Тобольск, часть заключительная


Наконец мы добрались до Кремля и пошли гулять по нему.
Тобольский Кремль не похож на многие подобные комплексы. Он не
имеет замкнутого объема, это скорее единый комплекс из самых разных
сооружений
Крепостная стена возведена вдоль края Троицкого холма.

Вношу уточнение — гуляли по Кремлю мы в -28. Так написала сопровождающая нас в поездке гид. Похоже, так и было, поскольку стоять на одном месте и слушать рассказ экскурсовода было невозможно. Наверное поэтому часть сооружений Кремля я не сфотографировала. Так, в кадр не попало здание Тюремного замка. Он был служил как пересыльно-каторжная тюрьма. Через Тобольскую каторжную тюрьму прошли многие тысячи людей. В ее стенах побывали такие известные люди, как Ф. Достоевский, Н. Чернышевский, М. Петрашевский, В. Короленко, А. Солженицын и другие.
Тем более не попала стоящая за тюрьмой больница, где работал
декабрист Фердинанд Вольф.
Ну и еще точно что-то забыла. Но вы же меня простите? Интереснее
было снимать виды с краю холма, которые я вам уже сто раз
показывала и еще покажу.

Всем, кто прочитал роман Алексея Иванова «Тобол», наверняка многие сооружения знакомы. Как и знакомо имя Семена Ремезова — картографа, художника, писателя, архитектора и строителя. Он составил чертежи каменных укреплений города, рассчитал смету работ, лично руководил строительством. Попутно он занимался поисками извести, обеспечивал добычу глины, возведение печей для обжига кирпичей и их производство и прочими вопросами обеспечения строительных работ. Дворец Наместника, который я показывала во второй части, был построен на месте Приказной палаты, возведенной Ремезовым. Им же разработан чертеж «Рентереи» — хранилище государственной казны. Ее построили так, что она была практически недоступна для нападений. Здесь, за толстыми каменными стенами, хранилась городская казна и ясак — пушнина.

Здание еще называют Шведская палата, потому как строили его пленные шведы, среди них имелись талантливые инженеры. Со стороны Софийской площади через Рентерею проходит Софийский или Прямской взвоз. Он представляет собой около 200 ступенек деревянной лестницы по склону холма и булыжную дорогу между высоких подпорных стен. Прямой путь из Кремля в Подгору. Уникальное сооружение, не имеющее аналогов в России.

Справа то место, откуда начинается спуск в Подгору. Смотрю на девушку и мерзну )))

Прогулка по Кремлю длилась 1,5 часа. При -28, ага. Поэтому мы не только петляли как зайцы, чтобы постоянно двигаться, но и периодически заскакивали в те места, где можно погреться. Еще одно сооружение работы Ремезова — Гостиный двор.

Представляет собой двухэтажное здание. На первом этаже размещались торговые лавки, в подвалах – склады, а на втором этаже – жилые комнаты для купцов. По виду гостиный двор напоминает бухарские караван-сараи, сочетая элементы древнерусской и восточной архитектуры.

Сегодня Гостиный двор является визитно-гостевым центром Тобольского Кремля – это мини-отель с номерами, стилизованными под эпоху Петра I, экспозиционные залы Музея сибирского предпринимательства, Крапивная мастерская, Палаты Сибирского Воеводы, кафе «Поварня» и сувенирные лавки «Торговые ряды».


Печь во дворе Гостинки топится по-настоящему, можно было руки погреть.


Но подлинной жемчужиной Тобольского Кремля можно считать Софийско-Успенский собор – самое старое каменное сооружение Сибири. Он построен еще в 1686 году. Однако этой датой мог бы быть и 1684 год, если бы тем роковым летом уже практически построенный собор не рухнул – не выдержали опорные столбы.

Собор построен по типу крестово-купольных храмов. Прототипом Софийского собора был Вознесенский собор Московского кремля. В советское время собор закрыли. Сначала в нем содержали ссыльных и раскулаченных людей, затем использовали как склад зерна.

Соборная колокольня была возведена в стиле классицизма в 1790-е годы. Её высота — 75 метров.

В 1994 г. решением Святейшего Синода Тобольск наряду с Москвой и Санкт-Петербургом провозглашён одним из главных духовных центров России. Возле Софийского собора стояли машины ТВ. Как оказалось, шла подготовка к трансляции Рождественской службы, ведь мы были в Тобольске 6 января, в Сочельник. Служба транслировалась на всю Тюменскую область. А область-то немаленькая — вместе с автономными округами она равна территории Германии, Франции, Италии и Великобритании вместе взятых.


Поэтому никто нам не запрещал снимать внутри собора. Внутри он небольшой, аккуратный, искусно расписанный.

Кажется, что нет ни одного пустого участка. Простенки окон заполнены портретами Московских патриархов.


Мы ужасно замерзли, а в храме было тепло и уютно. Прихожан не
было, служба начиналась позднее. Чтобы не мешать телевизионщикам,
мы встали в свободном углу и тут у нас зашла речь о фильме «Тобол».
Некоторые люди в нашей группе в Тобольск поехали именно после
просмотра фильма. Я фильм не смотрела но осуждаю, мне было
просто интересно послушать обсуждения.
Наш гид Наталья была в группе консультантов фильма и даже
поучаствовала в съемках. По её словам, Алексей Иванов написал
сценарий, исходя из архивных материалов. Но киношникам архивные
истории не интересны. Им нужны действия — война, любовь. Поэтому в
фильме и появились романтические линии и военные действия, которых
не было и в помине. Увидев что получилось из его сценария, Иванов
от авторства отказался и потребовал вычеркнуть его имя из титров.
Поэтому там написано «Снято по книге Алексея Иванова». А книга,
точнее, две книги «Тобол. Много званых» и «Тобол. Мало избранных»
появились позже. Хотя, как известно, обычно бывает наоборот.

Я начала читать книгу еще до поездки. Но что-то в тот момент она у меня тяжело пошла и я её отложила, уже зная, что мы поедем в эти места. После возвращения я начала книгу с начала. И тут она у меня пошла как по маслу — текст идеально ложился на картинки, которые я только что видела в натуре и те сведения, что я слышала от наших гидов.

Мы так увлеклись обсуждением фильма, что чуть не опоздали на экскурсию в музей (о ней я вам уже рассказывала). Едва успели заскочить полюбоваться как садится солнце в место слияния Тобола и Иртыша, сфотографировали третьего Ангела, Странствующего, и побежали знакомиться с экспозицией.
Через час мы вышли из музея под колокольный благовест. Потому что уже взошла первая звезда.

Прощальные взгляды с Троицкого холма вниз. Вид на изумительно красивую Церковь Захарии и Елизаветы.


Вечерний Софийско-Успенский собор и колокольня



Прощальный взгляд на Красную площадь Кремля

И домой.
