Три криминальные истории. Кинопоступления последних лет.
crazy_reader — 25.10.2023 Слова насчёт «последних лет» понимайте как хотите. Расскажу немного о трёх фильмах, которых объединяет место действия, и это место — залы судебных заседаний. Показано, помимо всего прочего, насколько исход процесса зависит от субъективных факторов, которые далеко не всегда имеют отношение к справедливости. Если, конечно, считать, что судебный процесс стремится к восстановлению справедливости или её поиску. А если у суда цели другие — то тогда и относиться к нему надо иначе.Два фильма основаны на реальных историях, а третья выдумана, но настолько меня поразила связанная с ней история, что я, когда узнал об этом, решил поделиться своим изумлением. А чтобы этой выдающейся картине не было скучно в одиночестве, добавил ей в друзья ещё две - те самые, которые на реальной основе.
«Лёгкая добыча» (La syndicaliste), 2022. Главное, ребята, сердцем не стареть...
Если быть совсем точным, то не ребята, а девчата. Я о Изабель Юппер, которая играет в этом фильме женщину, которая временами выглядит лет на сорок. (Сколько лет самой актрисе я не скажу — неприлично потому что).
Морин Кирни (так зовут её героиню) — глава профсоюза крупной французской фирмы, занимающейся атомной энергетикой. Защищая права работников, она вступает в конфликт с руководством. А через некоторое время на неё совершается нападение унизительным для женщины способом. Начинается расследование, которое сначала принимает неожиданный поворот, а потом приводит зрителя в зал суда.
В целом, неплохой французско-германский фильм с элементами детектива, показывающий дестабилизирующие факторы в правовой системе, которые традиционны для всех стран — деньги и несопоставимость авторитетов участников процесса. Поклонникам Юппер советую посмотреть, да и не поклонникам тоже можно приобщиться. На мой взгляд, фильм не хуже того, которое у меня идёт под третьим номером.
«Жертва Миранды» (Miranda's Victim), 2023. «Вы имеете право хранить молчание...»
В этом американском фильме отправной точкой стало изнасилование Триш - девушки старшего школьного возраста. Наивной, далеко не самой красивой и которой только что, как ей казалось, ответил взаимностью местный киномеханик. Однако печальный случай переломил её жизнь на «до того» и на «после того».
Действие начинается в 1963 году. Городок небольшой, типичная консервативная Америка, где изнасилование ложится на жертву тёмным пятном. Поэтому мамаша Триш (колоритный типаж) категорически против того, чтобы её дочь инициировала расследование с непременной оглаской происшествия — испорченный товар, мол, никому будет не нужен. Лучше жить так, как будто ничего этого не было. И нескладная, робкая девушка оказалась в фильме, пожалуй, самой сильной. Пройти пришлось через многое, временами казалось, что она остановится, потому что ей было, что терять.
Миранда — это фамилия насильника. А усилия Триш привели к тому, что правило Миранды стало известно всему миру. По крайней мере тому, который смотрит американское кино. Правило гласит — перед арестом задерживаемому надо зачитать его права, а то, что было до зачтения, юридической силы не имеет. (Вы имеете право хранить молчание, а всё сказанное может быть использовано против вас в суде… и так далее).
Если будете смотреть, то обратите внимание на роль одного слишком честолюбивого адвоката. А в его лице на роль адвокатов вообще. Я сейчас о том, что в этой нужной, в общем случае, профессии попадаются моральные уроды, которые понимают, кого они защищают и, тем не менее, рассматривают процесс как игру, в которой надо победить любыми способами. Ведь чем громче дело, тем больше шанс повысить свой рейтинг.
Поначалу действие медлительное, заторможенное, но незаметно всё разгоняется и при всей неспешности появляется напряжение. На мой взгляд, это кино посильнее, чем кино №1.
«Анатомия падения» (Anatomie d'une chute), 2023. Фильм-загадка
Писательница мать — горе в семье, а если ещё и отец склонен к бумагомарательству, то вероятность чего-то нехорошего возрастает вдвойне, а то и втройне (шутка)… Сандра пишет свой роман в горах Франции, где её семья снимает отдалённый от соблазнов цивилизации домик. Семья небольшая — она, муж, сын лет десяти, у которого проблемы со зрением, да ещё собака-поводырь. Возвращаясь с прогулки, сын обнаруживает у стен домика тело отца. Что с ним случилось, непонятно. Чужие здесь не ходят и вполне естественно, что подозрение падает на Сандру.
Подозрение плавно перемещается в зал судебных заседаний, где зритель и проводит большую часть фильма. Происходит препарирование семейных отношений, копания в белье, которое, по мере углубления в детали, становится всё грязнее и грязнее.
Фильм как фильм, есть и хуже, но не думаю, что это повод для его столь высокой оценки. Дело в том, что «Анатомия падения» получила в этом году на Каннском фестивале «Золотую пальмовую ветвь». Вот это и вызвало моё удивление. Не понимаю, за что. Вот в прошлом году, например, такой награды удостоился «Треугольник печали». Никаких вопросов, но тут-то что выдающегося? Или конкуренты были совсем слабы, а приз вручать кому-то надо? В наше острейшее время водить хороводы вокруг бури в стакане воды? Страусиная политика какая-то — сунуть голову в… во что-то мягкое и переждать, насладиться тем, что есть там, в мягком. О времена, о нравы!
=====================