
... извращения (405)

здесь и далее прорисовки из монографии про B.35 и B.135 от чешского MBI

Avia B.35.2 – второй прототип перспективного чешского истребителя, показанный по состоянию на май 1940, когда на его дважды (27 и 28 числа) облетал находившийся в командировке на бывшей чехословацкой фирме «Авиа» [во времена Протектората ей дали немецкое название, но торговая марка осталась прежней] болгарский военный лётчик поручик Крыстю Атанасов.


Но началась эта история за 15 месяцев до описанных событий.
Поручик (позже капитан) Атанасов и Avia B.35 и B.135
эпизод 1
В феврале 1939 для переговоров о закупке авиационной техники и/или лицензий на её производство в Чехословакию прибыла болгарская делегация, в состав которой кроме прочих специалистов включили и двух уже успевших получить определённую известность пилотов: капитана Петко Попганчева и поручика Крыстю Атанасова.

Avia B.35.2, как он выглядел в феврале-марте 1939, во время визита болгарской делегации на фирму Avia.
23 числа «делегаты» посетили фирму Avia, где им продемонстрировали на земле и в воздухе несколько самолётов, в том числе серийный истребитель Bk.534 (пушечный вариант B.534) и опытный B.35 (второй прототип и на тот момент единственный «живой» экземпляр). Последний вызвал наибольший интерес, и вскоре после показа визитёрами была запрошена и получена техническая (точнее, рекламно-техническая) документация по этому проекту, который по словам «фирмачей» уже получил заказ на серийное производство от чехословацкого Министерства Обороны (что было если не прямым обманом, то введением в заблуждение точно).
После изучения бумаг, перепроверки некоторых расчётов и консультации с руководством болгары приняли решение начать переговоры о закупках нового истребителя, но сделать это тогда не удалось из-за оккупации и разделения Чехословакии.
интерлюдия 1
Под немцами и авиапром, и научно-технические учреждения (например, VTLÚ, или Vojenský technický a letecký ústav – Военный Технический и Авиационный Институт), и даже министерства продолжали свою работу.

Фрагмент фотографии, сделанной во время визита Эрнста Удета в VTLU 23 марта 1939. Среди прочих самолётов ему тогда продемонстрировали и B.35.2, но облетал он не его, а стоявший рядом B.534.
На фирме Avia в июне 1939 был закончен постройкой и облётан третий прототип B.35, которого затем отправили на выставку в Брюссель, а по возвращении обратно надолго поставили на прикол.
Второй прототип летал дольше, но и его «заземлили» в ноябре 1939 из-за того, что фирма сосредоточила все усилия на заказах для Люфтваффе, которым «тридцать пятый» был не интересен.
эпизод 2
Ликвидация Чехословацкого государства вовсе не закрыла возможности приобретения чешских самолётов, но для этого предварительно требовалось получить одобрение сделки в Берлине. Необходимые шаги для этого болгары проделали, и это даже оказалось менее сложным и длительным процессом, чем убеждение нового (немецкого) руководства фирмы «Авиа» принять к исполнению заказ на постройку партии B.35.
Наконец предварительное соглашение было достигнуто, и весной 1940 в Прагу прибыла группа болгарских инженеров и техников для помощи в завершении доработки самолёта и подготовке его серийного производства. Вместе с техническими специалистами в Прагу опять прибыли те же самые два пилота. Во второй половине мая они наблюдали за возобновившейся программой испытаний B.35.2, а в последние дни месяца и сами были допущены к полётам.
Первым облетать прототип доверили Атанасову: 27 мая в три пополудни он совершил короткий 12-минутный ознакомительный полёт, а на следующий день ровно в полдень взлетел ещё раз и 17 минут спустя приземлился. Через пять минут после посадки место в кабине занял Попганчев, благополучно взлетевший и успешно выполнивший 23-минутный полёт, но из-за собственной ошибки попавший в аварию на посадке.




Что конкретно там случилось, я не в курсе, но итогом стала подломленная левая стойка шасси и перевернувшийся на спину самолёт. Лётчика при этом защитила противокапотажная ферма, и он отделался лёгким испугом. Машина тоже пострадала незначительно и, скорее всего, была ремонтопригодна, но её решили не восстанавливать.
продолжение следует ...
Атанасов, Кръстю Антонов, болгарин 1905 г.р.
Другое написание имени лётчика Кръстьо. Читается как Крыстю/Крыстё.
Закончив гимназию, в 1921 поступил в Морското училище в Варне.
Однажды вместе с другими курсантами ему довелось поработать на аэродроме Казанлык, помогая аеромонтьори (авиамеханикам по планеру) со сборкой самолётов, и с этого момента он разочаровался во флоте и «заболел» авиацией.
С третьей попытки он всё же сумел поступить в Авиационното училище и в 1928 получил пилотский диплом.
Следующим шагом стало поступление в Военното на Негово Величество училище, которое он закончил в 1932 году (51-й выпуск).
Данных о следующих двух годах у меня нет, а в 1934 году Атанасова отправили в на учёбу в польскую школу высшего пилотажа, а сразу после возвращения в Болгарию назначили инструктором в лётную школу в Пловдиве, где позже стали проходить подготовку лётчики-истребители.
В августе 1939 его поставили во главе только что сформированной Школа за висш пилотаж (она же «Изтребителната школа»), а по состоянию на ноябрь того же года он параллельно ещё командовал 22-м Учебно Ято из состава 2-го изтребителен орляк, которому тогда подчинялась и Школа высшего пилотажа.
Звания: 6.8.32 – подпоручик; 3.10.35 – поручик; 6.5.41 – капитан; 1.11.44 – майор; 9.8(9.9?).45 – подполковник.
Части и кампании: летом 1940 Атанасов сформировал и возглавил безномерное ято “Стрела”, вооружённое истребителями Стрела (Bf 109, в данном случае модификации E) и вскоре получившее номер 682.
Со вступлением страны в войну эта часть в апреле 1941 прикрывала греческую границу, так ни разу не встретив воздушного противника, а в октябре была переброшена на восток для патрулирования над черноморским побережьем Болгарии и прилегающей акваторией. И вот там встречи с советскими самолётами были, но без полноценных воздушных боёв.
В апреле 1942 Атанасова поставили во главе только что сформированного истребительного орляка 3/6, в состав которого вошло и его бывшее ято.
В марте 1943 [или несколько раньше, но в том же году] он сдал командование капитану Топлодолски, а сам вернулся на пост начальника Школы высшего пилотажа. И в этом качестве он как минимум однажды принял участие в перехвате американских бомбардировщиков (на Avia B.135) и добился своего первого успеха в воздушных боях (один повреждённый в паре бомбардировщик и соответственно один победный балл).
9 августа 1944 Атанасова вернули обратно на должность командира орляка 3/6 и, летая уже на Bf 109G-6, он получил на свой боевой счёт ещё 4 победных балла.
А всего за время боёв с американцами он совершил 15 боевых вылетов и провёл 13 воздушных боёв.
5.9.44 Атанасов повёл свой орляк в бой против недавних союзников (т.е. немцев), а 14 сентября был повышен до командира 6-го полка, но продолжал лично участвовать в боевых вылетах. И в одном из них (12.11.44) ему засчитали один уничтоженный на земле Ju 88, а при возвращении на базу он подвергся атаке пары истребителей, опознанных им как «Мустанги» (на самом деле это были «Спитфайры» из 94 Sqn RAF), но сумел благополучно «отмахаться» от них, отделавшись лишь пробоинами в обшивке.
Менее двух недель спустя, 24.11.44 болгарские истребители были отозваны с фронта на зимние квартиры и больше в боевых действиях Второй Мировой не участвовали.
Победы (и победные баллы по системе, введённой в марте 1944):
30.03.44 – 1 повреждённый в паре B-24 (1 балл);
10.08.44 – 1 повреждённый в паре четырёхмоторник (1 балл);
17.08.44 – 1 повреждённый четырёхмоторник (2 балла);
26.08.44 – 1 сбитый в группе четырёхмоторник (1 балл).
Итого 1 сбитый в группе, плюс 1 повреждённый лично и 2 в группе, что дало лётчику 5 победных баллов.
Награды (только боевые, без «кампанейских» и квалификационных):
– орден “За Храброст” IV. Степен 2. Клас;
– орден “За Храброст” IV. Степен 1. Клас.
Подробности послевоенной службы Атанасова, за исключением пройденного им переучивания на Як-9, мне не известны.
А в 1948 он вышел на пенсию, будучи к тому времени старейшим из «действующих» лётчиков-истребителей болгарских ВВС.
Скончался 3.4.78.
|
</> |