The Yomiuri Shimbun об изменении порядка наследования Хризантемового трона


Издание The Yomiuri Shimbun вчера вышло с развернутой позицией по необходимости провести кардинальные изменения в порядке наследования Японского престола.
Дискуссии по этому комплексу вопросов в Японии никуда не исчезали. Сейчас они только усилились и вышли на новую стадию.
Статья ниже без сокращений.
Единственный сын наследного принца Акисино, принц Хисахито, является самым младшим наследником императорского престола. До рождения принца Хисахито последним мужчиной, родившимся в императорской семье, был сам принц Акисино, 41 год назад.
Девять женщин родились в тот же период, но Закон об императорском доме предусматривает, что только потомки мужского пола по мужской линии имеют право взойти на престол.
Императорская преемственность сталкивается с критической ситуацией: если принц Хисахито не женится на женщине и у него не родится собственный сын, императорская родословная, которая длится 126 поколений, может прекратить свое существование.
При бывшем премьер-министре Дзюнъитиро Коидзуми правительство начало рассматривать меры по обеспечению стабильного продолжения императорской линии.
В 2005 году комитет экспертов составил план, разрешающий вступление на престол потомков по женской линии.
Однако принц Хисахито родился в 2006 году, и планы по пересмотру Закона об императорском доме были отложены.
Администрации бывшего премьер-министра Ёсихико Ноды в 2012 году, Ёсихидэ Суги и Фумио Кисиды в 2021 году обсуждали этот вопрос, но не смогли прийти к какому-либо конкретному выводу, поскольку мнения разделились между теми, кто настаивал на сохранении мужской линии, и теми, кто хотел разрешить наследование потомкам по женской линии.
Критическая ситуация влияет определенно на деятельность членов императорской семьи.
За последние 20 лет четыре женщины-члена вышли замуж и отказались от своего императорского статуса, как это предусмотрено законом, а еще четыре члена семьи умерли.
Теперь их 16, что меньше, чем 23 в 2005 году.
В настоящее время в семье пять незамужних женщин, все из которых старше 20 лет, что делает их достаточно взрослыми, чтобы вступить в брак.
Принцесса Како

Шесть членов старше 70 лет, включая императора на покое и императрицу на покое, которые уже ушли с государственной службы.
Необходимо в ближайшее время предпринять практические шаги, чтобы обеспечить продолжение линии императорской семьи.
Главным моментом в дискуссиях за последние 20 лет была институциональная стабильность.
Чтобы достичь этого, обсуждения, основанные на основополагающем принципе «Императорский трон должен быть династическим», как четко указано в Конституции, должны стать главным приоритетом.
Закон об императорском доме, ограничивающий наследование императорского престола только мужской линией, подчиняется Конституции, которая является высшим законом нашей страны, предоставляя парламенту право пересматривать его.
Правящий и оппозиционный блоки должны отложить в сторону вопрос «мужской или женской линии», который вызывает разделение мнений, и вместо этого сосредоточиться на сохранении наследственной системы. Они должны проявить свою максимальную мудрость в своих дискуссиях о том, как этого добиться.
Принц Хисахито достиг совершеннолетия в сентябре 2024 года, когда ему исполнилось 18 лет.
Принц Хисахито

Если предположить, что он когда-нибудь женится, то давление, с которым столкнется его будущая жена, чтобы она родила мальчика, может стать препятствием для самого брака.
Необходимо помнить, что сегодняшняя императрица была поставлена в положение, когда она находилась под таким давлением, и ее здоровье ухудшилось.
Император, императрица и принцесса Айко

Члены императорской семьи — люди. Правительство должно усердно работать над установлением мер, которые не будут обременять их физически или эмоционально.
При обсуждении мер по сохранению императорской преемственности нельзя упускать из виду тот факт, что необходимо сохранить философию, разделяемую большинством граждан, согласно которой император является символом японского государства.
Дополнительная резолюция к специальному закону об отречении от престола, принятому в 2017 году, потребовала от парламента достичь «законодательного консенсуса» по этому вопросу.
С этой целью правящая и оппозиционная партии в настоящее время проводят обсуждения под председательством глав двух палат парламента.
За этим требованием стоит общественное убеждение, что положение императора как символа государства, созданное императором на покое, должно стабильно передаваться будущим обладателям престола.
В 2016 году почетный император, тогда еще правящий император, выразил свои мысли о роли императора, заявив, что у него не будет иного выбора, кроме как отречься от престола, если он не сможет выполнить свой долг «стоять рядом с народом, прислушиваться к его голосам и быть рядом с ним в мыслях», а также «молиться за мир и счастье всех людей».
Некоторые эксперты предположили, что «существование самого императора важно» или что «если он не может выполнять свои обязанности, следует назначить регента».
Но нация поддержала взгляды почетного императора: опрос общественного мнения, проведенный газетой The Yomiuri Shimbun, показал, что 81% респондентов одобрили его отречение.
Опрос, проведенный в 2020 году после вступления на престол нынешнего императора, показал, что 80% высказались в пользу нынешней практики признания императора символом государства.
Истоки этого символического образа можно проследить до визитов императора Сёва по стране в течение 8½ лет, начиная с года после окончания Второй мировой войны.
Император Сёва, которого почитали как живое божество до и во время войны, посещал репатриированных солдат, сирот войны и людей, занятых в сельском хозяйстве и промышленности, и его действия стали символом послевоенного восстановления.
После его кончины в 1989 году публиковалось свидетельство 76-летнего японца, который сказал: «Я видел дыры в подошвах обуви Его Величества» во время его визита в учреждение социального обеспечения в 1947 году.
Нынешний почетный император посетил префектуру Окинава — куда его отец не смог приехать после войны — 11 раз, посетил места тяжких сражений внутри и за пределами Японии и посвятил себя трауру по погибшим на войне.
Он неоднократно навещал жертв крупных землетрясений и наводнений, выражая им свои пожелания о выздоровлении.
Образ императора как символа нации, разделяющего радости и печали народа, был передан императору, наследному принцу Акисино и принцу Хисахито.
Было высказано предложение о том, чтобы хорошо бы если бы потомки мужского пола по мужским линиям 11 бывших ветвей императорской семьи, утративших свой статус после Второй мировой войны, были бы приняты в императорскую семью.
Однако сомнительно, что связи между народом и императорами, которые служили символами нации и которые складывались на протяжении почти 80 лет после окончания войны, будут унаследованы людьми, которые в то время жили как простолюдины.
Также обсуждается вопрос о том, чтобы позволить входящим мужчинам жениться на женщинах из императорской семьи, но это не тот вопрос, который следует решать без учета пожеланий конкретных лиц.
Это также противоречит конституционному положению о том, что браки должны основываться только на взаимном согласии обеих сторон.
В прошлом, когда император жил в окружении узкого круга влиятельных лиц, решения о линии императора принимались внутри этого круга. Современная система основана на воле народа. Любые принимаемые меры должны уважать и поддерживать народное представление о том, каким должен быть император.
Ожидается, что предложение разрешить женщинам императорской семьи сохранять свой статус после вступления в брак с простолюдинами и создать женские ветви в Императорской семье получит поддержку как правящей, так и оппозиционной партий.
Бывшая принцесса Мако, вышла замуж за простолюдина и покинула Императорскую семью

Опрос общественного мнения, проведенный газетой The Yomiuri Shimbun в марте и апреле, показал, что 55% респондентов выступают за то, чтобы позволить женщинам оставаться в императорской семье после замужества, а 7% выступают против. Женщины-члены императорской семьи необходимы для ее продолжения.
Число мужчин в императорской семье сокращается после смерти принца Такамацу в 1987 году, и сейчас их всего пятеро, что является самым низким показателем за период после Второй мировой войны.
На крупных императорских мероприятиях, таких как императорские банкеты и садовые вечеринки, наследный принц Акисино является единственным мужчиной из семьи, постоянно присутствующим, чтобы поддержать императора. Тем не менее, императорские мероприятия продолжались без проблем, в основном благодаря помощи женщин.
На садовой вечеринке этой весной процессия императорской семьи была разделена на три маршрута, и была выделена зона, где незамужние женщины семьи приветствовали присутствующих.
Эти женщины являются потенциальными главами женских императорских ветвей, что могло бы сделать императорскую родословную более стабильной.
В настоящее время в императорской семье пять незамужних женщин.
Две из них — принцессы найсинно:принцесса Айко, дочь императора и императрицы, и принцесса Како, вторая дочь наследного принца Акисино и наследной принцессы Кико. Найсинно — это дочь или внучка императора.
Кроме того, есть три принцессы дзё: принцесса Акико из Микасы, принцесса Ёко из Микасы и принцесса Цугуко из Такамадо. Правнучки императора и те, кто находится ниже по родовой линии, получают титул дзё.
«С юных лет я наблюдала, как члены императорской семьи сопереживают публике и усердно выполняют свои официальные обязанности», — сказала принцесса Айко три года назад на пресс-конференции, посвященной ее совершеннолетию. Она озвучивала опыт, распространенный среди принцесс найсинно и дзё.
Принцесса Айко также выразила убеждение, что самое главное — «всегда желать благополучия людям, разделять их радости и невзгоды и выполнять свои обязанности», — дух, который передал ее отцу почетный император.
Два десятилетия назад шли дискуссии о том, сможет ли принцесса Нори, ныне Саяко Курода, остаться в императорской семье после замужества.
«Мы надеялись, что принцесса Нори, старшая дочь почетного императора и почетной императрицы, останется в императорской семье после замужества, чтобы помогать своим родителям, но этого не произошло», — посетовал бывший высокопоставленный чиновник Агентства императорского двора.
Женщины в императорской семье, которые осознали важность служения обществу через своих близких родственников и которые сами служили обществу, должны быть способны достойно исполнять роль главы императорской ветви.
Однако Закон об императорском доме предписывает, что принцессы найсинно и дзё становились частными гражданами после вступления в брак.
Также существует отдельное положение, позволяющее найсинно и дзе в возрасте 15 лет и старше покидать императорскую семью по собственному желанию. Необходима система, которая позволяет женщинам выбирать, оставаться ли им в семье после замужества.
Есть надежда, что мужья женщин — глав ветвей императорской семьи также станут членами императорской семьи, чтобы создать счастливые семьи со своими женами и участвовать в различных общественных мероприятиях.
Естественно использовать тот же подход, что и в случае с женами глав императорских ветвей. Эти женщины становятся принцессами, когда выходят замуж.
Соответствующие процедуры бракосочетания будут определяться Советом Императорского Дома, который будет оценивать, подходит ли будущий супруг для присоединения к Императорской семье.
Ежедневные расходы на жизнь членов Императорской семьи будут выплачиваться мужьям, чтобы помочь им поддерживать достоинство своих ветвей.
Если бы мужья членов императорской семьи оставались частными гражданами, было бы трудно ограничить их конституционное право на свободу выбора в сфере занятости.
Было бы нежелательно, если бы экономическая деятельность мужей была связана с конкретными интересами или политикой, тем самым ставя под сомнение беспристрастность и нейтралитет императорской семьи.
С точки зрения общественных обязанностей также важно, чтобы оба супруга были членами императорской семьи.
Выступая на своей первой пресс-конференции после восшествия на престол, император сказал, что императрица «всегда рядом со мной, предлагая советы и поддержку, когда мы вместе работаем над выполнением общественных обязанностей».
Если глава императорской ветви семьи женского пола унаследует императорский престол, это будет девятый случай правления женщины-императора.
Однако правительство не планирует менять порядок престолонаследия вплоть до принца Хисахито, сына наследного принца Акисино.
При нынешних обстоятельствах все незамужние женщины-члены семьи старше принца Хисахито.
Если их дети не будут признаны членами императорской семьи, не будет возможности продолжать императорскую линию стабильным образом.
Действующий Закон об Императорском Доме, принятый после Второй мировой войны, предусматривает, что Императорская линия ограничивается «законными» детьми, рожденными от женщин, которые стали членами Императорской семьи после вступления в брак с членами Императорской семьи, что крайне затрудняет сохранение преемственности мужского потомства по мужской линии.
Согласно правительственным документам, из 121 императора до императора Мэйдзи (правил в 1867-1912 гг.) только 66 были рождены законными детьми.
Остальные 55 были рождены наложницами, и их право на престол было признано законом, принятым в эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.). Но это положение было удалено из действующего закона, поскольку оно было бы неприемлемым с социальной точки зрения.
Императорская семья не является исключением из тенденции снижения рождаемости и вступления в брак в более позднем возрасте. Очевидно, что система, в которой только потомки мужского пола в мужской линии императора могут наследовать трон, никуда не приведет.
Общий коэффициент рождаемости, который показывает среднее число детей, которое женщина родит за свою жизнь, в 2023 году достиг рекордно низкого уровня — 1,20. Ситуация вокруг престолонаследия становится все более серьезной.
Даже если бы был реализован план, в котором детям мужского пола из мужской линии бывших ветвей императорской семьи было бы разрешено вернуться в семью, будучи принятыми нынешними членами императорской семьи, число потенциальных приемных родителей было бы крайне ограничено. В список не вошли бы почетный император и почетная императрица, император и императрица и наследный принц Акисино и наследная принцесса Кико.
Таким образом, четких решений вопроса престолонаследия не существует.
Надеемся, что будут проведены обсуждения для изучения решений с учетом прецедента женщин-императоров. Также надеемся, что обсуждения будут включать возможность включения мужей и детей женщин-членов императорской семьи в императорскую семью, а также возможность когда-нибудь позволить взойти на престол императору из женской линии.
|
</> |