Широкий размах мировой революции


Сегодня у нашей авиации знаменательная дата: 22 декабря 1930 года впервые поднялся в воздух самолет-гигант ТБ-3 (АНТ-6), ставший, без преувеличения, одним из наивысших достижений советского авиастроения. Первый в мире крупносерийный цельнометаллический четырехмоторный тяжелый бомбардировщик, сделанный по схеме свободнонесущего моноплана, одновременно являлся одним из крупнейших в мире самолетов на тот момент. С его появлением СССР уверенно занял место на пьедестале ведущих авиационных держав.
Еще одним впечатляющим достижением было то, что Советский Союз сумел за несколько лет построить более 800 (!) таких машин и к началу Второй мировой войны обладал крупнейшим в мире стратегическим воздушным флотом. Правда, к тому времени ТБ-3 морально устарел, но он еще вполне годился для боевого применения в качестве ночного тяжелого бомбардировщика и десантно-транспортного самолета. При взлете с белорусских и украинских аэродромов в границах 1939 года его боевой радиус действия охватывал всю восточную и центральную Европу, вполть до Берлина, Вены и Праги.
Постройка целой армады тяжелых бомбовозов обошлась далеко не богатому Советскому Союзу очень недешево и вынуждала экономить на многом, прежде всего - на народном благосостоянии. Но претензии на мировое лидерство требовали подобных затрат. Другой вопрос - насколько нужна была эта армада и не лучше ли было направить затраченные на нее ресурсы на другие цели? Об этом можно спорить, но в любом случае в качестве пропагандистского символа и демонстртора воздушной мощи ТБ-3 сыграл свою роль на 100 процентов.

Компоновочная схема и размещение экипажа на первой серийной модификации ТБ-3 с моторами М-17.

Первый опытный экземпляр ТБ-3 на испытательном аэродроме.

А.Н. Туполев и И.В. Сталин, спускающийся по крылу ТБ-3 после осмотра кабины бомбардировщика. Интересно, почему он постоянно и даже в жаркую погоду ходил в сапогах?

ТБ-3 во время визита во Францию в ходе демонстрационного турне по Европе, 1935 год.

"Самолет-звено" - ТБ-3 в варианте летающего авианосца с двумя подвешенными под крылом истребителями И-16.

Гражданский вариант АНТ-6, оборудованный для эксплуатации в полярных широтах.

Советские полярники И.Д. Папанин и О.Ю. Шмидт на фоне самолета АНТ-6 "Авиаарктика", доставившего их на Северный полюс.

Свкерху вниз:
ТБ-3 с моторами М-17 в камуфляжной окраске 1941 года.
ТБ-3 с моторами М-34 китайских ВВС.
Самолет "Авиаарктика" на сменном лыжном шасси. Колеса при этом укреплены под фюзеляжем.
|
</> |