«Балетная репетиция на сцене» Эдгара Дега
lana_1909 — 19.10.2022«Меня называют живописцем танцовщиц», — так писал французский художник Эдгар Дега. И это так. Когда мы произносим имя Эдгар Дега, сразу же вспоминаем его воздушных, почти невесомых, грациозных девушек-танцовщиц. Слова «Дега» и «балет» неразделимы.
Кто вспомнит пейзажи, написанные Дега, его мастерски изображенных лошадей, портреты людей, городские сценки? Разве что специалисты и большие любители его творчества. Для большинства он «живописец танцовщиц».
Сегодня я хочу показать одну картину Эдгара Дега, несколько отличающуюся от типичных его картин.
Это картина «Балетная репетиция на сцене», написанная Дега в 1874 году и ныне хранящаяся в Музее д'Орсе в Париже.
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие цвета. Выполненная в технике гризайль, она сразу же обратила на себя внимание критиков.
Дега умело использовал нейтральные молочно-серые оттенки, а сильное освещение сцены придавало контраст всей композиции, ярко выделяя девушек и динамику движений.
Вот что написал об этой картине итальянский художник Джузеппе Де Ниттис, увидевший работу на выставке импрессионизма в 1874 году: «Я помню рисунок, который, должно быть, изображал репетицию на сцене, освещенной снизу, и я уверяю вас, что он чрезвычайно красив. Муслиновые платья настолько прозрачны, а движения настолько верны, что это просто невозможно описать».
Интересно, что Де Ниттис определил эту работу Дега как рисунок, а не как полноценную картину. Видимо, причина этого в её монохромности.
Но вернемся к картине и рассмотрим её внимательнее. Для написания "Репетиции балета" Дега выбрал боковую ложу с видом чуть сверху, акцентируя внимание на сцену, окаймленную рампой. Дега часто выбирал необычные ракурсы. И это один из его узнаваемых приемов.
На картине изображена репетиция. Зал пока пуст.
Пуста и ложа
А на сцене почти незаметная мужская фигура, которая следит за репетицией.
При увеличении этой детали картины, вдруг неожиданно можно увидеть полустертую фигуру рядом. Видимо в первоначальном варианте были изображены две фигуры. Но одну художник удалил. Тонкий слой краски, ставший со временем еще более прозрачным, позволяет невооруженным глазом разглядеть правки художника.
Все внимание зрителей художник направляет на танцовщиц. На сцене они размещены несколькими группами.
В центре картины сидящая на скамейке одинокая танцовщица.
И опять на ней видна работа художника, который внес исправления в поднятую руку танцовщицы, сделав её более изящной.
Девушка чешет спину. И эта деталь делает картину более жизненной, натуральной.
Слева от неё группа девушек, которые ждут своей очереди.
И каждая из них занята своим делом. Одна потягивается, зевая. Другая поправляет завязки на пуантах. Третья отвернулась, сосредотачиваясь на предстоящем танце.
В правой части полотна балерины уже репетируют.
Позы их напряжены, движения четки и выверены. Их ничто не отвлекает от работы.
А в глубине сцены, среди кулис, почти прозрачные две фигуры. Как духи танца или как статисты, которым нет места в сцене.
Я начала свой рассказ о картине со слов Дега: «Меня называют живописцем танцовщиц». Но у этого высказывания есть продолжение: «... не понимают, что танцовщицы послужили мне предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Поэтому Эдгар Дега и писал их.
|
</> |