Тайный ритуал

топ 100 блогов anairos24.07.2022 Что первым бросается в глаза в плохом литературном произведении? Его искусственность.

Есть последовательность действий, которая должна быть выполнена от начала до конца. Есть последовательность слов, которые должны быть сказаны. Это – основа истории, её скелет.

И вот у плохого автора персонажи в нужном порядке выходят на сцену, произносят положенные по сценарию слова, совершают положенные по сценарию поступки и уходят обратно за кулисы. У них нет никаких причин поступать и говорить так, кроме единственной – этого требует сценарий.

В результате ты ни за что не поверишь, что перед тобой – реальные живые люди, живущие своей жизнью. Это актёры, маски, сознательно играющие заданную им роль. Каждый из них заранее знает, что для него запланировано в следующей сцене, и отыгрывает её в меру своих актёрских способностей.

Хороший автор – в меру своих авторских способностей – старается эту искусственность маскировать. Он подгоняет персонажей и мир так, чтобы именно эти слова, поступки и события выглядели естественно. Чтобы они получались как бы сами собой.

Этим двоим предстоит сойтись в смертельной схватке? Надо придумать им характеры, цели и повод возненавидеть друг друга.

Этих двоих я уложу в одну постель? Придумаю им внешность, предпочтения и создам подходящие обстоятельства, чтобы свести их вместе и обеспечить между ними правильную химию.

Этот в конце станет королём? Ну, тут задача посложнее: придётся выстроить весь сюжет так, чтобы его коронация в финале казалась само собой разумеющимся событием.

Писательское мастерство выворачивает наизнанку причинно-следственные цепочки. Нам, читателям, кажется: Поль Атридес ненавидит Владимира Харконнена, потому что тот – кровожадный извращенец, убивший его отца. Но на самом деле наоборот: Владимир Харконнен – кровожадный извращенец, чтобы его было легче ненавидеть. Он убил герцога Лето Атридеса, чтобы у Поля была причина мстить.


Снова очевидные банальности? Отчасти да, хотя, стоит зайти в отдел фэнтези в любом книжном, и станет ясно, что далеко не для всех авторов они очевидны.

Но я хотел сказать о другом.

Когда несколько человек собираются вместе, чтобы совершить заранее запланированные поступки и сказать заранее запланированные слова, когда каждый из них знает свою часть, заранее к ней готовится и старается совершить всё как можно лучше и чётче, с полной самоотдачей – как это называется?

Спектакль? Да. Но ещё это называется ритуалом.

Любой обряд – действо, управляемое намерением и только намерением. Даже если в нём убивают или совокупляются, там нет места ни любви, ни ненависти. Лишь безупречность, как сказал бы Кастанеда.

Искусственность ритуала очевидна – он и не пытается притворяться ничем другим. Но что если мы попробуем притворить его сами? Внести в мир чистого намерения некоторую долю желаний и чувств. Показать читателю ритуал, но так, чтобы читатель не догадался об этом. Что получится тогда?


Итак, первая стадия – обряд, как он предстаёт для его участников.

Юная девушка отправляется зимой в лес. Она встретится там с Двенадцатью Месяцами – могущественными богами, управляющими календарным циклом. Она обручится с Апрелем, ведающим весенним пробуждением. Этим она обеспечит, чтобы зима в свой черёд закончилась, и вновь вернулось тепло и жизнь.

Чтобы это произошло, она должна знать, что ей предстоит, и быть готовой исполнить свою роль.

А теперь предположим, что это не так. Девушка не знает, что должна отправиться к костру месяцев, и не подумает рисковать жизнью, выходя из дома в морозную тьму. А если и выйдет, и попадёт – она не знает, что ей нужно обратиться именно к Апрелю.

Значит, ей нужен веский мотив для всего этого – причина, чтобы по собственной воле сделать то, что требуется ритуалом. И автор придумывает мачеху, её ненависть к падчерице и абсурдную задачу нарвать зимой подснежников (которые появляются в апреле).

У нас получилась волшебная сказка, какой её изложил Самуил Маршак.

Всё хорошо, но как-то слишком нереально. Практичной немолодой вдове вряд ли придёт в голову именно такая задача, как бы сильно ей ни хотелось извести ненавистную девчонку. Значит, и для неё нам требуется дополнительная мотивация. Пусть... ну, например, избалованная, недалёкого ума девочка-королева возжелает подснежников под Новый год и пообещает за корзину с цветами корзину золота.

У нас получилась пьеса того же Маршака.

Она, однако, тоже всё-таки условна и утрирована – сказочна. Например, как так получилось, что королева взошла на трон ещё ребёнком, а рядом нет регента, который бы на самом деле правил королевством? А если он есть, то как отнёсся к приказу королевы?

Мы можем исправить и этот момент, а затем пойти дальше. Сделать персонажей более сложными и проработанными. Дать им предысторию, интересные характеры, внутренние конфликты. Организовать события так, чтобы все их встречи, взаимодействия, разговоры и отношения выглядели естественно.

У нас получится фэнтези.

Можно даже выкинуть богов и прочие сверхъестественные элементы. Пусть вместо Апреля будет молодой охотник, который спасёт девушку, а впоследствии женится на ней. Обычный смертный человек тоже вполне может превратить зиму отчаяния в весну первой любви.

Рано или поздно мы придём к произведению, которое уже можно будет назвать большой литературой. Там всё будет выглядеть так, как если бы все персонажи были реальными живыми людьми, такими же, как и мы с вами. Они будут рассуждать, разговаривать и поступать так, как и мы бы делали на их месте.

Нам легко будет поверить в эту историю. Но в сущности своей она всё равно останется тем же самым ритуалом, только хорошо замаскированным. Предыстории, характеры и отношения персонажей, все приключающиеся с ними перипетии будут вести их к тому же самому кульминационному событию – обручению девушки с богом весны.

Со стороны покажется, будто это событие стало закономерным следствием всего предыдущего развития истории. Но мы-то знаем, что всё наоборот – это история построена автором так, чтобы вести сюда. Ради этого всё и затевалось.


Помните, пан Анджей Сапковский в незабвенном «Пируге» писал: мол, множество критиков полагает, что фэнтези выросло из волшебной сказки, а мне вот что-то кажется, что нифига подобного?

Он был совершенно прав. У фэнтези множество «родителей»: героический эпос, рыцарские романы, готические ужасы, былички о колдунах и оборотнях, сказочные повести о детях, попадающих в волшебный мир... Разумеется, всё это эволюционировало от мифа и волшебной сказки, но, сами понимаете, родство тут достаточно отдалённое.

Однако с тех пор, как был написан «Пируг», произошло нечто удивительное. Из массового фэнтези постепенно вылупились новые, современные, волшебные сказки.

Как и те, прежние, они однообразны, их персонажи условны, а сюжеты ограничены жёстким, пусть и нигде не записанным каноном. По шкале «ритуал – литература» они изрядно шагнули назад, к ритуалу.

Но есть у них и главное отличие от тех сказок, что анализировал Пропп. Иван-царевич и Василиса Прекрасная не знали, что живут в сказке, и что их жизнь подчинена ритуалу. Персонажи штампованного фэнтези отлично об этом осведомлены.

В их мирах действует судьба, предназначение – назовите как угодно. Авторский замысел, ставший явным не только для читателя, но и для участников. Герой становится спасителем королевства, потому что ему было предназначено спасти королевство. Героиня выходит замуж за ректора магической академии, потому что они – Истинная Пара, которым суждено быть вместе.

Предназначение превыше всего, оно пересиливает любую мотивацию и любой характер. «Так решила судьба» – единственное обоснование, которого требуют поступки персонажей.

Искусственность происходящего в таких историях очевидна, она и не пытается притворяться ничем другим. Их авторами, собственно, и движет мечта: вот бы в моей жизни появился могущественный автор, который привёл бы меня к любви и счастью, хочу я этого или не хочу!

Критики полагают, что «предназначение» – костыль для ленивого писателя, которому неохота продумывать своим героям характеры и мотивации. И критики, конечно же, правы.

Однако же произведения, в которых автор прибег к этому упрощающему средству, открывают нам главную тайну: на самом деле вся художественная литература устроена точно так же.

Просто некоторые маскируются лучше других.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Решил я тут скататься куда-нибудь за пределы своего региона, просто развеяться на несколько дней. Выбор пал на Омск, так как этот город относительно уже далеко, но ехать на том же поезде не особо напряжно, всего 13 часов. Хотел съездить в Красноярск, но толпой поехать не получилось и в ...
У lisbetina родилась дочь. Лиза, поздравляю!29-го января родились Бедная Девушка Юля ...
Внезапно со мной стали спорить в посте 12 летней давности. Конечно, законченный либераст, воинствующий атеист и прочее. А вытащу-ка я тоже этот старый пост. А вдруг у кого-то мысль проснётся и захочет пересмотреть )) ...
Эти министры капиталисты не считают нас за людей. Нет, ну конечно, за каких-то там «хомо» и считают, но вот точно не за «сапиенсов».  Сами посудите. Сначала министр труда и соцзащиты страны рассказывает... И что рассказывает, что скоро человек будет жить до 150-200 лет. И ...
А давайте все таки разберем мужские ценности, определяющие отношение к своим детям. Причем начнем с беременности. Когда мне мой муж сказал, что замечал у многих парней того времени чуть ли не стыд идти рядом с беременной женой. Вот типа он тут не при чем. Я тогда пригляделась и да- ...