
Таможня даёт добро


Ормузский пролив — стратегически важное для всего западного мира место, на которое приходится 33% глобального экспорта нефти и 40% глобального экспорта нефтепродуктов по морю.
Транспортировка большей части нефти, экспортируемой из Саудовской Аравии, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Ирака, а также почти всего сжиженного природного газа из Катара осуществляется по Ормузскому проливу, соединяющему Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Ежедневно танкеры перевозят по проливу шириной 54 км и длиной 195 км около 15,5 млн баррелей нефти. Его северное побережье принадлежит Ирану, а южное — ОАЭ и губернаторству Омана Мусандам. Раньше проход по проливу контролировали американские военные корабли и он всегда был оружием в руках иранских властей, грозящих перекрыть узкую полоску воду в ответ на введение новых санкций против Ирана.
В это же время стратегический Ормузский пролив служит транспортной артерией для одного из самых масштабных контрабандных маршрутов в мире. Ежедневно из оманского Хасаба (А) в иранский Ормуз (B) на моторных лодках переправляют товары на 10 миллионов долларов ежедневно (!).
Десятки вместительных моторных лодок нагружают доверху всякой всячиной, ввоз которой в Иран запрещен санкциями: от американских сигарет и Кока-колы до компьютеров, телевизоров и обуви.

Весь этот контрабандный поток организовывается на глазах у пассажиров многочисленных круизных судов, которые останавливаются в Хасабе. Никого из местных это не смущает.


Сюда привозят даже рыбу из Дубая — она тоже пользуется спросом в Иране.

Коррумпированная оманская полиция смотрит на этот контрабандный шабаш сквозь пальцы, только иногда штрафуя владельцев лодок. Это никого не останавливает. Афганцы и пакистанцы, которые работают на этом маршруте, получают около 30 долларов за каждый рейс.

Перевозчики контрабанды пользуются старым морским правилом, по которому суда, вышедшие из порта перед заходом солнца и прибывающие к месту назначения после заката, имеют право беспрепятственного прохода в гавань. Поэтому, лодки, загруженные товаром, ждут вечера, чтобы отправиться в путь.

Всего пятьдесят минут занимает переход лодки через стратегический Ормузский пролив. Здесь каждый делает своё дело — большие танкеры везут европейцам и американцам нефть и газ, маленькие моторки тащат иранцам контрабандные сигареты и телевизоры.

Фотографии: Eivind Pedersen/Dagbladet
|
</> |