the best of Chekhov and Vivaldi

Свет гаснет.
Зал выключает мобильники и затихает.
На авансцену выходит ведущая в искрящемся платье.
- Антонио Вивальди, - гулко говорит она. - «Дядя Ваня».
Я устал от бесконечного однообразия классического репертуара.
В конце 1960-х в Консерватории и зале Чайковского я за два года
переслушал очень много интересной, сложной, глубокой и, самое
главное, современной музыки. Мессиана и Мийо, Онеггера и
Шнитке.
Потом с репертуаром что-то стряслось. Музыка
интересная и новая стала вытесняться музыкой популярной и
проверенной, чаще всего старинной, причем эпохи барокко.
Помню, как я пришел послушать некий вроде бы
хороший камерный ансамбль. Зал тоже камерный. Публика с серьезными
и возвышенными лицами — а как же, классическую музыку пришли
слушать. А в программке — сплошные струнно-духовые
дивертисменты XVIII века.
Но это же не музыка для слушания сидя в зале!
Это музыка для садовых прогулок, или для поедания мороженого на
террасе. Под такую музыку позволено громко разговаривать. А когда я
увидел в программке такую строчку: «Георг Филипп Телеман,
Большая Обеденная
Музыка», - я чуть не ушел. Эту музыку
если слушать сидя, то только за столом! Наворачивая мясо и запивая
вином! Но я не ушел, и правильно сделал. Потому что еще раз
убедился — ничего в этой музыке не было. Ни содержательного, ни
особо виртуозного. Что совершенно понятно. Эта музыка должна быть
легка для восприятия за обедом, и она должна быть несложна в
исполнении — не всякий барин может содержать хороший
оркестр.
То есть вместо музыки — будем называть вещи своими именами —
слушателей накормили веселыми барочными траляляшками. И не
предпослали вступительное слово музыковеда, что вот-де, сейчас мы
вам покажем барочные траляляшки, которые играли значительную роль в
прогулочно-обеденной культуре первой половины XVIII века. Нет, оркестр делал вид, что играет
настоящую музыку. А бедные слушатели делали вид, что ее
слушают.
Упрощёнка правит бал.
Упрощёнка мало-помалу завоевывает и драматический театр.
Причем в особо циничной форме - в виде якобы новых и как бы
утонченных «интерпретаций классики».
Старческое брюзжание в Частном корреспонденте:
http://www.chaskor.ru/article/uproshchenka_14886