Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Жанна Дюбарри», 2023, режиссёр Майвенн
![Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух. Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух.](/images/main/tri-francuzskih-filma-kogda-odin-stariy-drug-luchshe-novih-dvuh-9bd0a1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/crazy_reader/16852255/1143979/1143979_original.jpg)
Фильм — о головокружительной карьере Жанны Дюбарри. Простолюдинке, добравшейся по своеобразной карьерной лестнице до статуса фаворитки короля Людовика XV. Головокружительной же карьеру можно назвать и потому, что в итоге она закончила свою жизнь на гильотине в статусе врага французской революции. Как и Людовик XVI со своей супругой Марией-Антуанеттой, также ставшими персонажами фильма, пускай и второстепенными.
Получилось красивое костюмированное кино, в котором роскошь обстановки и нарядов намного превосходит роскошь действия и содержания. К тому же сама Майвенн, сыгравшая Жанну, не создала образа, который убедительно показал бы, за что всесильный король так сильно полюбил её — ни харизмы ни, простите, красоты. Разве что хотели продемонстрировать актуальность поговорки «любовь зла...»? В роли Людовика XV - Джонни Депп. Что-то у него случилось скандальное в цитадели демократии, и, как пишут, это первый фильм после тех событий. Роль странная, молчаливая, тусклая. Знаете, наверное, такие картины с дырой, которые часто используют фотографы? Сунул туда голову — и вот ты верхом на коне, на вершине горы или в образе короля. Вот так и с Деппом в нашем фильме.
Для сравнения - картина (сначала написал фото) Жанны Дюбарри более менее реальной. Говорю так потому, что её изображений много, и она на них очень разная.
![Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух. Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух.](/images/main/tri-francuzskih-filma-kogda-odin-stariy-drug-luchshe-novih-dvuh-14c0b5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/crazy_reader/16852255/1144242/1144242_original.jpg)
«Идеальная ложь», 2022. Преступление без наказания.
![Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух. Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух.](/images/main/tri-francuzskih-filma-kogda-odin-stariy-drug-luchshe-novih-dvuh-91fd2d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/crazy_reader/16852255/1144506/1144506_original.jpg)
После «Моего преступления» было интересно посмотреть на Ребекку Мардер, и здесь сыгравшей главную роль. Сравнение явно не в пользу «Идеальной лжи». Потому что, если использовать гастрономические ассоциации, получилось жидковато, не наваристо.
Во время отдыха на Корсике двое влюблённых друг в друга молодых людей (парень и девушка - уточню на всякий случай) попали в неприятную историю, в результате которой на дороге оказался труп вспыльчивого местного жителя. Молодые люди были не из простых и рассчитывали в скором будущем занять высокое положение в обществе. Поэтому, да и вообще не желая рисковать, связываясь с полицейским расследованием, они решили скрыть свою роль в преступлении. Прошло время и этот инцидент стал капиталом, позволяющий одному из них шантажировать другого, потому что они оказались в соперничающих друг с другом командах политиков и бизнесменов.
Симпатизировать в этом жабогадюкинге особо некому, среда сама по себе не вызывает симпатии, что переносится и на её активных акторов. Девушка, безусловно, посимпатичнее, но сейчас в кино все мужчины козлы (или же все козлы — мужчины), поэтому чувство симпатии здесь не совсем уместно. Тема преступления без наказания намного ярче раскрыта в жестоком фильме Клода Шаброля «Церемония».
«Судья и убийца», 1976.
![Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух. Три французских фильма. Когда один старый друг лучше новых двух.](/images/main/tri-francuzskih-filma-kogda-odin-stariy-drug-luchshe-novih-dvuh-33ef85.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/crazy_reader/16852255/1144664/1144664_original.jpg)
Столкновение террора индивидуального и террора государственного. Явное указание на то, что этот фильм надо рассматривать, помимо всего прочего, и в свете этой проблемы, перенесено в финальную сцену и в заключительные титры. До этого же момента фильм представляет собой психологическую дуэль между следователем и серийным убийцей, если называть вещи современным языком.
Франция, конец 19-го века. Уволенный из армии за неуравновешенный характер (кажется, за это) сержант Жозеф Бувье безуспешно добивается любви Луизы. Отвергнутый и изрядно расстроенный этим, он стреляет сначала в неё, а потом и себе в голову. Себе — дважды. Не доставайся же ты никому! Видимо, как в анекдоте про новых русских, мозг после выстрелов не был задет и сержант попадает в психиатрическую больницу. Надо сказать, что я так до конца и не понял — был ли он просто психически неустойчивым типом, или же он был полноценным психом. Это нужно для суда, потому что на совести Бувье, если о ней вообще можно говорить в применении к нему, - 12 убитых юношей и девушек. А вот для режиссёра, по всей видимости, точный медицинский диагноз не важен. Ему важнее показать противоборство государственной машины в лице следователя и преступника.
Для следователя Жозеф Бувье — ступенька к подъёму на вершину карьеры. Методы представителя правовой системы не всегда чисты, к тому же он не остался без поддержки. Во всяком случае, заключение психиатрической комиссии оставляет почву для смутных подозрений в массовом мухляже. Можно сказать, что мы видим спор Жеглова и Шарапова, только роль Шарапова, за неимением сильной поддержки на экране, отведена зрителю. Да и наш Жеглов посимпатичнее холодного и бездушного француза.
Не испытывая никаких симпатий к преступнику, не испытываю уважения и к государственной машине. В таком виде, в каком её показал режиссёр. Точно не помню, был ли судьёй тот, кого я называю следователем. Склонен считать, что в фильме роль судьи отведена всему государству, а не отдельной личности. Более того, не исключаю, что режиссёр испытал влияние идей анархизма. Всё-таки от 60-х прошло не так много времени, да и Жозеф Бувье постоянно выкрикивает лозунги этого политического течения. В заключительных титрах, указано, что Бувье убил 12 человек, а государство в то же время во время подавления движения рабочих — 2 500 человек. Информация для размышлений, как говорили в другом нашем сериале.
Об артистах. Все хороши. Следователя сыграл Филипп Нуаре, но от него другого я и не ожидал, а вот Мишель Галабрю удивил. Он у меня, в первую очередь, ассоциируется с фильмами о незадачливых полицейских, в которых солирует Луи де Фюнес. Там он играет иногда начальника участка, а иногда и просто недотёпы в полицейской форме. Здесь же роль трагическая и сложная, но Галабрю блистательно с ней справился. Упомяну и молоденькую Изабель Юппер, тем более интересную мне потому, что недавно смотрел фильм 2023 года с её участием. Но об этом в следующий раз.
Фильм рекомендую однозначно. Кино настоящее и больше ничего добавлять не буду.
==========================