Типология научных руководителей

топ 100 блогов navlasov12.09.2018 Настал сентябрь - время, когда студенты выбирают себе научных руководителей. На самом деле, это очень ответственный момент, от которого может зависеть многое в Вашей дальнейшей судьбе, если Вы решите работать по специальности. Я уже не раз писал на эту тему - например, здесь и здесь - и добавить к написанному мне особо нечего. Вместо этого я хотел бы поговорить о том, какие бывают научные руководители. На основании своих многолетних наблюдений с позиции студента, аспиранта, а затем и преподавателя могу сказать, что они довольно четко делятся на несколько типов.

1. Индифферентный. Научное руководство с его стороны - скорее формальность, потому что реально он студентом не занимается. Во многих случаях даже не читает принесенную ему готовую работу. Таких, к сожалению, много. Распространенный подтип - "добренький", который вполне искренне хорошо относится к своему подопечному, ставит ему только отличные оценки и всячески пытается облегчить жизнь, но при этом совершенно ничему не учит. Еще один подтип - "тщеславный" - обычно пожилой профессор, который набирает себе столько подопечных, что физически не в состоянии ими руководить, однако к другим преподавателям не отправляет, считая число студентов показателем своего статуса.

2. "Наседка". Относится к подопечным как к "птенцам", о которых нужно заботиться. При этом основные силы и внимание уделяет самым слабым и отстающим. К более сильным студентам, способным самостоятельно выдать приличную работу, относится по принципу "ученого учить - только портить".

3. Требовательный. Практически противоположный вариант. Предъявляет ко всем студентам высокие, жесткие требования. Слабые у него не выживают и быстро уходят к другим. Искренне убежден в том, что смысл жизни студента - в том, чтобы умереть, но написать отличную курсовую. Очень недоволен, когда сам студент придерживается другого мнения. Распространенный подтип - "разборчивый" - берет себе только сильных студентов и только в очень ограниченном количестве.

4. "Зеркало". Уделяет студенту внимание в зависимости от мотивации и способностей самого студента. Если видит, что его подопечному действительно хочется развиваться, готов сделать для него очень многое. Если же "зеркало" полагает, что студенту все это особо не нужно, то быстро теряет к нему интерес и ограничивается необходимым минимумом (хотя при этом никогда не опускается на уровень "индифферентного").

5. Совестливый. Берется за научное руководство в любом случае. При этом старается уделять всем внимание примерно поровну. Если подопечных становится много, буквально разрывается между ними, искренне считая своим долгом качественно руководить каждым. Получается это не всегда - ведь его ресурсы, в конечном счете, ограничены.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Можно долго дискутировать о судьбах высшего образования в России. На мой взгляд, ответ очевиден. Просто на основании одной цифры. Зарплата доцента в главном вузе страны составляет около 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей. Замечу - это все деньги, ...
На прошлой неделе был на Ольхоне - поехал принять участие в экологической программе " Чистые берега Байкала ". Это социальный проект компании Хайникен, который на протяжении шести лет следит за чистотой известного озера. Я часто задумывался о том как сохранить в чистоте места куда ...
У знакомого дочка молодая. Невеста! Ну и сын-балбес. Начинающий музыкант. Так вот, дочь - девица красивая, веселая. Время от времени приносит в дом подарки от поклонников. Чаще всего - букеты. Но один ухажер решил покреативнее быть. Подарил любимой пару влюбленных хомяков. Он сказал, ...
Небо люблю. Сколько угодно могу на него смотреть — не надоедает. А когда не хочу, то просто не смотрю. Харуки Мураками ...
Вот и я влипла - уже больше 3 часов сижу на свадебных сайтах - рассматриваю. И знаете, что самое западло, чем больше смотришь, тем больше меня тошнит. Вот не знаю. то ли от того, что я сама толком не знаю, чего и как я хочу, то ли от тенеденции ...