Сюрреализм XV века, или глаза на веточке

Сюрреализм в XV веке? Конечно, абсурд. Но увидев картину итальянского художника эпохи Ренессанса Франческо дель Косса, написанную в 1472 году, сразу же подумала об этом течении живописи. Это картина «Святая Луция».

На мой взгляд, не самое лучшее изображение Святой Луции в живописи. Но меня заинтересовала в этой картине одна деталь — глаза на веточке, что держит святая в левой руке.

Как будто два глаза прорастают, как цветы из бутонов. Карие глаза, широкие и ясные, смотрят вверх, сияя точками света. Очень живые глаза.
Конечно, Франческо дель Косса, ни о каком сюрреализме и не помышлял. Он даже и не представлял, что через где-то пол тыщи лет возникнет такое течение в живописи.
Глазами на веточке художник хотел сказать совсем другое. И тут следует вспомнить, что художники для изображения того или иного святого использовали определенные детали, чтобы легко этих святых было идентифицировать. Такие детали назывались атрибутами, и они были связаны с историей жизни святого.
Итак, Святая Луция. Она была реальной исторической личностью. Примерно в 304 году, после своего обращения в христианство, она подверглась серии пыток во время массовых гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане.
Многие святые в то время подверглись ужасным пыткам, но история Луции, должно быть, одна из самых экстремальных. Её хотели отдать в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Луцию с места. В какой-то момент ее пытали, вырывая ей зубы. Потом ей отрезали грудь. Она также оказалась невосприимчивой к кипящему маслу и смерти от огня. Ей вырвали глаза. Убить её смог только удар меча.
В общем, страшная история. Её канонизировали как мученицу.

О чем художник и говорит, изобразив в правой руке пальмовую ветвь — символ мученичества.
Имя «Луция» в переводе означает «свет». Отсюда и прямая отсылка к глазам, которые его воспринимают. Значение имени Луция — свет — означало, что ее история стала ассоциироваться с защитой зрения, с людьми, молящимися ее изображениям о восстановлении зрения или исцелении болезней глаз.
Поэтому глаза непременный атрибут при изображении Святой Луции. Чаще всего глаза на картинах изображают на блюде. Иногда святая держит их в руке.
Но глаза на веточке — это, несомненно, необычная творческая находка Франческо дель Косса.
Так что нет на картине никакого сюрреализма. Лишь попытка рассказать историю Святой Луции посредством живописи.
Статья приурочена к Международному дню карих глаз.
|
</> |