тема старца не отпускает
mmekourdukova — 21.06.2019
Будучи вся погружена в Конец Учебного Года, все же не смогла пройти
мимо постинга хорошего френда, где фильма "Сталкер" названа
христианской.А вот повешу сюда по этому случаю свой старый пост про то же самое, только наоборот.
А оригинал с замечательными комментами временно
«Сталкера» я и сейчас смотрю с интересом, но иным, чем в
первые разы, когда фантастическое-стругацкое занимало само по себе,
а психологическое казалась бездонным.
Фильм для меня теперь – пространная, детально разработанная
аллегория вхождения в духовную жизнь под руководством опытного
проводника. Я даже позволю себе утверждать, что Тарковский
подразумевал именно христианскую духовную жизнь, а не какую-то
иную. Тарковский христианство (в его понимании, конечно) любил и
крошки из-под стола христианской культуры охотно клевал, это,
наверное, доказывать не нужно.
Итак, Сталкер на самом деле – старец, с немалым креном в юродивого. А Комната – это, прошу прощения, Бог. С вот этой Зоной вокруг, особо крепко пронизанной Его эманациями. Стоп. Чего это я злоупотребляю заглавными литерами? Погодим. Нас как раз интересует, в самом ли деле Сталкер – старец, а Комната – Бог, удалась ли аллегория? В сущности, только два этих вопроса нас и интересуют, потому что христианской символики (лобовой и тонкой) и прямых цитат из Писания можно в фильму насовать вагон, дело нехитрое, на этом и останавливаться не стоит.
Каков же получился наш старец, кого нам вылепил Александр
Кайдановский? Подчеркнуто, с первых кадров, неприятный персонаж,
некрасивый, неопрятный, болезненный. Нервный и неровный, с людьми
то застенчивый, то властный, то обнаженно-беззащитный, то
настороженно-замкнутый, то холодно-жестокий. Запредельно
равнодушный ко всякой бытовухе. Спит одетым в грязной постели с
одетыми же дочкой и женой (читай – секса тут нет давно и прочно).
Обстановка дома - интригующая смесь невероятной, вопиющей
разрухи и... отдельных блесток роскоши (по совковым меркам, но всё
же роскоши): размашистый метраж жилплощади, кованая кровать
размером с гостиную в хрущёвке, жена принаряжена в дублёнку, этакий
тонкий продуманный шик, эстетика диссидента и философа (сам в
ватнике, а очочки-то золотые). Я не спорю, бывают у старцев всякие
странности, но тут уж как-то слишком густой пересол с эпатажем.
Совсем не располагает, а скорее настораживает. Вспоминается
почему-то такая же смесь отталкивающего с высококачественным на
квартирке у Воланда. Из моего опыта – у старцев обычно как раз
наоборот: обстановочка дешёвый ширпотреб, но чистенько и как-то
ладненько.
Режиссер словно нарочно старается шокировать зрителя, вот, мол,
какой противный тип, а мы всё равно сейчас преодолеем свое
отвращение и пойдём с ним в одно такое место, что там мы ему всё
простим, поймем его, оценим и полюбим, вот какой получится
парадокс. Видимо, Тарковский именно так понимает отношения неофитов
с их духовными руководителями.
У меня же и у моих знакомых был противоположный опыт. В соответствии с ним я позволю себе утверждать, что в норме отталкивающих типов не выбирают в духовные наставники и не преодолевают в себе отвращения ради того, чтобы старец «показал дорожку». Выбирают привлекательных. Иногда такого долго ищут, а иногда даже не ищут, а просто встречают такого «случайно» - и за ним следуют, потому что иная, лучшая жизнь через него открывается неодолимо-притягательно. О том, какова эта жизнь, судят по самому старцу. И если бы в старцах, в них самих, не просвечивало некоего обетования, никого бы в эту истинную жизнь не потянуло.
К Сталкеру же обращаются с уже принятым решением посетить Зону, хладно нанимая его как профессионального проводника. Клиенты желают не переселиться в Зону, даже не сделаться сталкерами, а только посетить этот особый мир с корыстной целью, а Сталкер «профессионально обслуживает» этих первых встречных. Очень мне знакомая ситуация, к сожалению. Вот так и я в свое время, связанная договором о сотрудничестве, продавала свои услуги первым встречным, желающим за неделю написать икону. Могу засвидетельствовать, что это для обеих сторон стыдно и недушеполезно.
Кстати, только сейчас отдала себе отчет в том, что из фильма неясно, берет ли Сталкер деньги со своих туристов, и в том, что я всегда думала, что берёт. Почему думала? С одной стороны, стругацкие реминисценции, у них сталкеры – бандюки, ходящие в зону за прикольными штучками для сбыта барыгам в каком-то НИИ. А с другой стороны, сталкерство – тяжелая и опасная работа, на неё есть спрос, стало быть, формула услуга-деньги вполне сюда подходит. И должен же где-то мужчина деньги брать. Не грузчиком же Сталкер работает, и не страховым агентом. И не на шее у Алисы Фрейндлих сидит, потому что в этом интересном случае он был бы просто альфонс, а не старец. То есть (хотя Тарковский этот вопрос стыдливо обошёл) деньги он с клиентов, по-моему, берёт, и не маленькие (ещё одно тому доказательство – высокий социальный статус обоих клиентов). Вот нам ещё одна черта сомнительного гуру, а не христианского духовного руководителя.
Правильным был бы такой порядок: Сталкер ищет людей, способных к контакту с Зоной, располагает их к себе и через себя – к Зоне, испытывает их в беседе и на деле, и ведёт их в Зону даром или за чисто символическое вознаграждение, с целью воспитать из них сталкеров же. К походу их готовит заранее, предупреждает о характерных опасностях, об опыте своем и других сталкеров, а главное – о характере Зоны. Потому что ведь ясно как день, что в Зоне выживают те, кто умеет к ней прислушаться, кому она дорога бескорыстно, а гайки с бинтиками и другие ужимки здесь ничего не решают. Но ничего подобного не происходит. Сталкер Тарковского относится к делу халтурно, подвергает жизнь своих клиентов опасности, заставляет их пережить много лишних страхов и недоумений, ссор и взаимных обид. Всего этого можно было легко избежать, если бы он не темнил и не выдрючивался, не заикался и не ёжился, а хотя бы элементарный предварительный инструктаж с людьми провел.
Рассказал бы, какая она, Зона, и за что он её любит. А то вона какая картинка – сидят Писатель и Ученый на дрезине у границы Зоны, наблюдая, как Сталкер валяется в густой девственной траве, и недоумевают: чудики эти сталкеры, извращенцы, за что её любить, эту жуткую полосу препятствий на пути к Комнате. Вскоре выясняется, что любить её и в самом деле не за что. И нисколько не убедительно это «примирение» с Зоной, когда клиенты и Сталкер дремлют на привале среди болотца под томно булькающую музыку и задушевное чтение Откровения Иоанна Богослова.
А самое забавное, что клиенты и про Комнату, оказывается, почти ничего не знают. То есть слышали, что там им отломится всё, о чем мечталось, но как-то умудрились не быть в курсе того, что Комната сама решает, кто о чем мечтает по-настоящему и кого чем оделить. Эту новость Сталкер приберегает до самого порога Комнаты, то есть фактически вынимает в конце пути своим клиентам из кармана очень-очень крупную фигу. На поверхностный взгляд, это и неплохо – ребята пришли со своими корыстными проектами, а тут вон как тонко: молись, вступай в контакт, и тогда получишь то, что тебе действительно нужно. Но как бы не так. Смотрим внимательнее: молящийся Комнате не обязательно получает именно то, чего просит, но и вовсе не то, что нужно для его спасения в христианском смысле этого слова. Он получает то, чего желает на уровне подсознания – то есть (если проситель не святой) заведомо недушеполезное. Такое желание может выйти на сознательный уровень и даже вербализоваться, но функция Комнаты во всяком случае не в коррекции молящегося путем подаяния ему вещей или обстоятельств, могущих послужить ему ко спасению (согласно с его желанием или против оного). Функция Комнаты – в исследовании тайных помыслов просителя и удовлетворении их, иногда как бы в насмешку над просителем и ему на погибель (случай с Дикобразом, который получил богатство взамен возвращения к жизни брата, и наложил на себя руки вследствие осознания своей глубокой мерзости). Это некая пародия на Страшный Суд, совершающийся ещё при жизни, и не учитывающего душевного состояния человека на момент суда. Вернувшись к Дикобразу – почему Комната не вернула ему брата, если Дикобраз хотя бы на несколько минут, под влиянием острого горя, действительно пожелал этого, мысленно отказавшись от планов на обогащение? А ведь так оно и было (в противном случае Дикобраз не вешался бы с тоски). Комната не поддержала метанойю Дикобраза, толкнула его обратно в грязь и затем в смерть. Не удивительно поэтому, что клиенты Сталкера отказываются от контакта с таким богом (напишем его теперь со строчной буквы, как он того заслуживает). Божество Комнаты – не Христос, отзывающийся на всякое движение души человека к Себе, принимающий всякое, даже слабое и кратковременное, покаяние, являющий Себя людям постоянно и неприкровенно – через разлитые в мире добро, красоту, любовь, бескорыстие, через облик Своих истинных служителей. Божество комнаты – хитрый и опасный демон, циник и насмешник. Он незримо стоит с мухобойкой на пути тех, кто попёрся через все рогатки на то место, где он забил стрелку для наивных, и расшлёпывает в лепёшку тех козявок, которые, по его мнению, рылом не вышли. А тех, кто дополз, он видит насквозь, со всеми их мерзостями, и отоваривает их соответственно. Собственно говоря, осчастливить, а вернее, удовлетворить Комната может только подлеца. Будь Дикобраз без комплексов – он бы взял то, чем наградила его Комната, взял бы и переварил.
То, что Писатель и Ученый (оба далеко
не святые) в Комнату не пошли, характеризует их положительно. Оба
призадумались о своих внутренних бесах и решили не давать Комнате
возможности их потешить.
А Сталкер, вишь, обижается. Переживает, свалив на пол негнущиеся от
грязи штаны и заваливаясь в общую постель под общее стёганое
одеяло без пододеяльника. Некого ему будет в Зону водить. Никто, ну
никто не верит.
Сталкер, миленький, да кому тут верить в твоей Зоне? Кого любить?
Если даже ты сам в Комнату не ходишь, мол, сталкерам низзя, им в
Зону можно только с бескорыстной целью. Да если ты в Зону с
бескорыстной целью - то разве цель эта не общение с Зоной и сердцем
Зоны - Комнатой? Или цель до порога Комнаты - бескорыстная, а в
Комнате вдруг становится корыстной? Там что, на пороге происходит
метанойя в обратном направлении, и тот, кто шёл общаться с
прекрасной Зоной, вдруг начинает желать себе всех мирских благ, да
побольше? И до сих пор благосклонная к нему Зона с сатанинским
хохотом делает ему какую-то очень крупную гадость? Какую,
интересно, если для Сталкера "в миру" уже нет никаких приманок, а
высшее благо - общение с Зоной?
Хороша духовная логика.
А, впрочем, почему нет. Какой бог, такие при нём и
старцы.
Аллегория?
Пародия.
|
|
</> |
Банкротство физлиц: когда помощь юриста критична
РЕТРОПОСТ. ВИЛЕНСКИЙ АНАБАЗИС БАЛАШОВА
Карикатура. Коты-болельщики.
Обновлённая миграционная политика стимулирует рост гражданской активности
Аль Пачино и Роберт Де Ниро для Moncler 2025.
Польша и Речь Посполитая во второй половине ХVI века (Часть Первая)
Осеннее танго
Покров Пресвятой Богородицы
7 оригинальных блендов Nespresso, которые я купила в 2025 году

