Мысленный телеграф и все-все-все
anairos — 19.07.2022 В прошлом посте я упомянул эссе Марк Твена «Мысленная телеграфия». Разумеется, чтобы его перевести, мне пришлось его перечитать – много лет спустя после первого раза. И вот что по этому поводу хотелось бы.Марк Твен не знал слова «синхроничность». Эта идея впервые прозвучала через сорок лет после выхода «Мысленной телеграфии» и через двадцать – после смерти самого мистера Клеменса. Однако по меньшей мере половина его историй служит отличным примером скорее синхроничности, чем какой бы то ни было передачи мыслей.
Что такое синхроничность? Это то же самое, что Леви-Брюль называл состоянием соучастия, а современные поп-эзотерики часто сравнивают с квантовой спутанностью. Границы между человеком и миром исчезают, и ты на короткое время обнаруживаешь, что намного теснее связан со своим окружением, чем привык. Твои мысли, желания и действия – не только твои, а происходящие события – не просто события: это совместный жест всей той системы, частью которой ты сейчас являешься.
Ритуальная практика пытается, с большим или меньшим успехом, воссоздать это состояние искусственно. Но хватает и людей, с которыми оно происходит по собственному почину.
Ясновидение крайне редко принимает форму, собственно, видений. Намного чаще оно имеет вид воспоминания о том, что ещё не произошло – и эссе отлично показывает это. Вспомнить содержимое письма ещё до того, как оно распечатано. Вспомнить окончание чужой фразы, услышав только её начало. И так далее.
Для Сэмюэла Клеменса это, как мы увидели, был не один случай и даже не пара исключительных событий – с ним такое происходило настолько часто, что он привык к этому. Возможно, он обладал тем, что монголы назвали бы шаманским призванием: от природы более тонкими, проницаемыми границами личности. Это бы объяснило и то, что он – как он сам случайно обнаружил – время от времени «засыпал наяву», отключаясь от внешнего мира.
Я, кстати, давно заметил, что люди, наделённые какой-нибудь «паранормальной» особенностью, не всегда это замечают. Они просто живут с этим, сколько себя помнят, и им искренне кажется, что точно так же бывает и со всеми остальными – просто говорить об этом не принято. А поскольку говорить о таких вещах и в самом деле не принято, то и разрушить заблуждение бывает некому.
В результате такой «одарённый» может даже быть фанатичным скептиком... творя при этом мелкие чудеса каждый день. Даже если ему указать на эту особенность и убедить, что на такое способен далеко не каждый, он просто отмахнётся и придумает какую-нибудь рационализацию.
Отчасти так произошло и здесь: для Марк Твена куда естественнее и рациональнее было предположить, что люди могут общаться друг с другом при помощи некоторой неизученной до сих пор сигнальной системы, чем согласиться с «магическим» миром взаимного проникновения и всеобщего соучастия в единстве. И это при том, что он же сам признавал: далеко не все случаи, им же самим перечисленные, можно объяснить при помощи телепатии.
По мне, уже тогда проявилась главная черта парапсихологии – она никогда не добьётся успеха, потому что ищет не то и не там.
|
</> |