рейтинг блогов

Студент амстердамский. Глава шестнадцатая

топ 100 блогов alise8405.07.2013 Глава шестнадцатая



Софья  показала гостям на тахту.  На ней втроем сладко спали Ваня, Лиза и Филимон.
-  Ты не буди их,  - сказал Марек. - Подарки прямо сюда положим:  и коньки и куклу, а сами сейчас пойдем  в кабинет. Еще наливочки выпьем, покурим, да решим про китайскую чайную торговлю.
- А я вам закуски туда  принесу, да тоже спать пойду, - Софья стала собирать тарелки.
- Ну посидите еще, - взмолился Савва. - После Стамбула женщина с открытым лицом - праздник просто.
Софья перенесла в кабинет сладкое, сыр, наливку. Зажгла масляные лампы.
Студент амстердамский. Глава шестнадцатая
( Сейчас мы называем такие лампы лампами Алладина и привозим из Туниса или Египта )


- Мы их жжем только, когда дети спят. Боимся, что на себя перевернут. Сильно ими не обжечься, но все равно больно будет.
- О, тонкая  работа, - Еремей взял одну в руки. - Из Стамбула?
- Персидские,  - ответил Мариан. - Исраэл подарил? Помнишь его?
- Исраэл Ори? Который  просил двадцать пять тысяч солдат для прохода через Дарьял, чтобы ударить по персам?
Студент амстердамский. Глава шестнадцатая
( Неизвестный автор. "Исраэл Ори встречается с Петром". Костюм у него абсолютно неисторичный, видимо рисунок сделан не раньше середины девятнадцатого века.  До приезда в Россию Ори успел послужить в офицерском чине во французской армии и скорее всего выглядел так,  как на этом портрете тоже неизвестного автора )
Студент амстердамский. Глава шестнадцатая

- Он самый. - Мариан повернулся к Савве. - Вот ты говоришь: помогите сербам. Исраэл говорит - армян надо срочно выручать. Нет у нас сил сейчас воевать одновременно  и со шведами, и  турками и с персами.
- А где он сейчас-то?
- В Шемахе вроде. Петр ему чин полковника дал, грамоты всякие, послал с секретной миссией, как бы  с письмом к шаху . От Папы Римского у него еще письмо с просьбой не угнетать христиан.
- Отравят его там, как пить дать. Это у них в заводе и даже зазорным не считается. Говорят: "мы по-своему политик делаем", - вздохнул Еремей.
- Я с армянами дела имел, - поддержал разговор Савватеев. - Хорошие купцы, честные, со смекалкой. Коль меня бы спросили, что делать, сказал бы: "Не можем сейчас воевать, сил нет. Но помочь можем: приезжайте, живите, места много. Работайте для размножения коммерции".
- Так Петр им и церковь построил в Астрахани каменную и указ издал, прописал в газетах "торговых армян отпускать с Москвы через Ругодив и Санкт-Петербург морем на каких судах похотят, а сухим путем через Ругодив и Санкт-Петербург в Шведские земли”.
- Вот я смотрю армян на Москве больше, чем сербов любят, - расстроился Савва.
- Ну так их и есть больше, и живут они тут дольше. Притерлись. Да и в Речи Посполитой армян много,  -ответил Мариан.

Студент амстердамский. Глава шестнадцатая
( Центром армянской жизни в Речи Посполитой был Львов. На фотографии - колокольня армянского собора во Львове. В 1946 году огромное церковное имущество армяно-католиков было национализировано, а армяне насильно высланы... в  Польшу )

- Маречек, - рассмеялся Еремей, - ты на брови свои посмотри и уж  ни надо будет говорить ничего.  Я смотрю, у Вани такие же будут. Смерть девкам растет:  бровьми союзен, глаза зеленые. А у Прохора как там по дамской части?
Мариан показал глазами на Софью, Еремей кивнул и перевел разговор:
- Я вот смотрю до чего камин хорош. Проша делал?

Студент амстердамский. Глава шестнадцатая
( Изразцовый камин восемнадцатого века. Очень аккуратная реплика )

- Ну а кто же? У нас еще парнишка объявился в Навигацкой школе, Нартов Андрей. Очень рукастый, на токарном станке умеет работать. Вот они и развернулись вместе, пока Прохор в Москве был. Пойдемте я покажу еще, как наш Бернини комнату прошлым летом устроил
- Надо же, люнет почти от пола и выходит не на улицу, а во двор, - удивился Савва.
- Вот так у нас господин архитектор рассудил, сказал, что коль на двор выходит, то не будет ветра, а большое, чтобы светло было. Тут еще и проветривать можно, две створки открываются.
- Голова работает у парня, - одобрили гости.
- Господа православные, - воззвал Еремей. - Ежели кто хочет завтра утром на службу, так надо спать ложиться. А то будем в храме стоять зевать - срам один получится, а не молитва.
- Давайте - давайте, да ложитесь по разным комнатам,  чтобы не разговаривать, а мне торопиться некуда. Проснусь  завтра утром, в кровати лежа кофию попью с пирогом, почитаю, - съехидничал Мариан, - а вы бегите молиться по морозу, вам положено.
- Язва ты,  - вздохнул Еремей.  - Как я тебя двадцать лет терплю?

Студент амстердамский. Глава шестнадцатая
( Иван Никитин. Портрет Андрея Нартова, знаменитого русского механика и изобретателя, члена Академии наук. )

Следующим утром, сходив на службу и еще раз откушав, гости разъехались.  Иван Прокофьевич из Москвы с деньгами на снаряжение нового каравана, а Савва к себе на Басманную. Мариан с Еремеем с ним сговорились, что приедут после Нового года рядиться к машкераду.  Время наступало самое веселое: от Рождества до Крещения одни праздники.
Ваня бегал по дому и повторял стишок. Для него вся трудность  оказалась в том, что жалко было слона утонувшего. А когда батюшка объяснил ему,  что живому слону ничего плохого не было, а это все надо понимать иносказательно и слова сии значат, что человек несерьезный и невдумчивый утонуть может в пучинах смыслов, то все легко пошло.
Наконец настало время представлять. В доме причта  в самой большой комнате повесили веревку и отгородили занавесом кусок. Поставили лавки для зрителей. Народу собралось очень много: родители, соседи, знакомые. Видано ли дело: чтобы дети перед всеми стихи читали и пели песни. Большие гулянья в честь Полтавы уже отшумели, но такого никто еще не видел.
Студент амстердамский. Глава шестнадцатая
( В. Нестеренко. "Москва встречает героев Полтавы" )
Наконец занавес раздвинулся. С потолка свисали  вырезанные из бумаги облака. Из-за них появились дети и запели виватный кант.



На сцене появилась Дуняша в белом платье с крыльями и веткой лавра.  Сказала торжественно:
       О сем преславном деле, в песнех неслыханном,
       Пети будет весельник по морю пространном;
       Пети будет на холме путник утружденный,
       И оповесть иногда леты изнутренный
       Старец внуком, и, яко своима очима
       Виде то, внуци старца нарекут блажима.
       Мало се: пройдет скоро глас сей торжественный,
       На мир весь сугубому верху подложенный.
       Всяк слышай сумненные мысли в сердце приймет,
       И всех силы твоея страх велий обиймет;
       Вси твоей начнут дружбы, вси мира желати
       И не дерзнут русского Марса раздражати...

Потом начали выходить дети. Кто постарше подлиннее  вирши читал, кто помоложе покороче. Ваня отчитал свой стих бойко и даже рукой красиво сделал, на словах о слоне и агнце.
Под конец дети спели еще один кант и новую совсем песню "Орле российский". Все хлопали,  кричали "виват!".  Варсонофий раздавал детям сласти. Мариан увидел Густава, стоящего около стены и смотревшего на Дуняшу. Тот подошел к нему, поклонился и сказал:
- Ваше превосходительство, я прошу простить меня, но мне больше некого попросить о помощи. Не могли бы вы перевести для фрекен Эвдокии письмо. Он подал Мариану лист, на которым твердым докторским почерком было написано:
- "Уважаемая фрекен Эвдокия. Я увидел вас еще осенью и поражен вашей красотой. Ежели я вам не неприятен и вас не смущает,  что я швед, позвольте пригласить вас на гуляние в Немецкую слободу.  Я холост, получаю хорошее жалование, дворянин и имею самые возвышенные намерения. Дайте мне знак, согласны вы или нет, не заставляйте меня пребывать между надеждою и отчаяньем."
- Ох, - вздохнул Мариан, - вот и дожил я до устройства чужих дел. Хотя Петр вон помоложе и тоже сватает,  - Он отправился к Дуне.
- Дуня, ты прекрасно выступила, и один господин, вон стоит в черном плаще, прислал тебе письмо. Сейчас я его переведу.
Дуняша выслушала все и спросила шепотом:
- А ежели я соглашусь,  сие неприлично не будет?
- Я бы согласился, - сказал Мариан и увидел за собой Филипповну.
- Ваша превосходительство, как вам не стыдно улещать ребенка. Дворянин, говорите. И с хорошим жалованием? Вот пускай к нам домой зайдет, да меня спросит, можно ли мою дочь на гулянки приглашать. У нас и пирог с зайчатиной, и свининка. Посидим, попьем чаю, а там и решим.
- Ну держись, парень,  - подумал Мариан и пошел передавать приглашение Густаву.

( Целая подборка исполнения "Днесь орле Российский" вот тут http://muzofon.com/search/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 )

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
остальные здесь   http://sakharov-today.ru/sf  активист Николаев это и есть Леня ебнутый, если кто не знает. Пользуюсь случаем поздравить группу ВОЙНА с премией Инновация. Она конечно ничего сама по себе не значит, но может поможет в тяжбе с ...
Часто думаю, что плохая мать. Разумеется, каждый раз нахожу множество оправданий: когда родилась дочь, мне было слишком мало лет, институт, надо закончить, делать диплом, посещать лабораторные занятия и вообще! образование - это важно! Сын ...
Многие из вас спрашивают у меня, что у меня за хрень с рукой и почему я не могу писать в прежнем темпе. Да что там писать - на комментарии отвечать тоже. Скажу сразу, что я с вами. И свою ленту читаю, как и прежде. Только теперь почти без комментариев, простите. Так вот - гигрома. По ...
В школе тяжело давался современный русский язык. До белого каления доводили ряды однокоренных слов с различным написанием гласных в корне. Вот и сейчас в тексте столкнулся: в слове обсчитали в корне стоит И там, где по логике должна была стоять Е (счёт). Сука, большевикам, вместо реформы ...