тем не менее, явно неадекватный аэроплан зачем-то запустили в серийное производство и построили 136 экземпляров, которые, в частности, поступили на вооружение авианосца "Арк Ройял" и службы ПВО главной базы британского флота Скапа-Флоу. Безуспешно защищая эту базу от налетов немецкой авиации, "Роки" многократно взлетали на перехват, но им ни разу не удалось настичь неприятеля. В конце концов их заменили на сухопутные "Харрикейны" и "Гладиаторы".
Та же историяя повторилась во время норвежской кампании. В ней участвовали "Роки" с "Арк Ройяла", на счету которых также не было ни одного успешного перехвата. Единственную подтвержденную воздушную победу "палубные тачанки" одержали в ходе операции "Динамо". прикрывая эвакуацию английских войск из Дюнкерка. 29 мая 1940 года "Рок" под управлением пилота Артура Дея со стрелком Гарри Ньютоном ухитрился сбить бомбардировщик "Юнкерс-88".
В августе 1940 года, во время "Битвы за Англию", "Роки" уже не отправляли в боевые вылеты, а использовали фюзеляжи этих машин со снятыми крыльями в качестве стационарных наземных зенитно-пулеметных установок, расставив их по периметрам аэродромов. Насколько известно, ни одного немецкого самолета эти установки не сбили.
Несколько машин в конце года переделали в буксировщики летающих мишеней для обучения воздушной стрельбе, но в 1943 году все они были списаны и отправлены на слом.

Палубный пикировщик Блэкборн "Скьюэ", из которого получился "Рок".

"Рок" на аэродроме во время испытаний, пулеметы в башне не установлены.

Пятерка "Роков" в полете. Под крыльями видны подвески для мелких бомб. Впрочем, качестве легкого бомбардировщика самолет тоже не преуспел.

"Рок" крупным планом. Подвижные панели по обе стороны башни опущены для расширения секторов обстрела.

"Рок" в варианте поплавкового гидросамолета.
|
</> |