Страницы истории. 1 апреля 1808 года. Финляндия входит в состав Российской
vitalidrobishev — 01.04.2021Финские крестьяне ( фото, конец 19 века)
1 апреля 1808 года император Александр I издал манифест о присоединении Финляндии к Российской Империи на правах великого княжества. Манифест был издан в условиях продолжающейся войны со Швецией, которой и принадлежала ранее Финляндия.
Однако шведы уже не контролировали эти территории и не имели возможности отбить их, поэтому завершивший войну мирный договор просто признал факт перехода территорий к России.
Великое княжество Финляндское было достаточно любопытной частью Империи. Оно имело весьма широкую автономию в делах самоуправления. Фактически все законы, касавшиеся внутренних дел Финляндии, принимались ее чиновниками. При присоединении региона русский император гарантировал местному населению все права и вольности, которыми они обладали на тот момент.
Александр I лично выступил с речью на французском языке на первом после присоединения финском сейме и гарантировал широчайшую автономию края. Денежной единицей Финляндии стал рубль (позднее — финская марка), однако все налоги оставались в распоряжении княжества и направлялись на его развитие.
Финны имели свое собственное гражданство и русским чиновникам, которые работали в регионе, необходимо было принимать его. Финские граждане не несли рекрутской повинности и не призывались в русскую армию. Взамен финнам полагалось иметь свою собственную армию, однако использоваться она могла только для обороны Финляндии.
Александр I учреждает финский парламент
Языком Финляндии был шведский язык. Дело в том, что еще со времен пребывания в составе Швеции, финны унаследовали любопытную структуру общества.
Элитой были практически исключительно шведы, тогда как крестьянами — финны. Эта ситуация сохранялась достаточно долго и ее незначительно поколебал только взрывной рост финского населения — крестьяне размножались значительно активнее элитных шведов.
Однако шведы все равно сохранили свое влияние и умудрялись даже руководить партиями финских националистов. Например, лидерами Партии активного сопротивления были поголовно шведы: Циллиакус, Мёрнэ, Гуммерус.
В годы революции 1905 года партия активно прибегала к террору, при этом рядовой пехотой в партии, как правило, были этнические финны. Собственно, и знаменитый в будущем Маннергейм был этническим шведом. К слову, шведы хоть и утратили значительную часть влияния, до сих пор составляют немалую часть политической элиты несмотря на то, что их численность в составе страны всего 5%. Шведский язык до сих пор остается государственным.
В целом великое княжество имело те же привилегии и примерно ту же степень автономии, что изначально планировалась для поляков. Однако польские элиты, грезившие о Великой Польше, раз за разом поднимали восстания и добились в итоге того, что потеряли конституцию, самоуправление и начали растворяться в русских (русские чиновники работали в Польше, а поляки зачастую в России).
Финны же сидели тихо, не бунтовали, не хулиганили и в итоге вмешательство русских императоров в их дела было минимальным. Русских чиновников практически не посылали на работу в Финляндию (к 1917 году там находилось всего 0,2% русских от общей численности населения). Попытки как-то поколебать статус финнов (призыв в армию, делопроизводство в том числе и на русском языке) натолкнулись на сопротивление шведских элит и в итоге были оставлены.
Стоит отметить, что финны, бывшие спокойными в ХIХ веке, в начале ХХ уже оказывали активную поддержку русским революционерам. Ленин не один раз скрывался на территории княжества. В значительной степени через Финляндию шла и контрабанда.
История великого княжества завершилась в декабре 1917 года. После Февральской революции финны вновь провозгласил еще более широкую автономию, однако видя хаос и беспорядок в Петрограде, начали готовиться к независимости
. Вскоре после захвата власти большевиками они объявили о независимости и были с радостью поддержаны Лениным, который рассчитывал на скорую революцию.
Однако в скоротечной финской гражданской войне победили местные белые и большевики больше никогда не смогли добиться контроля над этой страной.