Бабский взгляд на историю, или пост оголтелого сексизма
navlasov — 12.08.2017 На самом деле, никакого оголтелого сексизма в этом тексте не будет. Я далек от того, чтобы делать какие-либо глобальные выводы относительно всех женщин-историков и, тем более, женщин в науке. Более того, мне известно немало прекрасных исследователей, принадлежащих именно к прекрасному полу.И все же не могу не отметить наличие именно среди представительниц этого самого пола большого числа обладательниц особого взгляда на историю. Взгляда, который можно было бы назвать женским. Но я не хочу обижать многих знакомых мне женщин-историков, являющихся специалистами высочайшей квалификации. Поэтому назову его бабским.
Бабский взгляд на историю - это когда об исторических процессах судят на уровне бабушек, сидящих на лавочке возле подъезда. Наличие информации и ее критический анализ - примерно на том же уровне. Увы, в последнее время это явление имеет массовый характер. Особенно распространен "бабский взгляд на историю" в тех областях, где чаще всего подвизаются представительницы прекрасного пола: история искусства и культуры, краеведение, историческая биография.
За конкретными примерами далеко ходить не надо. Можно вспомнить труд (к счастью, малоизвестный) некой госпожи Ивановой (филолога) "Очерки истории Германии". Как-нибудь я возьму его и выпишу для читателей этого блога отдельные перлы, концентрация коих в сем труде превышает все допустимые нормы. Хотел написать, что это самое безграмотное историческое сочинение, которое мне приходилось читать... и тут вспомнил фундаментальную работу профессора МГУ Вороненковой, о которой я уже писал. И это - далеко не единичные примеры.
Характерные признаки "бабского взгляда на историю" - это дремучее невежество (в первую очередь в отношении широкого исторического контекста), эмоциональность, переходящая в экзальтацию, серьезные нарушения логики и подчеркивание собственной принадлежности к "высококультурным избранным".
В целом носительниц этого взгляда можно условно разделить на две категории. Грубо говоря, одни искренне считают, что творог добываются из вареников. Другие в глубине души знают что-то про коров, сено и даже навоз, но полагают, что настоящий интеллектуал должен быть выше этого, а тезис "творог добывается из вареников" является признаком высокой духовности.
К первой группе относятся, в первую очередь, дамы, которые не блещут умом и знаниями, но очень хотят доказать всем (в первую очередь себе), что они талантливые и образованные. Поэтому они всеми правдами и неправдами стараются закрепиться на "умственной работе" (например, в вузе), соглашаясь на любые условия. К сожалению, сегодня примеров клинических идиоток (извините, не удержался), защитивших пустые и откровенно безграмотные кандидатские и докторские диссертации, хоть отбавляй.
Вторая группа - это дамы, которые считают себя представительницами интеллектуальной элиты, которой уже нет и скоро совсем не будет. Свою "интеллигентность" (тм) и "высокую духовность" (тм) они гордо несут перед собой. Именно для этой категории характерна экзальтированность, которую они почитают непременным свойством культурного человека. Они же очень любят сложные и малопонятные термины, которые употребляют к месту и не к месту.
Общим для обеих категорий является то, что для них история - это нечто вроде пресловутого мексиканского сериала. Правителя мужского пола, например, оценивают по тому, насколько он "мимимишный" и соответствует образу "идеального мужчины". Поэтому обладательницы бабского взгляда, как правило, являются ярыми поклонницами Николая II. Ведь какой хороший был человек - жену свою любил, детишек, о стране скорбел, а неумытые и плохо воспитанные большевики его взяли и убили просто так! Этот сугубо бытовой уровень анализа исторических событий и процессов является важным признаком.
Вообще говоря, ностальгия по "хрусту французской булки" и ненависть к "быдлу, захватившему власть в 1917 году" - отличительная черта бабского взгляда на историю, особенно присущая второй из описанных мною групп. Характерный пример - госпожа Соболева, автор книги "Утраченный Петербург". В книге много интересной информации, автор хорошо знает историю города, но читать ее совершенно невозможно. Потому что на каждой странице рефреном звучат две мысли: какая культурная, образованная и тонко чувствующая я и какие плохие большевики. И все это - с приличествующей дамам данного типа экзальтацией. В результате даже заинтересованного и не симпатизирующего советской власти читателя к середине книги начинает натурально тошнить.
Опять же, хочу в конце сделать оговорку. Невежество, идеологическая ангажированность, стремление прикрыть интеллектуальную нищету фиговым листком "умных словей" широко распространены и среди мужчин. Более того, мужчина вполне может быть носителем бабского взгляда на историю. Однако бьющая через край эмоциональность, экзальтация, агрессивные претензии на "высокую духовность" и откровенно бытовой уровень оценки исторических событий характерны в большей степени для женщин.
|
</> |