Старые дороги Южного Зауралья_3

топ 100 блогов gayaz-samigulov12.03.2015 037, Карта 1737 г, фрагмент.jpg
Фрагмент карты Уфимской провинции 1737 года. Пунктиром показаны дороги. Обратите внимание на дорогу, идущую вдоль Уральского хребта (по ней большое число башкирских деревень) и "перекрёсток" в районе Чебаркуля.

Очень показательны для представления о дорогах, существовавших в XVII – начале XVIII в. карты из «Служебного чертежа Сибири», составленного С.У. Ремезовым в начале XVIIIв. Нам наиболее интересны несколько карт: «Чертеж: колико приходов под слободы и с коей стороны по дорогам и сакмам ис одного места», «Чертеж межи Башкирской земли с слободами».[20] Там показано как обилие путей в Южном Зауралье в целом, так и отдельные интересные для нас трассы, в частности,  уже упоминавшаяся Уральская дорога мимо оз. Чебаркуль к «Слюдным горам».[21] Как мы уже знаем, сыск И. Полозова проводился в 1695 г. Полковник Д. Я. Мейн объезжал Южное Зауралье, чтобы определить в «каких слободах пристойно быть драгунским ротам для обереганья» и определения покосных и пашенных участков, осенью 1700 г.[22] Полковник (сначала подполковник) Леонтий Иванович Парфеньев служил в Сибирском драгунском полку от его восстановления в 1698 г. и, как минимум, до 1709 г.,[23] но, поскольку в доезде упоминаются воевода князь Михайло Яковлевич и стольник князь Алексей Михайлович Черкасские, то датировать документ можно 1709–1710 гг., а точнее, весной 1710 г.[24]
008, Подъезды к слободам.jpg
Чертеж: колико приходов под слободы и с коей стороны по дорогам и сакмам ис одного места С.У. Ремезова.

Казанская дорога.jpg
Чертеж межи Башкирской земли с слободами С.У. Ремезова

Выше было сказано, что практически неизменными отрезками исторических путей были участки бродов и перевалов. Но это вовсе не означает, что между этими жесткими привязками дороги не имели четкой трассы. Казанская дорога не была чем-то условным, эдаким «общим направлением движения», как в присказке о том, что «В России нет дорог, а только направления». Судя по документам, в лесной и лесостепной зоне она имела четко выраженную «проезжую» часть, то есть хорошо фиксируемое дорожное полотно. Причем границы этого полотна были достаточно постоянны, чтобы служить ориентиром при межевании, описании границ земельных владений. Одно из первых упоминание Старой Казанской дороги как межевого ориентира приведено в том самом документе об Исетском остроге: «будто та дорога Казанская межею Тюменскому городу и Исецкому острогу». Правда в документе эта точка зрения как раз таки оспаривается, но важен сам факт восприятия дороги как зримой разделительной черты.[25] В описи земель Успенского Далматова монастыря, составленной стольником Львом Поскочиным в 1683–1684 гг. значится: «…а межа той земли и сенным покосам (Далматова монастыря – Автор) от реки Исети от заречного сосноваго бору через реку Исеть х Казанской дороге прямо в гору через наволок у дороги Казанской выкопана яма, а в ней уголье, а подле тое ямы столб а (на) нем грань… подле колка на краю береза… от березы прямо на Казанскую дорогу, а с Казанской дороги на речку…».[26] В указной грамоте на основание Багаряцкой слободы, выданной в 1688 г., также фигурирует в качестве пространственного ориентира эта дорога, но уже под вторым своим названием – Уральской: «…до межи Катайскаго острогу а от того ключа и Катайской межи до Уральские дороги а от Уральские дороги в верх по той же Синаре речке по обе стороны на нижное озеро Аллак…».[27] В наказной памяти Ваське и Кондрашке Соколовым на основание Верхне-Миасской Чумлятской слободы было прописано: «…проехав верх по Миясу реке на левую сторону на устье речки (Л. 170) Чюмляков на перевозе Казанской дороги строит им вновь слобода Верх Мияская».[28] Использовали Старую Казанскую дорогу (причем именно под таким названием) как ориентир и геодезисты, составлявшие планы и описания участков, отводимых под разработку рудников для назначенных к строительству Златоустовского и Саткинского заводов в 1751–1765 гг.: «…до речки Уряк с левой стороны и до дороги старой Казанской, а вершина оной речки Уряка влеве с 4 версты… от той дороги Старой Казанской поворотя влево до речки Куваши впадшей в речку Ай вниз с левой стороны… пошли по инструменту от Саткинского заводу подле дорогу по которой ездят из города Казани в Новотроицкую крепость».[29] Использовалась как ориентир эта дорога и при межевании земель Далматова монастыря в 1756 г.: «От оной кудреватой березы и ям по дороге Казанской в двухстах саженях поставлен столб…».[30] Там же зафиксировано изменение створа дороги на определенном участке: «…по дороге чистым пахотным местом между прежней и нынешней Казанскими дорогами…».[31] Следовательно дорога могла сместиться, но происходило это достаточно редко и не мешало использовать ее как ориентир или даже межевой знак.
Итак, противоречивость описаний маршрутов рассматриваемого пути объясняется довольно просто, и об этом уже говорилось выше – название «Старая Казанская дорога», или просто «казанская дорога» относилось не к одной, а к целой сети дорог, соединявших европейскую часть, в первую очередь, Поволжье и Прикамье, с Зауральем и далее, с Центральной Азией. Так один из документов середины XVII в. гласит: «…Казанские дороги, которыми дорогами из Казани ездят на Верхотурье и на Тюмень и в Тоболеск и в иные Сибирские городы всякие люди…».[32] Старая Казанская дорога (или Казанские дороги), в действительности, представляла собой часть существовавшей как минимум с эпохи бронзы сети торгово-миграционных коммуникаций.[33] Название «Старая Казанская дорога» применялось к участкам этой сети,  проходившим в Южном Зауралье, поскольку они были «ориентированы» на Поволжье, т.е. Казань. В Приуралье эти же дороги назывались Сибирскими, поскольку вели в Сибирь.
Но если все так четко было прописано, то почему сегодня практически никто не знает значения выражения «Старая Казанская дорога»? Как так могло получиться, если практически все значимые пути в Южном Зауралье носили это название? Объяснений этому несколько. Самая главная причина в том, что название Казанская, Уральская применялось к дороге в целом, можно сказать, при взгляде со стороны. А отдельные участки этой системы путей могли носить (и зачастую носили) свои названия. Названия эти определялись разными обстоятельствами. Сначала рассмотрим ситуацию с использованием традиционных путей пришедшим русским населением.
Проиллюстрировать непростую историю освоения русским населением местных путей попытаемся, отталкиваясь от странного названия северных ворот Челябинска на плане 1768 г. Так вот, на этом плане северные ворота названы Казанскими.[34] (рис. 52) Добавлю, что улица, которая вела к этим воротам, вплоть до 1880-х гг. называлась Уфимской. Символика несложная – выехав по дороге через эти ворота можно было попасть в Уфу, а дальше в Казань. Человеку сегодняшнему это кажется нонсенсом, поскольку понятно, что в Уфу надо ехать на запад, мимо Чебаркуля, Златоуста, Сатки… Но этот путь, привычный нам сегодня, был в полной мере освоен русскими только после постройки вдоль него заводов. На карте отвода земель к Азяш-Уфимскому заводу, составленной в 1759 г., обозначена дорога в г. Уфу, на которой существовали даже почтовые ямы (станции), по крайне мере, два яма показано на карте с припиской «бывший» (рис.51).[35] Путь, показанный на карте, в значительной степени совпадал с той дорогой, которой в 1669 г. двигалась экспедиция П.И. Годунова по поиску серебряной руды, (об этой экспедиции чуть дальше). Дорога на Уфу, привычная нам сегодня, стала безопасной и доступной значительно позже, после постройки Златоустовского (Косотуровского), Саткинского и пр. заводов.
К начальному периоду русской колонизации Зауралья, относится документ, упоминающий короткую дорогу из Сибири на Уфу и датированный 1600 г. Это отписка тюменского воеводы Луки Щербатого уфимскому воеводе Михаилу Нагому, где содержится следующий текст: «А путь, господине, от Уфы на Тюмень ближний сухой. А я, господине, тюменским служивым людям и волостным татарам по государеву указу позволил ездить на Уфу и в Уфинский уезд в волости со всяким товаром».[36] Очевидно, той же дорогой ехали в ноябре 1600 г. посланные на поиск лагеря Кучумовичей сын боярский Гаврило Артемьев с отрядом, которые добрались от Уфы до Каратабынской волости за 10 дней, а оттуда до кочевий Кучумовичей, в верховьях Убаги, за 8 дней. «А кочуют де царевичи Канай да Озим меж Ишим и Обага реки (современный Убаган – приток р. Тобол – Автор) в дуброве, а от устья Обаги реки три днища езду конного вверх по Абаге…».[37] Горы переехал по той самой дороге, о которой упоминалось в цитированном выше отчете геодезистов, более чем через 100 лет на этой дороге возникнут Саткинский завод и Троицкая крепость.[38]
Надеюсь, приведенных выше фрагментов документов и ссылок на карты более чем достаточно, чтобы убедиться в том, что дороги в Южном Зауралье и на Южном Урале в целом, существовали и до прихода русского населения, и было этих дорог довольно много. Довольно наглядно показаны основные (с точки зрения автора карты) дороги, существовавшие на Южном Урале на «План-карте Уфимской провинции», составленной М. Пестриковым в декабре 1736 г.  приведённой в начале поста.[39] Кроме этого, в нашем распоряжении имеется копия с карты Уфимской провинции, составленная в декабре 1737 г.[40] Качество копии далеко от идеала, однако фрагмент ее мы здесь привели, поскольку этот документ более подробно отображает ситуацию с дорогами и позволяет приблизительно представить их количество, хотя, разумеется, показаны далеко не все маршруты, а лишь наиболее актуальные на момент составления карт. Очень хорошо показана привязка башкирских аулов к дороге, идущей вдоль Уральского хребта с севера на юг.
Еще раз повторю, что даже на подробных картах того времени показаны дороги, значимые, с точки зрения составителей. Многие ответвления, варианты дорог, показаны лишь на картах и планах землеустройства – межевания земель, отвода участков под заводы и пр. Многие дороги были «многолики» – в зависимости от ситуации, они могли называться по разному, о чем я уже говорил выше. Один из примеров такого разного восприятия одной и той же дороги можно привести из дела между заводчиками и башкирами разных волостей, о спорных границах участков, конца XVIII в. Одну и ту же дорогу русский Михаил Егоров называл Старо-Челябинской, а башкиры Мякотинской волости Кошевою (дорогой, по которой перегоняли скот на кочевья и с кочевий весной и осенью).[41] Для русских главным признаком этой дороги было то, что она ведет в Челябинск, а для башкир – характер ее использования. Естественно, кошевая дорога не вела прямо в город, а вела мимо него, в степь, к Тоболу. Эта же дорога могла называться еще и соляной, поскольку по ней возили соль с соленых озер в степи.[42] И та же самая дорога у русских носила название «воровской» (разбойничьей), поскольку по ней в степь перегоняли угнанный скот. Так вот и получается, что кроме «главного» названия – «Старая Казанская дорога», путь имел еще четыре имени: кошевая, Старо-Челябинская, соляная и воровская дорога… Два из этих названий – соляная и воровская, все еще помнят башкиры Кунашакского района и потомки казаков Миасской станицы. А в конце XVII в., на уже упоминавшемся чертеже к сыску И. Полозова эта дорога быда обозначена, как ведущая к Слюдным горам (рис. 4). Как большая дорога, по которой башкиры гоняют скот, этот путь обозначен на Грунд-рисунке городищам и чудским копям на озерах Нанога и Иртяш (рис. 12).
1 Ситуационный план.jpg
Карта окрестностей озера Нанога, на которой показана "Дорога большая которою башкирцы ездят в Уральские горы кочевать" - часть Старой Казанской дороги, показанной на карте Ремезова "Межа слободам"

И еще одна причина, по которой пересекавшие Уральский хребет, в его южной части, дороги оказались практически неизвестны сравнительно со своими более северными «сестрами» – с 1598 г., когда был обустроен прямой путь от Соликамска на верховья р. Туры, найденный Артемием Бабиным и построен г. Верхотурье, практически все остальные пути через Камень были под запретом.

[20] Там же, С. 97–99.
[21] Там же, С. 95.
[22] Васильева А.М. Забытый Кураг.– Курган: Издательство «Зауралье», 1997. – С. 30.
[23] Памятники Сибирской истории XVIII в.  Книга первая: 1700–1713 . – СПб., 1882. – С. 290–301.
[24] Памятники Сибирской истории XVIII в. Ч. 1. С. 364-368. № 84; Служебная чертежная книга [Электронный ресурс] – http://www.revival-of-tobolsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=428&Itemid=379 С. 91.
[25] Курилов В.Н. Указ. соч. – С. 70.
[26] ГАГШ, Ф. 224, Д. 26, Л. 2 об.
[27] ОГАЧО. Ф. И-172. оп. 1. Д. 97. ЛЛ. 1–4.
[28] РГАДА. Ф. 199. Оп. 1. Д. 481. Л. 169 об.—170.
[29] ОГАЧО. Ф. И-227. Оп. 1. Д. 1. ЛЛ. 215.
[30] ГАГШ, Ф. 224, Д. 26, Л. 66.
[31] Там же, Л. :7.
[32] Миллер Г.Ф. Указ. соч. – С. 200.
[33] Таиров А.Д. Торговые коммуникации в западной части Урало-Иртышского междуречья: Препринт. – Челябинск, 1995. – С. 3–8.
[34] ОГАЧО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 346.
[35] ОГАЧО. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 32.
[36] Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд. 2-е дополненное. Т. II. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – С. 187.                    
[37] Там же, 195–196.
[38] ОГАЧО, Ф. И-227, Оп. 1, Д. 1, ЛЛ. 215.
[39] РГАДА. Ф. 192. Д. 5.
[40] РГВИА, Ф. ВУА, Д. 20618.
[41] ОГАЧО. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 81. Л. 2 об.—3.
[42] ОГАЧО. Ф. И-115. Оп. 1. Д. 106. Л. 17 об.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Читаю комментарии к крушению ТУ-154. И вижу, что комментаторы смешивают несколько вещей, которые смешивать никак нельзя. Первое. И самое главное. Произошла трагедия, в которой погибли люди. Погибли и пилоты, и доктор Лиза, и артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, и ...
Посетил музей Ауди в Ingolstadt. В одной из новых моделей наконец-то увидел решение, которое ожидал ещё лет 10 назад. См. Фото ниже Неужели никто кроме Ауди не делал? ...
Доброго времени суток всем читающим. Меня зовут Антон, последние три года я живу в Сиднее (Австралия) с супругой и двумя сыновьями. Узнав о сообществе решил поделиться одним из своих дней. Сейчас я работаю менеджером магазина по продажи угг и дни в нем часто похожи один на другой. Дело ...
...
Это всё, что вам достаточно знать про сущность нынешней войны: " В штабе Черноморского флота в Севастополе при атаке ВСУ чудом уцелела деревянная икона русского флотоводца Федора Ушакова, причисленного к лику святых, сообщил губернатор города Михаил Развожаев. «Эта икона с фигурой ...