Заряжай "Аврору": Что не так с сериалом "Хроники русской революции"?
movie_rippers — 19.12.2025
Теги: Высоцкий
Кончаловский
"Страной с непредсказуемым прошлым" когда-то назвал Россию сатирик
Михаил Задорнов. С ним не поспоришь – у нас действительно слишком
часто меняется отношение к истории государства. Даже казавшиеся
незыблемыми еще 35 лет назад взгляды на события начала прошлого
века, изменившие строй с монархического на советский, сегодня в
государстве имеют диаметрально иную оценку по сравнению с тем, чему
нас учили в школах. Что уж говорить про менее значимые дела... Но
тем интереснее следить за тем, как осмысливают историю страны
писатели и журналисты, художники и театральные постановщики,
публицисты и общественные деятели. Теперь к ним присоединились и
большие режиссеры, а конкретно Андрей Кончаловский, снявший
многосерийное полотно, получившее название "Хроники русской
революции". Вышли уже четыре эпизода, самое время обсудить
увиденное.
Рассказывать о каком-то одном эпизоде многообразной истории нашей страны – удел новичков и дилетантов. Кончаловский, в свойственной ему манере, замахнулся сразу на двадцать лет. "Хроники русской революции" стартуют со стачек 1905 года и должны окончиться смертью Владимира Ленина, вождя пролетариата и главного мыслителя Октябрьского переворота. Сериал условно разделен на четыре части, каждая из которых состоит из четырех эпизодов – и первую часть автор посвятил формированию оппозиции царской власти в Петербурге 1905-1910 годов. Мы успеваем познакомиться как с окружением императора Николая Второго – от Витте до Распутина – так и с "бунтовщиками", которых представляют уже упомянутый Ленин, Троцкий, Гапон, Горький, Парвус и множество персонажей попроще.

Как я уже отметил, на моих глазах отношение к русской революции менялось не один раз. В какой-то момент я даже перестал следить за тем, какой позиции придерживается текущая власть в стране – то ли это крупнейшая катастрофа ХХ века, то ли великая страница в истории народа. И потому проект Кончаловского – это не просто развлечение. В какой-то мере это "единый учебник", утвержденный серьезными людьми (именем одного из них открываются вступительные титры), и одобренный главным государственным телеканалом (после премьеры в интернете сериал обещают показать на "России 1"). Вряд ли сценарий и воплощение "Хроник" не были утверждены "на самом верху", а потому и относиться к увиденному нужно с полной серьезностью. Именно этим "начальственным взглядом" сериал и интересен.

И что же можно сказать про этот начальственный взгляд? Прежде всего, приходится отметить, что Андрей Кончаловский, при всем уважении, утратил способность к полету. Раньше бытовала шутка о том, что у русских, что бы они ни делали, всегда получается автомат Калашникова – про наши современные сериалы можно сказать, что как бы ни старались авторы, всё равно получаются "Улицы разбитых фонарей". Да, главной сюжетной линией "Хроник" оказывается история про "ментов" – Юра Борисов играет начальника отдела по борьбе с террористами-бомбистами, оживившимися в России после принятия Манифеста о государственном переустройстве. Все обязательные атрибуты присутствуют – тут и ленивые подчиненные, и неповоротливое начальство, и коррупция со всех сторон. Один Михаил Прохоров – честный и неподкупный, за Россию радеющий. Вместо "мусоров" жандармы, а в остальном – тот же "Глухарь" или "Невский".

Второй "орган", который отказал режиссеру – чувство меры и деликатность. Кино обязательно должно быть выражением внутреннего мира автора, но от постановщика уровня Кончаловского хочется какой-то изящности. Но нет – отношение уважаемого мэтра к его персонажам, а следовательно и к их историческим прототипам очевидно до рези в глазах. Если, скажем, автор говорит о Столыпине, то это глыба – даже умирающий после покушения министр показан радеющим за императора и страну. То же самое можно сказать про сцены с Николаем – вокруг него, конечно, тоже встречаются мздоимцы и казнокрады, но сам-то он не бережет себя, всё о России думает. К опыту великих предков обращается, декабристов вспоминает, о свободе слова и воли радеет где-то глубоко внутри.

И наоборот. Революционеры у Кончаловского – сплошь убогие, плюгавые, картавые, падкие на деньги и зависимые от западных кураторов. От воплощенных образов Ленина, Парвуса, Троцкого и даже Горького разит какой-то особенной ненавистью. Будущего вождя пролетариата режиссер впервые показывает нам в 1905 году, но ровно таким, каким мы привыкли видеть Ленина на картинке в советском Букваре. А ведь во время первой русской революции Ульянову было всего 35 – рановато из него деда рисовать. Но это еще полбеды – Кончаловский показывает Ильича настоящим головорезом. В одной из сцен он "обносит" редакцию газеты, а потом сигает через забор не хуже Джокера из комиксов. Я уж молчу о том, как назойливо нам тычут с экрана происхождением некоторых персонажей – еврей и татарин здесь не национальности, а ругательства.

Наконец, третья "болячка", которая уродует проект – кособокий и крайне прямолинейный символизм Кончаловского. Нет ничего предосудительного в том, что режиссер дает роль своей супруге – иногда это даже добавляет фильму или сериалу особую "химию" – но образ, который в "Хрониках" достался Юлии Высоцкой, вызывает очень много вопросов. Очевидно (хотя бы из имени Ариадна Славина), что в мечущейся женщине автор "зашифровал" Россию – вот только получилось это крайне топорно, оскорбительно и пошло. По Кончаловскому, великая наша Родина прыгает из постели террориста на ложе интеллигента, возит контрабандой взрывчатку, чахнет за границей и расцветает только когда вокруг начинается "движуха". Но ладно бы это – Ариадна еще и главная истеричка сериала. Высоцкая только и делает что "изменившимся лицом бежит пруду" – ее персонаж не знает, чего хочет, не понимает, что делает, не видит, к чему следует. По-моему, крайне сомнительное представление об Отчизне...

Претензий к сериалу можно предъявить еще множество. Временами он несобран и рыхл – Кончаловский почему-то не решился говорить о причинах первой русской революции. Порой, наоборот, "Хроники" клещами впиваются в незначительный эпизод и тянут из зрителя жилы, как в линии Гапона, например. Монтажерам, по-хорошему, стоило посидеть над сериалом еще годик и если не сократить его вдвое, то хотя бы добавить ритма – а то иногда действие настолько засыпает, что актерам в кадре приходится просто смотреть друг на друга по минуте. И уж совсем неприлично выглядит полное неумение финализировать эпизоды – серии заканчиваются не на пике или крючке, а между делом и мимо кульминации. Так даже в советских телефильмах не делали.

Может показаться, что в вопросе – смотреть или не смотреть? – нет никакой интриги, но окончательного ответа у меня, на самом деле нет. Я хочу посмотреть следующую часть. Не потому, что мне что-то в "Хрониках" понравилось – увы, это действительно очень слабый проект – а потому, что я хочу понять, каким видит Кончаловский, а за его спиной и российская власть хотя бы в частичном ее проявлении, Октябрьский переворот 1917 года. Мне действительно любопытно, какими он покажет штурмующих Зимний солдат и матросов, какой в его глазах будет советская власть, наконец, в какой тональности сериал будет говорить о Сталине. Этого хочется дождаться. А еще очень интересно, какую судьбу Андрей Сергеевич приготовил героине Высоцкой – как в его представлении погибает Россия? А то, что Ариадна не доживет до финальных титров, у меня сомнений это не вызывает.

Так что, я намерен смотреть дальше. Никто не обещал, что будет просто. Никто не говорил, что на подобные темы должно быть единое и неоспоримое общее мнение. Никому не запрещается трактовать факты так, как требует мировоззрение – за это, в конце концов, мы и любим кино. Получилось неровно, одиозно, местами безвкусно, а порой просто оскорбительно, но эффектно – об этом, как минимум хочется спорить. Наше непредсказуемое прошлое – идеальная площадка для словесных баталий, в которых, главное, не заходить за пределы приличий. А так – пусть рисуют из Троцкого инфантила, а из Ленина – налетчика. Кто знает, как мы будем смотреть на русскую революцию лет через двадцать? Может, как раз глазами Прохорова с петербургских "улиц разбитых фонарей"...

https://kinoshtat.livejournal.com/196034.html
|
|
</> |
Обзор модельного ряда Belgee: характеристики X70, X50 и S50
"Хроники русской революции" по формуле спирта
В этот раз на вечер пришел новый, но очень долгожданный гость – Владимир
Без названия
Пока обед. В рамках многонациональной халялизации холдинг MIRFOOD...
Оды зиме
Образы мультфильма "Двенадцать месяцев" (1956)
Чародейкою Зимою околдован, лес стоит... Современный художник Юшкевич Виктор

