Дагестанские заметки — 1
irina_sbor — 08.02.2021Первая часть путевых заметок по Дагестану журналиста Алины Тищенко.
Когда границы на замке.
Границы закрыты, любимая Грузия недоступна, а в то, что доступно, меня «не заманишь и наградой»!
Я грустила и раздумывала, как провести предстоящий отпуск. Дело в том, что в отпуске мне надо непременно куда-то ехать! Отпуск дома видится мне унылой повседневностью, рядовыми, только пролонгированными, выходными! Нет-нет-нет! Или ехать, или заберите этот отпуск взад! Карету мне, карету!
В первую отпускную часть я, от безысходности, познакомилась с курортом Краснодарского края под названием Геленджик. Ничего не хочу сказать плохого, все в наличии: солнце, море, фрукты, даже вина краснодарские имеются. Отдохнула – да, но не впечатлилась! Не расстроилась, поблагодарила за дарованное, но в будущем желала ярких эмоций от какой-нибудь необычности.
Необычность «пришла сама», в виде рассылки от авиакомпании «Победа» с предложением посетить Дагестан.
Дагестан – это древность, Кавказ и Каспий.
Дагестан – часть России, только все же не Россия! Поэтому предложение стоимостью в 5 тысяч рублей я приняла без колебаний.
Как опытный путешественник я тщательно готовлюсь к поездке заранее – в первую очередь, изучаю карты местности и транспортные возможности, а уже потом выбираю достопримечательности по душе.
С Дагестаном было также – все по отработанной схеме. Посмотрела на сайте аэропорта, что имеется автобус до Махачкалы, правда, ходит он всего три раза в день, но меня это устраивало, я успевала как раз на последний.
У меня был план! Я была уверена в себе, точнее, самоуверенна (что не одно и то же), поэтому не учла одного важного нюанса: нужно быть готовым к тому, что даже в самый выверенный план могут вклиниться непредвиденные обстоятельства.
Я была не готова….
Сбой программы.
Самолет приземлился вовремя, с чувством собственной значимости и огромной деловитости я бодро проследовала мимо таксистов к автобусной остановке и стала там стоять, озираясь вокруг, где бы можно было быстро и не вызывающе покурить. В мусульманской республике женщинам курить не положено, тем более на улице!
Все мои сополётники уже разъехались, на скамейке сидели несколько таксистов, которым не досталось питерских пассажиров, они щелкали семечки и с любопытством поглядывали в мою сторону. Больше на привокзальной площади никого не было.
Через полчаса стояния ко мне подошёл дяденька лет 60-ти и поинтересовался, кого я жду. Я гордо и независимо ответила, что автобуса! Дяденька усмехнулся и сообщил, что автобус уже давно не ходит.
Я упиралась: «Но я же читала! На сайте»! Пожилой дагестанец спросил, куда мне надо и предложил довезти за 500 рублей, только нужно ещё других пассажиров подождать.
Дело в том, что единственный в Дагестане аэропорт находится в небольшом городе Каспийск, это 25 километров от Махачкалы, поэтому таксисты берут максимум пассажиров, чтобы не тратить бензин почем зря. Вот-вот должен был прибыть московский рейс.
Я все ещё упиралась, моя упертость бурчала: «Врет дядька, хочет навариться на мне»! Вернувшись в задание аэропорта, я спросила у сотрудников службы безопасности про автобус, они дружно ответили: «Не ходит»! Ладно, подумала я, все равно не сдамся! Сейчас вай фай поймаю и Яндекс-такси вызову. Вай фай упорно не ловился, ну не хотел он быть пойманным мною в этот день! Время шло, московские пассажиры покидали аэровокзал, прибытия других рейсов на сегодня не планировалось.
Я ринулась обратно!
Мой дядя стоял у машины с тремя молодыми людьми кавказской наружности. «А, прибежала», - улыбнулся таксист и галантно распахнул переднюю дверцу черной ЛАДЫ. Я уселась рядом с водителем, через секунду сзади разместились трое стоявших у машины дагестанцев.
Я напряглась! Всё! Вот и приехали, подумала я!
В этот момент у меня зазвонил телефон….
Добро пожаловать в Дагестан.
Телефонный звонок извлек меня из оцепенения – звонила хозяйка квартиры, в которой мне предстояло остановиться.
- Алина, где вы? Уже выехали из аэропорта?
Я сообщила, что села в такси.
- Дайте трубку водителю, я объясню, как ехать!
Я передала трубку.
Дальше Магият (так зовут хозяйку) очень эмоционально и подробно объясняла, по какой дороге быстрее доехать и где лучше свернуть. Мой таксист терпеливо выслушал эту аудионавигацию и невозмутимо ответил:
- Э-э, не надо волноваться, довезу я вашу девочку, лучше всех довезу!
Я выдохнула! Все страхи улетучились. Я поняла, мне нечего бояться, если хотя бы один человек в этом незнакомом краю за меня переживает и ждет моего благополучного прибытия.
До Махачкалы доехали быстро, ну еще бы, это же Кавказ, тут медленная езда просто не прилична! По дороге дагестанские мОлодцы поочередно вышли. Мы были уже практически на месте и позвонили Магият, чтобы уточнить литеру дома. В Махачкале часто к номерам домов добавляют литеры, я даже видела дом с литерой «Я»!
- Какой у вас дом, - спрашивал водитель?
- Вэ, - отвечала Магият.
- Гэ? Бэ? – не мог понять пожилой мужчина.
- Слушай, ты что глухой? – негодовала Магият. - Видишь дом с синей крышей?
- С красной вижу, с зеленой вижу, с синей – нет.
- Ай! У тебя не только со слухом проблемы, но и с глазами тоже! Может, ты дальтоник?
Ладно, стой у дома с зеленой крышей, я сейчас выйду и заберу мою гостью!
Через минуту Магият уже стояла у машины и отчитывала водителя.
- Ай! Как можно ездить без навигатора! Какой ты таксист, если у тебя нет карты!
Махнув рукой, Магият повела меня в дом с синей крышей.
Я улыбалась. Я в Дагестане, я на месте! Все хорошо!
Магият.
Я подкреплялась с дороги турецким кофе и дагестанскими лепешками чудУ, приготовленными Магият, а она рассказывала о себе.
Магият – лачка. Лакцы - один из 30 коренных народов Дагестана, жители горных сел. Но сегодня большая часть лакцев перебралась в города, в Дагестане проживает около 160 000 представителей этой народности.
Вот и Магият недавно переехала в Махачкалу из селения Балхар.
Жизнь в селах трудна, супермаркетов и торговых центров здесь нет, поэтому, чтобы обеспечить себя и свою семью всем необходимым, приходится работать от рассвета до заката.
Селянки не только трудятся наравне с мужчинами, но и воспитывают детей. Магият вырастила пятерых сыновей! К слову сказать, Дагестан в лидерах по количеству рождаемости в нашей стране, в городах трое детей – это минимум, в селах 10-15 – это не предел.
Люди, приехавшие в город из села, непременно находят способ заработать, они не боятся никаких трудностей и берутся за любую работу, ведь у них есть сельская закалка!
Другое дело, что найти работу в Дагестане не так-то просто – крупные предприятия остановлены в 90-е, остается только сфера обслуживания и торговля.
Несколько попыток Магият устроиться на работу не увенчались успехом, но она не сложила руки, а вовсе даже наоборот – решила ручную работу сделать средством к существованию.
Лакское селение Балхар известно как старинный центр народного керамического искусства. Здесь уже в начале нашей эры существовал гончарный промысел. Балхарская керамика была распространена по всему Дагестану, даже там, где существовало свое гончарное производство. Ее отличает особый способ изготовления - наращивание глиняными жгутами.
Магият продолжила традиции своих предков: изучила секреты гончарного искусства, овладела техникой этого, сугубо женского, ремесла и стала настоящей мастерицей древнего керамического промысла.
Изделия Магият – кувшины, кружки и другие сосуды любого размера, блюда, миски и прочая посуда, украшенная белой тонкой росписью, а еще игрушки и свистульки для детей.
Работе посвящено практически все время мастерицы. Ведь процесс это непростой. Сначала нужно подготовить глину – замесить, как тесто. Только, в отличие от теста, глину месят на полу и обязательно одной ногой. Двумя не получится, так как не будет точки опоры.
Размятую глину Магият кладет на деревянный гончарный станок, он низкий, так что ей приходится сидеть почти на корточках на маленькой скамеечке. Она вращает круг рукой и происходит чудо - кусок глины обретает форму, задуманную мастером!
Затем нужно убрать все неровности и просушить изделие, потом расписать тонкой кисточкой и добавить лепные украшения, после этого отправить в печь на обжиг, который длится всю ночь.
Магият работает увлеченно, она всецело поглощена процессом, редко отвлекается, чтобы выпить чаю или приготовить что-нибудь.
Глиняные изделия пользуются спросом, заказов много, ручная работа достойно вознаграждается.
Магият участвует в различных выставках, конкурсах, ярмарках, проводит мастер-классы, много ездит по Дагестану. Сейчас мастеров балхарского гончарного искусства осталось очень мало, конечно же, промысел стараются сохранять в Балхаре, но в городах гончарным ремеслом занимаются единицы.
Первый день в Стране гор заканчивался.
Я думала о том, что мне повезло!
Повезло неслучайно познакомиться с Магият и, не сходя с места, получить огромную порцию колорита, тут же окунуться в народную гущу! Это то, чего я хотела, за чем ехала на Кавказ!
У Магият зазвонил телефон, она долго что-то обсуждала с мужчиной, после чего объявила: «Завтра я еду в Дербент, и ты едешь со мной».
(продолжение следует)
|
</> |