Сучины пирожки

Тверские карелы – удивительный народ, осколок средневекового этноса. Судьба занесла их в эти места еще в XVII веке. Тогда, после поражения России в войне со Швецией (1610-1617) к последней отошли многие уезды так называемой Водской пятины - северо-западной части Новгородской земли.

Шведы начали насильственно переводить местное население из православия в протестантизм, что вызвало массовый исход людей в соседние русские регионы.
В последующие десятилетия – к 1670 году - с разрешения царя Алексея Михайловича в западную часть Тверской земли переселилось 25-30 тысяч православных карел. И, как часто бывает, в замкнутой национальной общине, они сохранили многие бытовые привычки, даже слова из своего далекого прошлого. И бережно их хранят до сих пор. В 1937—1939 году на территории тогда Калининской области даже существовал Карельский национальный округ с центром в городе Лихославль. А с 1997 года действует Национально-культурная автономия тверских карел.

Сегодня семья тверских карел Олега и Марины Евграфовых из Лихославля продолжают традиции своего народа. Их родовой дом в деревне Чашково превратился в настоящий музей. А сами они – частые гости на фестивалях и праздниках. Вот и на прошедшем недавно фестивале «У Пожарского в Торжке» они представляли карельские пироги. Были там и знакомые нам открытые пирожки-калитки с защипами по краям. Но с удивлением услышали и название других – «сучины». Поначалу подумали, что ослышались. Нет, все правильно.

Уже, приехав в Москву, покопался в словарях и понял: название это самое обыкновенное даже для XIX века. А уж для более ранних эпох и подавно. Сегодня нам знакомо выражение «сучить нитки». То есть свивать несколько прядей в одну нить. Но раньше это слово означало еще и «раскатывать тесто». «Раскатывать тесто скалкою, сучить, разсучивать его», - пишет в своем словаре Владимир Даль:

Термин этот перекочевал и в кулинарную литературу. Им пользуется, к примеру, классик нашей гастрономии Екатерина Авдеева во многих своих рецептах в 1840-х годах:

Конечно, это не специфически карельский, а просто севернорусский говор. Как отмечал известный советский и российский лингвист профессор Александр Герд (1936-2016), «глагол из праславянского sukati в значении «раскатывать тесто» по-видимому также праславянский архаизм, сохранившийся… на славянском севере».
Так что «сучины» пирожки – это просто тонко раскатанное тесто с начинкой – ягодами, кашей, грибами. Как нам объяснили, чтобы понять достаточно ли тонкое тесто, нужно подуть на него сбоку. Если края поднимутся, значит, порядок:
Само тесто делается из смеси ржаной и пшеничной муки. А заворачивать в него можно, что угодно. Нас угощали пирожками с пшенной кашей на молоке. Делают их и с картошкой или ячкой, замоченной в простокваше. Если же тесто передержать на сковородке, то вместо карельских народных пирожков получатся карельские народные чипсы. Тоже, кстати, вкусные.
|
</> |