Традиции демократии
vikond65 — 10.11.202110 ноября 1898 года в городке Уилмингтон бывшего рабовладельческого штата Северная Каролина произошел один из крупнейших в истории США негритянских погромов, в результате которого местным расистам удалось взять локальный реванш за поражение Юга в гражданской войне.
Более половины 10-тысячного населения Уилмингтона составляли чернокожие, но в течение нескольких десятилетий после окончания войны власть в нем принадлежала исключительно представителям так называемой Демократической партии белой расы, имевшей свои вооруженные отряды "краснорубашечников".
Однако в 1898 году году негры и мулаты впервые решили принять участие в управлении городом и выдвинули своих кандидатов на выборах в городское собрание. Их поддержали некоторые белые, объединившиеся в организацию "фузионистов" (от слова fusion - слияние), которая выступала за отмену расовой сегрегации и сотрудничество белого и цветного населения.
Разумеется, расисты встретили эту инициативу в штыки. Сперва они проводили агитацию среди белых, настраивая их против "фузионистов" и запугивая ужасами, которые обязательно должны были наступить после прихода к власти "черномазых дикарей". А в день выборов они попытались помешать голосованию цветного населения, не пуская негров на избирательные участки.
Тем не менее, полностью сорвать выборы в "черных" районах они не смогли. Среди избранных депутатов городского совета оказалась примерно треть чернокожих, а также некоторое количество "фузионистов". В сумме они получили большинство голосов, это позволяло им провести своего кандидата на пост мэра.
В ответ лидер "расовых демократов" Альфред Мур призвал своих сторонников проучить "черномазых" и захватить власть вооруженным путем. В Уилмингтон начали стекаться белые добровольцы из соседних штатов, в том чисте ку-клукс-клановцы. 10 ноября, когда их число достигло примерно 600 человек, они подняли мятеж. Быстро захватив отделение полиции и другие административные здания, они объявили о роспуске городского собрания и провозгласили Мура главой Уилмингтона.
А потом начались массовые убийства чернокожих горожан. "Краснорубашечники", ку-клукс-клановцы и приезжие "волонтеры" с винтовками разъезжали по улицам, расстреливая на месте всех встречных негров. Попутно они громили и грабили лавки, магазины, закусочные, мастерские, парикмахерские и другие заведения, принадлежавшие чернокожим. Была сожжена редакция единственной в Северной Каролине негритянской газеты "Уилмингтон репорт", а также здание религиозно-благотворительной организации "Любовь и милосердие".
Наиболее массовая расправа произошла на перекрестке Брансуик Стрит и 6-й улицы, где банда погромщиков без какого либо повода, просто для устрашения, убила 28 человек. Кроме того, девять человек были застрелены на Харнетт стрит, еще шестеро негритянских рабочих погибли на лесопилке Кейп Фир. Общее количество жертв точно не подсчитано. по разным оценкам оно составляло от 90 до 110 человек, причем среди убитых не было ни одного белого.
Губернатор штата, узнав о происходящем, в тот же день направил в Уилмингтон для наведения порядка батальон национальной гвардии, однако, гвардейцы (все - белые) отказались стрелять в погромщиков, а некоторые - присоединились к ним. Тогда губернатор отбил телеграмму в Вашингтон с просьбой прислать для подавления бунта федеральные войска.
О случившемся немедленно доложили президенту Мак-Кинли, но тот принял "мудрое" решение не вмешиваться, заявив, что это внутреннее дело штата, которое не угрожает центральной власти, а потому не надо накалять обстановку.
Негры Уилмингтона не имели собственных отрядов самообороны, а защищаться поодиночке было равносильно самоубийству, поэтому им оставалось только прятаться или бежать. За несколько дней город навсегда покинули, бросив свои дома, более двух тысяч чернокожих, то есть свыше 20% его населения.
Захватив Уилмингтон, расисты через несколько месяцев провели повторные "свободные" выборы, в которых негры и "фузионисты", естественно, уже не участвовали. В результате 100% мест в городском совете снова получили представители Демократической партии белой расы, а Альфред Мур стал мэром уже на "абсолютно законном" основании. Он управлял городом 13 лет, вплоть до своей смерти в 1912 году. Никто из убийц и погромщиков не был привлечен к ответственности и никакого общественного резонанса уилмингтонская бойня не получила.
На заставке - одна из расистских листовок, распространявшихся в Северной Каролине накануне выборов 1898 года.
Еще одна листовка с призывом не голосовать за "дегенератов", выступавших за равноправие негров.
Лидер уилмингтонских нацистов Альфред Мур и униформа его боевиков, выставленная в городском музее.
Один из отрядов муровских "краснорубашечников".
Пулеметная тачанка, с которой белые убийцы расстреливали чернокожих на улицах Уилмингтона.
Погромщики позируют возле сожженного ими здания благотворительного общества "Любовь и милосердие".
Слева - афиша спектакля о "славной победе демократии в Северной Каролине", который шел в городском театре Уилмингтона.
Справа - рисунок из популярного американского журнала "Харперс Уикли", представившего события в Уилмингтоне как негритянский (!!!) вооруженный мятеж.
Уилмингтон вплоть до последней трети ХХ века оставался одним из бастионов расовой сегрегации. На фото, сделанном в 1948 году, - уличный питьевой фонтанчик только для негров.
ПОСТСКРИПТУМ. В 1903 году в Кишиневе, входившем в состав Российской империи, произошел еврейский погром. Прежде чем солдаты городского гарнизона, применив оружие, остановили бесчинства, было убито 42 человека, из них 38 евреев и четверо погромщиков. Несмотря на то, что более 300 участниов погрома были арестованы и отданы под суд, а многих из них отправили на каторгу, сообщение о случившемся вызвало шквал негодования прогрессивной мировой общественности, особенно - в США.
Европейские и североамериканские газеты на все лады проклинали варварскую российскую власть, допустившую столь чудовищное преступление. С гневным осуждением России выступили политики и деятели культуры многих стран, а промышленники и финансисты начали щедро выделять деньги на свержение царского режима. Эти деньги, как известно, сыграли немалую роль в подготовке первой русской революции.
Такая интересная разница в оценках и подходах дает повод для размышлений.
|
</> |