Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! 7c059f7c5e80851dc6734ff4a5528794 Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! 7c059f7c5e80851dc6734ff4a5528794](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-db2005.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/770763/770763_900.jpg)
Красноярский край во Второй мировой — глубокий тыл. Хотя немцы в 42-м — операция «Вундерланд», или «Страна чудес», — прорывались и сюда: Диксон бился с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Но — ничего подобного великим сражениям в Европе.
У этой земли нет недостатка в героях. Красноярск, старейшее Троицкое кладбище ,с 17 ноября 1942 года безымянный памятник погибшим летчикам. И только недавно на нем появились фамилии и стало ясно, что он поставлен в память пилотам, погибшим в 1942—1945 годах при перегоне ленд-лизовских самолетов на фронт. Информация из архивов- красноярская земля стала последним пристанищем для 123 (!) летчиков, до фронта не долетевших. Из Красноярска американские «Аэрокобры», «Киттихауки», «Бостоны» и «Дугласы» летели на Запад. В апреле-июне 1943-го в небе Кубани наши на «Аэрокобрах» уже стабильно громили люфтваффе.
Материалы по Трассе Аляска — Сибирь (АлСиб) оставались засекреченными до 1992 года, алсибовцы, не успевшие до Трассы встретиться с врагом, не считались ветеранами войны. Но тяжестью и испытаниями эта дорога на войну сравнима с фронтом. Алсибовский перегон -история секретной Трассы.
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-29a892.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/2376838/2376838_900.jpg)
Прошли годы, появились статьи в газетах о перегоночной Воздушной трассе Аляска — Сибирь,выяснилось, что Красноярск в годы войны был конечным пунктом для летчиков-перегонщиков и на бетонке Красноярского аэропорта сотнями стояли готовые к отправке на фронт новенькие американские истребители, бомбардировщики и транспортные самолеты. Прибывающие с фронта железнодорожными эшелонами «безлошадные» летчики переучивались в Красноярске на новую технику и улетали на ней на Запад громить врага. Оказалось, что первые пришедшие с Аляски по этому маршруту самолеты поздней осенью 1942 года уже воевали в самом пекле, на Сталинградском фронте.
Красноярская воздушная Трасса Военно-воздушных сил Красной армии, она же Воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль (официальные наименования), теперь известна как Трасса Аляска—Сибирь, АлСиб.
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! 9693897 Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! 9693897](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-cbc8cb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/770999/770999_900.jpg)
В июне 1942 года Рузвельт писал Сталину: «Посол Литвинов информировал меня, что Вы одобрили переброску американских самолетов через Аляску и Северную Сибирь на Западный фронт… Я хочу подчеркнуть, что если бы было возможно осуществлять поставку самолетов из Соединенных Штатов в Советский Союз через Аляску и Сибирь, вместо того чтобы поставлять их через Африку, как это практикуется теперь, было бы сэкономлено большое количество времени».
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-ec5a40.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/2371999/2371999_900.jpg)
«Кингкобры» ждут «добро» на вылет.
При этом американская сторона предлагала осуществлять перегонку самолетов своими летчиками. На что Сталин ответил Рузвельту 1 июля того же 1942 года: «…Советское Правительство уже дало необходимые указания об окончании в кратчайший срок проводящихся в Сибири работ по подготовке к приему самолетов. Что касается того, силами чьих летчиков доставлять самолеты из Аляски, то мне кажется, что это дело можно будет поручить… советским летчикам…»
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-1bdbc3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/2377715/2377715_900.jpg)
Верховный главнокомандующий утвердил штатный состав Трассы. Пять перегоночных авиаполков, шестой полк — транспортных экипажей, пять авиационных баз и три промежуточных аэродрома с комендатурами в Маркове, Оймяконе, Олекминске. Командование, штаб, политический отдел Трассы — в Якутске, на середине маршрута. Здесь же расположились 4-й перегоночный авиаполк и авиатехническая база.
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-ffe475.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/2371582/2371582_900.jpg)
А из аэродромов требованиям отвечали только Красноярск и Якутск. В мирное время ушли бы годы, чтобы на Чукотке и в Якутии построить военные городки и аэродромы. Но время было не мирное, и не годы были даны, а месяцы и дни.
Маршрут Трассы проходил над северо-востоком страны. На сотни и тысячи километров — никакого человеческого жилья, сколько видит глаз — тундра или тайга, бесконечные нагромождения горных хребтов, лед и снег. Во время полета летчиков то и дело встречали непредсказуемые бури, грозы и прочие сюрпризы северного климата. До войны гражданская авиация эти места только осваивала. Полеты в сибирских северных краях были эпизодическими, рассматривались как подвиг. Теперь же подобное должно было стать массовым и обычным.
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-f2d25c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/2378154/2378154_900.jpg)
Летчики на Трассе были классные: 90% из них — фронтовики, успевшие понюхать пороху в воздушных боях в Испании, на Халхин-Голе, Хасане, в Финскую, с фашистами в начале войны, некоторые с опытом перегонки самолетов из Ирана в Азербайджан (был и такой маршрут, но это уже другая история).
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-eec338.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/2371679/2371679_900.jpg)
Условия перегона на Аляске
Тяжелее всего приходилось техникам: ангаров на аэродромах не было, ни теплых, ни холодных. Все работы на матчасти велись под открытым небом и при любом морозе. Самолеты покрывались льдом, резина промерзала и становилась ломкой, лопались шланги, а вытекающее масло становилось как камень. Но люди работали, и самолеты, приходившие с Аляски, летели дальше. В Красноярск и — на фронт.
Работники метеостанций и радиопеленгаторных пунктов зачастую работали в условиях зимовки. В тайге, в 300—400 км от ближайшего жилья, два специалиста круглосуточно дежурили, поддерживая бесперебойную связь с самолетами. Во многих случаях это были девушки, окончившие краткосрочные курсы. Продукты — сухой паек на много месяцев, вода — растаявший снег.
Трасса — прежде всего огромный коллектив людей, работавших на результат: дать фронту как можно больше самолетов. С наименьшими потерями в пути.
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! 9693866 Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! 9693866](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-7c7ef9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/771282/771282_900.jpg)
Результат впечатляет: за три года работы Трассы — с октября 1942-го по октябрь 1945 года — через Красноярск прошло 8094 новых боевых и транспортных самолета. Посчитайте, просто исходя из того что авиационный полк имел по штату в среднем 30 самолетов, сколько боевых полков били асов люфтваффе в воздухе и бомбили гитлеровцев на земле на алсибовских машинах?
Вячеслав Филиппов. Человек, по-настоящему увлеченный и наиболее разбирающийся в истории секретной Трассы.
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-939be4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/1818277/1818277_900.jpg)
Памятный монумент в Фэрбанксе (Аляска) 12 ноября 2008 г.
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-3610a6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/1797153/1797153_800.jpg)
![Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили! Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!](/images/main/trassa-alyaska-sibir-alsib-chto-bi-pomnili-b2faa9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/52vadim/14250611/1797494/1797494_800.jpg)
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/05/04/72371-trassa