ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ: КАК ВЕНЕЦИЯ УТРАТИЛА СВОЁ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОГУЩЕСТВО

В статье Ричарда Раппа «Демонтаж торговой гегемонии Средиземноморья: соперничество в международной торговле и коммерческая революция» отмечается, что конечно же, открытие Нового Света и пути в Индию вокруг Африки стало величайшим событием, открывшим для европейцев и новые рынки сбыта, и новые товары, однако в XV-XVI веках все же главной была агрессивная конкуренция стран Северной Европы против Венеции и Генуи, столпов международного рынка Средних Веков. Потому что именно в этой конкуренции Англией и Голландией были отработаны те конкурентоспособные преимущества, которые позже позволили вытеснить другие страны Европы из значимой мировой торговли. И скорее всего, как раз эти конкурентоспособные преимущества и привели к росту торговли с Новым Светом у вышеуказанных стран, ведь напомним, что открыли Америку и путь в Индию далеко не голландцы и англичане.
Начнем с простого – на начало XV века Венеция была настоящей передовой державой, причем как в финансовом, так и в промышленном смысле. Это был настоящий лидер в военно-морском строительстве, текстильной и стекольной промышленности, в таких отраслях как химия и металлургия. Кроме того Венеция была, если можно так выразиться, главным хранилищем технологий Европы (chief technical repository), то есть сюда стекались, здесь производились и покупались все технические новинки своего времени. В 1550-х годах было два столпа – Венеция на юге и Антверпен на севере. Понятно, что Антверпен поднялся на потоках торговли в Северной Европе, однако на тот момент южное и северное направления торговли почти не пересекались, при этом, если Атлантическая торговля была в основе своей сырьевой, то Средиземноморская – высокотехнологичной. Раскроем тезис. Грубо говоря, хотя кораблей, задействованных в торговле с Америкой было больше, прибыль от средиземноморских товаров превосходила прибыль от американских примерно раза в два (48% против 26%).
Тем не менее, к 1660-м годам Венеция как торговая и промышленная держава совершенно сошла со сцены. Что же случилось? Из-за разницы цен в Северной и Южной Европе рабочая сила на севере стоила дешевле. Например, в 1620-х годах венецианский чернорабочий получал примерно 41 сольдо в неделю, тогда как голландский – 31 сольдо, а английский – 17 сольдо. Мастер на текстильной фабрике в Венеции получал 66 сольдо в неделю, тогда как в Голландии зарплата мастера составляла 37 сольдо, а в Англии – 25 сольдо. Понятно, что перенос производства в северные страны с точки зрения уменьшения трат на заработную плату был обоснован и рыночен, особенно с учетом того, что продукты питания и необходимые для жизни товары в Венеции стоили дороже, чем в странах Северной Европы.
Данное эссе основано на трех статьях:
1. Richard T. Rapp «The unmaking of the Mediterranean trade hegemony» - Cambridge University Press, 2010 (переиздание 1975 года).
2. Munro, John H. The Low Countries' export trade in textiles with the Mediterranean basin, 1200-1600: a cost-bene t analysis of comparative advantages in overland and maritime trade routes - University Library of Munich, Germany, 1999.
3. Alberto Tereti «Piracy and the Decline of Venice, 1580-161», trans. Janet and Brian Plilan - Lonon, 1967.
Полностью читать тут: https://warhead.su/2020/01/29/torgovye-voyny-kak-venetsiya-utratila-svoyo-ekonomicheskoe-moguschestvo

|
</> |