Трудная жизнь Марьи Ивановны
navlasov — 28.08.2017 Вы сидите на кухне в гостях у пожилой родственницы и пьете чай. Она работает в библиотеке, и разговор идет о книгах. Вы спрашиваете о каком-то издании, и она, подумав, отвечает:- Я узнаю завтра у нашего библиографа, Марьи Ивановны. Очень квалифицированный специалист, к тому же прекрасный человек. Вот только жизнь у нее не сложилась...
Ваша родственница вздыхает и делает глоток из чашки. Вы киваете и ждете продолжения.
- Муж ее бросил с двумя детьми, дети выросли и почти с ней не общаются, как будто она чужой человек. Совершенно не ценят то, что она для них сделала. Даже внуков с пеленок учат не уважать бабушку... А она действительно очень хороший, интеллигентный человек. И за что ей такая судьба?
Большинство людей на Вашем месте тут же проникнется безотчетной симпатией к незнакомой им, но такой несчастной Марье Ивановне. Начнут искренне сочувствовать ей, а услужливое подсознание быстро нарисует отталкивающий образ ее бывшего мужа и детей. Люди с богатой фантазией даже живо представят себе этих домочадцев - наглых, хамоватых, крикливых, эгоистичных...
Спустя два дня Вы встречаетесь на вечеринке со своей бывшей однокурсницей, с которой находитесь в добрых приятельских отношениях. На вопрос о том, как дела в семье, она отвечает:
- Да все отлично, если бы не свекровь. Да-да, я знаю, все невестки жалуются, но у меня реально есть причины. Эта мадам считает, что она часть духовной аристократии и на этом основании может помыкать всеми остальными, как чернью. Мужу своему она в свое время устраивала такие истерики, что у него было несколько сердечных приступов. Он и жил с ней только потому, что было двое детей - и когда они выросли, тут же развелся. Дети, кстати, почти сразу перебрались жить к нему. А она приходила и устраивала скандалы. Я, когда вышла замуж, честно пыталась наладить с ней отношения. Думала, муж сгущает краски. Но это же просто невозможно - все должно быть так, как она сказала! Мы, дескать, несмышленые дети, а она одна знает, как правильно! Когда она приходила к нам, то совала нос в каждую кастрюлю, устраивала скандалы при нашей крошечной дочке... В общем, сейчас стараемся не общаться.
И вновь услужливое воображение нарисует Вам образ свекрови - надменной дамы, которая кутается в старинную шаль, смотрит на всех свысока, а если кто-то осмеливается перечить - багровеет и начинает визжать не своим голосом.
И если кто-то в этот момент Вам скажет, что та самая свекровь и есть библиограф Марья Ивановна, у Вас случится натуральный когнитивный диссонанс. А ведь Вы всего лишь сделали то, что и надо делать в таких случаях - посмотрели на ситуацию с обеих сторон.
Выслушать обоих участников конфликта - заповедь, которую обычно не соблюдают. Узнав лишь половину правды, мы спешим вынести вердикт и поставить печать. А ведь это - именно та ситуация, когда спешить не надо. И если даже у нас нет возможности (или желания) узнавать точку зрения другой стороны спора, мы должны помнить о том, что она существует, и реальная ситуация может очень серьезно отличаться от рассказов одного из ее участников. Даже если этот участник говорит правду.
|
</> |