Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

топ 100 блогов ru_railway17.12.2020 Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го



Южные районы Ленинградской область, ближе к границе Новгородской области и подальше от магистрали Москва - Санкт-Петербург - удивительно глухие и малонаселённые места.

Ещё с времён Российской империи через эти места проходит большое количество радиальных железнодорожных линий, соединявших столицу с центральными и южными регионами огромной страны.
Но Петербург уже давно не столица, многие южные регионы вошли в состав независимых государств, а линию от Витебского вокзала на юго-юго-восток и вовсе успели довести только до Великого Новгорода.

Так что она остаётся, что называется, малодеятельной.

2. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

В 1930-е годы началось самое масштабное за историю петербургско-новгородской периферии хозяйственное освоение: добываемый из болот торф имел тогда очень высокий спрос в растущей энергосистеме страны; другими словами, весь Ленинград и Ленинградский регион отапливался торфом и получал электроэнергию из сжигаемого торфа.

3. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Деревни в глубинке продолжали пустеть, но в послевоенные десятилетия ещё один фактор принёс некоторое оживление в эти места: в Советском Союзе началось массовое строительство дачных посёлков. Под Питером, в условиях не самой простой для освоения болотистой местности и наличия сплошных лесных массивов между сельскими населёнными пунктами, дачные кооперативы достигли самых больших в стране масштабов: в отдельных случаях в одном массиве "садоводств" (как это принято называть в Северной столице) располагаются десятки тысяч участков сотни-другой тысяч дачников.


4. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Вот петербургско-новгородская железная дорога так и занималась в основном перевозкой торфа и дачников, а со стороны Новгорода - ещё и рабочих на новгородское градообразующее промышленное предприятие "Азот" (сейчас "Акрон"); с двух сторон началась электрификация линии.

5. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Но в постсоветское время торфодобыча и использование торфа в энергетике не стали стремительно снижаться. Электростанции в Европейской России перешли в основном на природный газ, и редкие поезда от Павловска в сторону Новгорода перевозят преимущественно дачников.

6. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Впрочем, если быть точным, на участке до Новолисина (который успели электрифицировать) сохраняется относительно интенсивное движение электропоездов (порядка 10 пар в день), а вот расположенные дальше населённые пункты и дачные посёлки обслуживает один дизель-поезд (в поcледние годы сочленённый рельсовый автобус) в день, следующий до станции Рогавка в посёлке Тесово-Нетыльский, который расположен уже на севере Новгородской области.

7. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

8. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

9. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

От станции Рогавка ходит пригородный поезд уже до Великого Новгорода, а примерно раз в неделю курсирует прямой поезд от Витебского вокзала Санкт-Петербурга до Новгорода - единственный, проходящий всю линию.

10. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

В районе Рогавки и Тесово-Нетыльского посёлка с 1930-х годов формировалась протяжённая сеть узкоколейных железных дорог, к 1970-м гг. ставшая одной из крупнейших на Северо-Западе, в тогда изобиловавшим узкоколейками болотно-лесном регионе.

11. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

В 1990-е - 2000-е годы местная добыча торфа и, соответственно, перевозка торфа по узкоколейной железной дороге Тесовского транспортного управления упала во много раз, но, в отличие от десятков и сотен подобных предприятий по всему бывшему союзу, местная узкоколейка не закрылась.

12. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

13. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Кое-как продолжает она работать и сейчас, привозя торф исключительно для нужд посёлка.

14. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Но всё большее значение имеет другая, необычная для нашей страны (и самая обычная для европейских узкоколеек) - туристическая.

15. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

16. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Причём всё началось с создания группой энтузиастов музея на базе узкоколейки, то есть это в чистом виде "инициатива снизу".

17. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Они же - после полного закрытия регулярного пассажирского сообщения по узкоколейке - стали организовывать поездки по части функционирующей линии для желающих:

18. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Впрочем, и эта группа энтузиастов возникла не на пустом месте: и до этого не один год в Тёсово-Нетыльский приезжали юные и не очень любители узкоколейных железных дорог, преимущественно из Санкт-Петербурга, в посёлке у них даже имелась своя база.

19. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Некогда (в конце 1970-х годов) длина Тесовской сети узкоколеек доходила до 179 километров.

20. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Сейчас действует около 16 километров путей, часть которых - фактически, полузаброшенные и проходимы только на специальной технике.

21. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

(карта взята с сайта Сергея Болашенко).
Насколько я понимаю, сейчас действует только участок пути южнее озера Тигода.

22. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

По этой линии в отопительный сезон производится вывоз торфа:

23. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

И по ней же в выходные проводятся пассажирские экскурсии.
Впрочем, насколько я понимаю, лишь по восточной половине узкоколейки, примыкающей к посёлку Тёсово-Нетыльский.

24. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Посёлок вытянут на три километра с севера на юг, от станции Рогавка на ширококолейной железнодорожной линии Санкт-Петербург - Новгород до узкоколейного переезда, откуда и начинается действующий пассажирский/туристический маршрут Тёсовской узкоколейки.
Но сами рельсы узкой колеи начинаются гораздо раньше, менее чем в километре южнее вокзала.
Стоит только пройти по второстепенным улицам несколько сотен метров, и выйти на главную улицу посёлка - Советскую:

25. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Согласно яндекс-картам, здесь расположен "остановочный пункт Мемориал" (видимо, названный в честь воинского памятника), но на местности никаких его следов обнаружено не было.

26. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Впрочем, как сообщают, сюда, поближе к вокзалу, иногда подъезжает мотриса, забирающая экскурсионные группы для экскурсии по узкоколейке.

Путь немного идёт на юго-восток, но потом заворачивает на юг и продолжается в целом параллельно Советской улице.

27. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Чуть южнее расположено нечто похожее на торфоперегрузочную станцию.

28. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

На востоке совсем рядом проходят пути железнодорожной станции Рогавка широкой колеи, чуть дальше расположен остановочный пункт "123-й километр".

29. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Примерно тут на яндекс-картах обозначен "остановочный пункт Центральный Посёлок", но и его я не нашёл.

30. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Видимо, это часть инфраструктуры, которая функционировала тогда, когда по Тёсовской узкоколейке ещё осуществлялись регулярные пассажирские рейсы.
Узкие рельсы идут практически через дворы:

31. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Узкоколейка идёт на юг и чуть-чуть на юго-запад, пока не доходит до того самого переезда на южном краю посёлка.
Перед переездом в прежние времена функционировал узкоколейный остановочный пункт "4-й пост", но в наши дни посадка пассажиров производится на импровизированной станции после переезда.

32. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Здесь же, той же группой энтузиастов был организован музей узкоколейной железнодорожной техники:

33. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

34. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Один из четырёх в России, на минуточку - и из трёх, расположенных на действующих (или некогда действовавших) узкоколейных железных дорогах пассажирского и/или грузового назначения.

35. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

В основном на втором пути:

36. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

(По количеству автомобилей можно оценить популярность узкоколейки для "туризма выходного дня"):

37. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

38. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

39. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Внутри салона поезда, на котором я незадолго до этого приехал с торфяных полей:

40. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Внутри отреставрированного старого деревянного вагона - немецкого, кажется:

41. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Стоит только поражаться энтузиазму и настойчивости любителей железнодорожного транспорта, восстановивших это всё своими силами.

42. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Впрочем, немало образцов подвижного состава ещё ждут своего часа:

43. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

От музейной станции отходит короткий путь на юг, где за воротами находится менее габаритный подвижной состав (дрезины):

44. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

На них можно покататься, кстати:

45. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

За воротами, видимо, расположена и материально-техническая база музея.

Проходящую через переезд узкоколейку украшает модная надпись "Тёсово":

46. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го


47. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

После станции линия идёт по типичной для старых торфоразработок "разлинованной местности".

48. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Прямые насыпи (изначально все под узкоколейки) пересекаются с прямыми же дренажными канавами и другими насыпями.

49. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Минут 20-30 езды, 10 километров пути - и узкоколейный поезд приходит в некое место на краю торфяного поля.

50. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

51. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Здесь - что-то вроде "торфяной станции".

52. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

53. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Стоит спецтехника:

54. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

В основном комбайны, занимающиеся непосредственно добычей торфа:

55. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

56. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Имеются служебные строения:

57. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Нда, зимняя оттепель - максимально живописное время для посещения торфоразработок.

58. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Кажется, что в некоторых местах стоит ступить на эту жирную чёрно-коричневую землю - и она поглотит тебя без следа.

59. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Впрочем, весь торф уже добыт и сложен в кучи, зимой производится только вывоз, а новой добычи до весны ждать не стоит.

60. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Наш поезд:

61. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

Короткий обратный путь в посёлок - а там уже темно:

62. Тёсовская узкоколейка в январе 2018-го

И долгий обратный путь до Витебского вокзала Санкт-Петербурга.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте уважаемые. В прошлые разы мы с вами вспоминали знаменитых дореволюционных борцов Российской Империи (последний раз вот тут вот: https://id77.livejournal.com/5037896.html ). Сегодня хочу немного разнообразить этот достойный список и немного рассказать о самом пожалуй ...
Сделали ремонт и, наконец, решили избавиться хотя бы от части своих книг, изучить которые вряд ли сможем: до 120 осталось всего ничего. Тематика в основном - философия, эстетика, педагогика, история, есть и художественная литература. В том числе на литовском языке, в основном - на ...
Чикагские гетто и джунгли Конго, государственные флаги и тексты рэп-хитов, ювелирные украшения и пьедесталы памятников, ну и, конечно, бесчисленные боевики и видеоигры — вряд ли есть хоть одно другое оружие, настолько прочно вошедшее в поп-культуру, как автомат Калашникова. «Нет ...
Вчера было сто дней СВО. Время немалое, Наполеон, тот что Бонапарт за такой срок вернул себе Францию, и даже умудрился проиграть, Берлинская операция продолжалась всего 17 дней, за это время РККА прошла 220 км, за примерно такой же срок группировка ВФУ в Донбассе летом 2014 года ...
За 9 лет у меня редко возникало чувство ностальгии, но разве что в самом начале, когде скучала по черному хлебу. Черный хлеб я научилась печь сама, а в остальном не чувствовала нехватки чего-либо. Ну разве что салат оливье периодически строгала, ...