
Страшнее кошки зверя нет...

Продолжаю читать свежий номер "Историка" и делиться впечатлениями от прочитанного. Кандидат исторических наук Вадим Эрлихман (профессиональные интересы – история раннего Средневековья, генеалогия, геральдика, биографика, историческая демография), автор биографий короля Артура и Родин Гуда, пишет:
В фильме Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный"казанский посол угрожал Руси со словами "Казань большой, Москва маленький!". В ХХ веке над этим и словами можно было смеяться, но в свое время исход противоборства двух этих городов был далеко не очевиден
Прочитал сии слова и сильно призадумался... Оказывается, вот оно чо, Михалыч, а пацаны-то и не знали. Не Орда (которая Большая), ни Крым и даже не Ногаи (бий которых Исмаил мерялся дородством с Иваном Васильевичем, который IV, и предлагал ему считать себя его, Исмаила, сыном - не, ну а чо такова? Он бий, великий князь по ногайски, потомок самого Едигея, и Иван великий князь, потомок Василия I, который был сыном Едигея. Вдобавок ко всему Исмаил муж, умудренный многими летами и облеченный многими достоинствами, а Иван - юноша бледный со взором горящим, кем ему быть Исмаилу, как не сыном?), а Казань самый страшный враг Москвы. Да.

P.S. А вот дальше, по тексту, образ страшной Казани, угрожавшей самому существованию Русского государства, как неожиданно померк. Казанцы (можно ли считать Улуг-Мухаммеда казанским ханом?) ни разу не стояли под стенами Москвы и не устанавливали над ней свой протекторат, а вот Москва делала это неоднократно. Как-то не похоже на страшного зверя кошку.
|
</> |