Лубянская площадь


1845-1846
Неузнаваемым стал и доходный дом страхового общества "Россия "

1900г

начало 1980-х
Помню как мы приезжали на прогулку и видели как здание КГБ стояло двуликим, это было как раз в начале 80-х гг .Его правая часть, выполненная в духе итальянского палаццо, радовала глаз розоватым тоном своих стен, тогда как левая – серая, оголенная, со снятыми с нее старыми архитектурными одеждами и покрытая строительной сеткой – напоминала о содержавшихся некогда в этих застенках узниках…
Сегодня я расскажу об одной из своих прогулок, может вспомню детские впечатления

Слово «Лубянка», возможно, пришло в Москву из Новгорода. В 1471 г. великий князь Иван III, продолжая политику своих предшественников, обрушился всей военной мощью на наиболее экономически и культурно развитую часть русских земель.

Иван Третий

Пленные новгородцы
По древней традиции часть мирного населения побежденной страны насильно переводилась в страну-победительницу: «Тое же зимы поимал князь велики болъших бояр Новгородцкых и боярынь, а казны их и села все велел отписати на себя, а им подавал поместиа на Москве под городом; а иных бояр, которые коромолю дръжали от него, тех велел заточити в тюрмы по городам». Переведенцы-новгородцы заселили места около современной Лубянской площади, где несколько церквей связано с поселениями выведенных жителей и в числе их церковь Святой Софии (одноименная главному храму Великого Новгорода), принесли на чужую землю свои, привычные им имена и, в частности, «Лубяницу», превратившуюся в московскую «Лубянку».

Софийская церковь 1881г
Предполагается, что на Лубянской площади, где-то в районе выхода Никольской улицы на площадь, находилось село Кучково, о котором позднее вспоминалось в сказаниях в числе «сел красных» вокруг Москвы. В «Повести о зачале царствующего великого града Москвы» рассказывается, как «в лето 6666 (1158) Великому князю Юрью Владимировичю грядущю из Киева во Владимир град к сыну своему князю Андрею Юрьевичу и прииде на место, идеже ныне царьствующий град Москва, обо полы Москвы реки села красныя, сими же селы владающу тогда болярину некоему богату сущу, имянем Кучку Стефану Иванову. Той же Кучка возгордевься зело и не почто великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь. Князь великий Юрьи Владимирович, не стерпя хулы его той, повелеваеть того болярина ухватити и смерти предати. По сему тако бывшу. Сыны же его видев млады суще и лепы зело, имянем Петр и Аким, и дщерь едину такову же благообразну и лепу сущу, именем Улиту, отосла во Владимир, к сыну своему ко князю Андрею Юрьевичю».

XII - XIIII века Москва и окрестности в XII - XIIII веках
Источник: Из книги: А. Баталов, Л. Беляев. Сакральное пространство средневековой Москвы. М.: 2010 (1250)
(«Когда в 1158 году великий князь Юрий Владимирович шел из Киева во Владимир к сыну своему Андрею Юрьевичу, он дошел до того места, где ныне царствующий город Москва, и [увидел] по обеим берегам Москвы-реки красивые села, которыми владел тогда некий богатый боярин по имени Степан Иванович Кучка. Тот боярин очень возгордился и не только не почтил князя подобающим образом, как необходимо великим князьям, но еще и поносил его. Тогда князь Юрий Владимирович, не стерпев такой хулы, повелел его схватить и предать смерти. Так и было сделано. А молодых и красивых сыновей его, Петра и Акима, и такую же красивую единственную его дочь Улиту отослал во Владимир, к сыну своему Андрею Юрьевичу».)
В этих же местах находилось и Кучково поле, о котором упоминается в летописи 1379 г.: «Потят [зарублен] бысть мечем на Кучкове поли Иван Василиев сын тысячьского на Москве повелением великого князя Дмитриа». Сообщалось также, что в 1394–1395 гг. москвичи копали ров от Кучкова поля до Москвы-реки по застроенным местам.

Конец XVII века Церкви Гребневской Богоматери и Святого Феодосия на Лубянке
В XVII в. на месте современной площади находилась стрелецкая слобода с деревянной церковью Феодосия Печерского, которая, по всему вероятию, стояла невдалеке от Гребневской, – как говорят, еще в начале XIX столетия старожилы видели там могильные плиты. По челобитью стрельцов (в приходе храма Феодосия насчитывалось их 135 дворов) во главе с полковником Михаилом Зыбиным в 1652 г. была получена храмозданная грамота на построение каменной трехпрестольной церкви.

Карта 1650г
В июле 1662 г. на церковной ограде нашли «прелестное» письмо, род прокламации, в которой приводились имена бояр и купцов, виновных во всех тогдашних бедах – тяжелом финансовом положении, невыносимых налогах и введении быстро обесценившейся медной монеты. Прокламацию всенародно читали и обсуждали у церкви, и отсюда народ двинулся на Красную площадь, а оттуда в Коломенское к царю Алексею Михайловичу. Так начался известный в истории Москвы скоротечный Медный бунт. В Коломенском толпу рассеяли, многих поймали, пытали и убили, а некоторых казнили у той самой церкви Феодосия на Лубянке, откуда и отправились бунтовщики, – власти решили наказать их там, где они провинились.

Медный бунт
Храм снесли при устройстве в 1707–1708 гг. оборонительных сооружений (болверков) в ожидании нападения победоносного после Нарвы шведского короля Карла XII. Укрепления эти занимали почти всю территорию будущей площади, и только по ее северной границе проходила улица Лубянка. Правильное устройство площади началось в послепожарное время – был засыпан ров и убраны остатки болверков.
Здесь часто устраивались разного рода развлечения. Вот в 1851 г. сообщалось, что состоится «большое кормление зверей и змей и укрощение оных, в воскресенье 11 марта, в 6 часов пополудни, в Большом Зверинце Карла Берга, состоящем на Лубянской площади…». Зверинец этот помещался в деревянном балагане, куда, в частности, зазывали тем, что «между вновь привезенными находится большой живой гремучий змей из Америки, не виданный еще в России». Как-то объявили, что на Лубянской площади «будет показываться БОЛЬШОЙ ИНДИЙСКИЙ СЛОН с острова Цейлон, самец 20 лет от роду, 300 пудов весу, 5 аршин вышины. Сей редкий и по силе своей известный гигант доведен до такой покорности, что по приказанию своего вожатого исполняет не только разные удивительные и забавные штуки, но дает целое БОЛЬШОЕ ИНДИЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ».
Об этом покорном гиганте и рассказывал Гиляровский в очерке «Лубянка»: «Вдруг по весне слон взбесился, вырвал из стены бревна, к которым был прикован цепями, и начал разметывать балаган, победоносно трубя и нагоняя страх на окружившие площадь толпы народа. Слон, раздраженный криками толпы, старался вырваться, но его удерживали бревна, к которым он был прикован и которые застревали в обломках балагана. Слон уже успел сбить одно бревно и ринулся на толпу, но к этому времени полиция привела роту солдат, которая несколькими залпами убила великана».
В 1844 г. также в нарочно устроенном балагане не только показывались «молодой величественный лев», а с ним леопарды, разного рода гиены и прочие животные, но и объявлялось, что всем будет «любопытно видеть сирену, столь редкое явление, получеловек-полурыба. Она поймана три года назад в реке Шельде и жила только три дня». Но не только редких животных, вроде сирен, можно были видеть на площади. В театре Лаврентии Казановы показывали представление «Взятие крепости Гаэты» и другие пьесы, в которых «главными действующими лицами» были обезьяны. Можно представить себе ажиотаж москвичей, стремившихся увидеть таких необыкновенных животных, – ведь не было ни радио, ни телевидения, да и постоянного зоопарка…
В 1834 г. в центре площади поставили фонтан Мытищинского водопровода, откуда водовозы брали воду для доставки москвичам.

Московские фонтаны были не просто утилитарными сооружениями, но произведениями высокого искусства. Фонтан на Лубянской площади известный скульптор Иван Витали украсил четырьмя фигурками мальчиков, символизировавших четыре океана, поддерживавших большую чашу, выше которой находилась еще и малая чаша, которую поддерживали три орла. Вода изливалась в бассейн из четырех маскаронов (то есть скульптурных украшений в виде маски) в постаменте.

Иван Витали
В 1934 г. в видах «упорядочения» трамвайного движения фонтан убрали и перенесли к зданию Александринского дворца в Нескучном саду, переданному тогда Академии наук (Ленинский проспект, 14), где он и стоит теперь, но с некоторой недостачей – нет малой чаши и орлов.
Более 10 лет центр Лубянской площади оставался пустым, пока в 1948 г. там не появилась цветочная клумба.

1952г
В 1958 г. вместо нее поставили памятник главному чекисту Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, скульптор Е.В. Вучетич . На пьедестале поместили эмблему органов госбезопасности – меч и щит, обрамленные дубовым венком.

В августе 1991 года произошли знаменитые события, в результате которых площадь лишилась памятника Дзержинскому и вернула себе название Лубянская.

А.А.Долгоруков
Почти всю северную сторону Лубянской площади занимает здание универмага «Детский мир», заменившего собою другой магазин – Лубянский пассаж, возведенный, в свою очередь, на месте дома князя Алексея Алексеевича Долгорукова, который в 1820 г. приобрел себе участок от Комиссии для строений и застроил его по периметру двухэтажными зданиями, сдаваемыми под торговлю и жилье.

Лубянский пассаж

Детский мир до реконструкции
В доме Долгорукова в 1830-х гг. происходила аукционная продажа одной из самых значительных коллекций предметов искусства XIX столетия, собранных Александром Сергеевичем Власовым. Еще в молодости он заинтересовался собирательством, но после женитьбы на княжне Марии Белосельской-Белозерской (сестре известной Зинаиды Волконской) он, получив значительное наследство – 4 тысячи душ и до 165 тысяч рублей деньгами и вещами, – смог посвятить уже все свое время поискам редких и ценных произведений. В его коллекции прежде всего привлекала внимание картинная галерея с такими шедеврами, как работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. В собрании книг находились уникальные раритеты, славились резные камни и античные скульптуры. «Не гоняясь за многочисленностью редкостей, он придерживался превосходства во всех родах», – писал историк А.Ф. Малиновский. Власов скончался в 1825 г., и у него осталось наличными 113 рублей 40 копеек и на 1 миллион 800 тысяч рублей долгов. Его имущество стало распродаваться с аукционов, которые проводились сначала в доме купца Сырова на углу Маросейки (№ 2), а впоследствии на Лубянской площади в доме Долгорукова. Один из аукционов посетил Пушкин, сообщавший Наталье Николаевне, что побывал там в среду 9 декабря 1831 г.
На месте дома Долгорукова новый владелец выстроил в 1883 г. по проекту архитектора А.Г. Вейденбаума здание, специально предназначенное для торговли, – Лубянский пассаж.

А.Г.Вейденбаум
Открытие его 70 «роскошно отделанных магазинов» в трех галереях состоялось 25 сентября 1883 г. Освещался пассаж днем через стеклянную крышу, а вечером новинкой – электричеством (правда, на всякий случай оно везде дублировалось газовым освещением). Там были устроены кофейня и, как особо отмечалось, дамские и мужские уборные. Как писали тогда, «это здание в значительной степени украшает Москву и вполне удовлетворяет своему назначению».
В последние годы перед сносом Лубянский пассаж, с его темноватыми, загроможденными какими-то ящиками и коробками проходами, не был особенно популярным. В нем обосновались бесчисленные конторы, а магазинов оставалось уже немного, да и таких, которые не привлекали покупателей, вроде коллектора учебных пособий. Единственное место, которое никогда не пустовало, – это уютный пивной бар на углу с Рождественкой…

Строительство"Детского мира",1954-1956
На месте Лубянского пассажа расположен большой магазин для детей. «Детский мир» был построен в 1954–1957 гг. по проекту известного архитектора А.Н. Душкина, автора, в частности, таких станций метро, как «Кропоткинская» (бывшая «Дворец Советов») и «Маяковская». В процессе и проектирования, и постройки пришлось несколько раз менять задания.

А.Н. Душкин
На Лубянскую площадь здание «Детского мира» выходит огромными, почти во всю высоту стен, арочными проемами, напоминая этим традиционный облик русских гостиных дворов с арками по фасаду. Существенное расширение Рождественки у здания объясняется тем, что предполагалось вообще расширить эту улицу.
В советское время, когда по всей России было туго с детскими (и не только) товарами, сюда стремились сотни тысяч жаждущих «достать» необходимое – от одежды до тетрадей. К началу 2000-х «Детский мир» опустел, и ему пришлось отдавать часть своих площадей отнюдь не под детские товары.
Недавно была проведена реконструкция в стиле "были сохранены только стены ", все остальное современные

Вся восточная сторона площади занята рж офисами одной организации, менявшей свое имя много раз – ЧК, ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, МВД, МГБ, КГБ
Сегодня в знаменитом комплексе помещается Федеральная служба безопасности России.
На углу площади, Пушечной улицы и Большой Лубянки высится мрачное здание. Оно было возведено в 1979–1982 гг. по проекту бригады архитекторов под руководством Б.В. Палуя и Г.В. Макаревича.


Б.В Палуй
Во время постройки все было тщательно огорожено высоким забором, но, когда оттуда выезжал грузовик, все-таки можно было уловить редкое зрелище – глубокий, уходящий вглубь на много десятков метров котлован, на дне которого копошились крошечные фигурки рабочих. Здание сооружено вместо нескольких строений по Большой Лубянке и Кузнецкому Мосту.


2024г
На другом, правом углу улицы Большая Лубянка стоит здание, ставшее как бы символом занимающей его организации, – именно оно доминирует на площади.


Начало 80-х гг


2024г
Почти сразу после объявления Москвы столицей нового государства выселили большой жилой дом страхового общества «Россия», переоборудовали его под офисы и тюремные камеры, и ЧК устроилась в нем надолго.Подробнее о доме Мосолова и страхового общества "Россия" можно прочитать здесь
До 1934 года на Лубянской площади у Владимирских ворот Китай-города стояла почитаемая часовня Пантелеймона Целителя.

Владимирские ворота и часовня Пантелеймона Целителя. Фотохром Петра Павлова, 1896 год.
Она была высотой с четырехэтажный дом, а рядом всегда толпились люди, приходившие получить исцеление у мощей великомученика, принесенных в Москву с Афона в 1866 году. Но в 1932 часовню закрыли, а через 2 года вместе с Китайгородской стеной снесли. В 1998 году на этом месте построили торговый центр «Наутилус» по проекту А. Воронцова.

В мае 1935 года Лубянка лишилась и единственной в Москве церкви во имя древней, времен Дмитрия Донского, Гребневской иконы Божией Матери.

Церковь Гребневской иконы Божьей матери, 1881
Выстроенный предположительно в 1514–1520 годах храм в честь покорения Великого Новгорода с шатровой колокольней и усыпальницей значимых в истории России персон, уцелел в годы Смуты, страшных пожаров 1737 и 1812 годов, но не выстоял в период строительства метрополитена. На месте храма была сооружена будка вентиляционной шахты метро. В 1980-х годах там построили огромное здание для Вычислительного центра КГБ.



2024г
Памятник жертвам советских репрессий «Соловецкий камень» был установлен обществом «Мемориал» в 1990 году в сквере у Политехнического музея напротив здания органов госбезопасности на Лубянке. Место для установки памятника было выбрано, так как именно на Лубянке подписывались документы на массовые аресты людей, которых обвиняли в измене родине и в антикоммунизме.

Буквально недавно глава СПЧ Фадеев высказал предположение, что камень нужно перенести
Дом Московского купеческого общества (1909—1911, архитектор Ф. О. Шехтель.

1910-1911гг

2024г
Гостиничный комплекс «Никольская» и вестибюль станции метро «Лубянка»

Подворье Троицкого Макарьев монастыря для аренды под гостиницу Семёнова Сергея Саввича,1904
Первоначально на этом месте располагались доходный дом подворья Троице-Макарьева монастыря в Калязине — «Калязинское подворье» (Б. Черкасский переулок, 3; 1905, архитектор Г. И. Макаев) и доходный дом Орлова-Давыдова с магазинами (Никольская улица, 12). Относительно площади здания находились за Китайгородской стеной — пройти к ним можно было через Проломные (Новые Никольские) ворота, которые вели в Малый Черкасский переулок, и Владимирские ворота.

1900-е гг

Фасад переделки дома для южного входа станции метрополитена Дзержинская, 1934
В 1927—1934 годы Китайгородская стена была снесена. В 1934 году между доходным дом Калязинского подворья и доходным домом Орлова-Давыдова был построен вестибюль станции метро «Лубянка». Вестибюль был открыт в 1935 году вместе со станцией.
В 2000-х годах стало известно о планах реконструкции участка с существенным увеличением полезной площади. Новому строительству пытались помешать градозащитники и активисты движения «Архнадзор», указывая на то, что здесь сохранились уникальные для Москвы мозаики эпохи модерна с богатой растительной орнаментикой



2024г
В 2010—2012 годах комплекс исторических зданий, расположенных на пересечении Никольской улицы, Лубянской площади, Малого и Большого Черкасского переулков, был полностью перестроен. На их месте, сохранив лишь фасадные стены, был возведён новый гостиничный комплекс переменной этажности (5—6 + верхние технические), при этом подавляющее большинство мозаик было утрачено. Сохранились лишь декоративные обрамления некоторых оконных проёмов со стороны Никольской улицы.
|
</> |