Спросите об истории у ФСБ

топ 100 блогов novayagazeta16.02.2022 Прекратил существование конкурс школьных исследовательских работ. Публикуем избранные.

Вместе с решением Верховного суда о ликвидации Международного «Мемориала»* приостановлен Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век». Всего в конкурсе за 22 года его существования приняли участие около 53 тысяч подростков. Что будет дальше с конкурсом и с архивом исследовательских работ?
Спросите об истории у ФСБ

Фото: РИА Новости

Пока ветер не переменился

Конкурс появился в 1999 году. Его задача — побудить школьников самостоятельно исследовать историю семьи, своего города или села, страны — через судьбу обычного человека. Каждый год старшеклассники присылали полторы-две тысячи работ. В некоторые годы — особенно в те, когда отмечался очередной юбилей победы в Великой Отечественной войне, — число сочинений резко увеличивалось: например, в 2005 году на конкурс пришло 3514 исследований. Но участников больше: многие работы выполнены коллективами авторов.

У конкурса были тематические номинации: «Цена победы», «История семьи», «Человек и власть», «Человек и малая родина», «Свои — чужие»; работа могла быть представлена в разных жанрах: традиционная исследовательская работа, эссе, фотоконкурс, видеофильм; в последние годы стали появляться новые формы — например, сайт или мультфильм, подкаст…

С самого начала большинство работ — почти три четверти — приходило из маленьких деревень, сел, поселков. На конкурс 2020 года 53 процента работ пришло именно оттуда.

На средние и малые города пришлось 20 процентов, остальное — крупные города.

Меньше всего работ, 1096, пришло на конкурс в прошлом году: здесь сыграла роль и эпидемия ковида, и давление на «Мемориал»*. Как стало известно оргкомитету конкурса, сотрудники ФСБ приходили в школы и говорили о нежелательности взаимодействия с «Мемориалом» не только с учителями, но и с детьми.

Так было не всегда. Два раза, в 2013 и 2015 году, конкурс получал президентские гранты. Многие региональные министерства образования охотно распространяли информацию о конкурсе по школам, и учителя с удовольствием принимали в нем участие. Участники конкурса получали свидетельства, поощрительные грамоты, авторы 100 лучших работ — книги в подарок. Победителей, авторов 43 лучших исследований, приглашали в Москву.

Лучшие работы публиковались в ежегодных сборниках, последний — 24-й — вышел в ноябре 2021 года. Темы — самые разные: одни писали о коллективизации, проходившей в их родных местах, другие — о судьбах репрессированных, сосланных, военнопленных, известных в их местах людях. Находили в семейных архивах дневники, письма, воспоминания. Дети рассказывали о том, как праздновали в советской провинции 40–60-х Новый год, или об истории семьи, многие поколения которой сажали яблоневые сады везде, где им доводилось жить, или — об истории плавучего храма в Астраханской губернии.

ХХ век предстает в этих работах тоже разным: и страшным, кровавым, и созидательным.

Очень личное

Часто это очень личные истории. Девочка пишет об отце, погибшем в Чечне, когда ей было пять лет: она выросла и стала по крупицам собирать информацию о нем. Школьники опрашивают родителей, бабушек и дедушек, пытаясь понять, что такое комсомол. Другие рассказывают о своих татарских корнях, о жизни предков в селе под Нижним Новгородом. «Много работ по локальной истории, — говорит сотрудник оргкомитета Татьяна Голубева. — Много работ из Новосибирской области и Красноярского края о ссыльных поволжских немцах. Была работа школьницы, которая заинтересовалась тем, откуда у нее такая необычная фамилия, — и обнаружила, что ее прадед был белочехом. В последние годы на конкурс поступало много эссе, написанных в рамках акции «Бессмертный полк», — конечно, это небольшие исследования, но хорошо, что дети узнают о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны».

Работы школьников — живые, написаны хорошим языком, без канцелярщины, которая все чаще убивает детские сочинения «данным» и «вышеизложенным», штампами и пустословием.

Здесь, в этих текстах, — итог того самого патриотического воспитания, которым спокойно и вдумчиво занимаются обычные учителя в обычных маленьких городках, деревнях и селах.

В финал конкурса проходят те исследования, которые уже прошли три тура конкурса. На первом этапе сотрудники конкурса вычленяют то, что не соответствует жанру исторического исследования и не соответствует главному условию: в центре работы должна быть человеческая судьба. На втором этапе подключаются эксперты: историки, краеведы, обществоведы. Они отбирают 100 лучших работ.

Спросите об истории у ФСБ

Участники конкурса сочинений

Учитель обществознания, эксперт конкурса Алексей Макаров рассказывает: «Меня, например, очень впечатлила работа о кладбище раненых красноармейцев, умерших в эвакогоспитале. На его здании висела мемориальная доска, на которой были перечислены фамилии. Автор начал выяснять их судьбу, сопоставлять с базой данных «Подвиг народа», и обнаружил, что в базе данных есть ошибки: например, человек значится в ней пропавшим без вести, а мемориальная доска свидетельствует о том, что он умер в госпитале. В военное время было много таких ошибок; вопрос в том, как к ним относиться: отлить их в граните навеки или выяснять судьбы конкретных людей. Помню удивительную работу из Чистополя, которая не стала призовой. В первой главе девочка писала, что ее прадед, дед, отец были начальниками чистопольской тюрьмы. А во второй главе речь шла о диссидентах, которые в этой тюрьме сидели: Щаранском, Марченко, который в ней умер. В этой работе, честной и искренней, первая часть никак не соотносилась со второй: все эти люди сидели в тюрьме, которой руководили родственники автора. В целом работы поражают тем, как в них отражается богатая и разнообразная жизнь. И не только потому, что у нас страна большая, но и потому, что в поле зрения авторов попадают удивительные сюжеты.

Очень часто мы упираемся в табу, которое мешает нам понять, что в чрезвычайных условиях люди ведут себя по-разному, и выяснить правду — такую, какая она есть. Помню работу, посвященную исследованию коллективного дела 1937 года: автор хладнокровно, отстраненно выявила все юридические нестыковки в этом деле. Для нынешних детей это такая же далекая реальность, как для нас XV век, они уже могут спокойно работать с этими документами. Мы такую работу не проводим: для нас очевидно, что подследственного пытали, что он обвинен несправедливо и его надо реабилитировать. А тут вскрывается механизм этого дела. И я вижу, что пришло следующее поколение исследователей, начинающее задавать вопросы, которые мы себе не задаем. И это ценно, что это поколение исследователей появилось — более беспристрастное, более наивное, не боящееся любых тем».

На третьем этапе работы читали члены жюри. Ими в разное время были академик РАО Сигурд Оттович Шмидт, писатель Даниил Гранин, писатель Людмила Улицкая, писатель, телеведущий и литературовед Александр Архангельский, телеведущий и общественный деятель Николай Сванидзе, радиоведущая Ксения Ларина…

«История домашним образом — эта пушкинская формула предельно точно описывает цели и задачи мемориальского конкурса, — говорит Александр Архангельский. — Не дать «правильную» картину прошлого, а погрузиться в семейную память, вот что предлагалось школьникам, и они охотно на это отзывались. Это могло быть исследование о боевом пути прадеда, а могло быть — о письмах времен послевоенного голода. Я лично запомнил навсегда, как школьники на вручении лауреатских наград пели собранные ими песни, — и песня тоже превращалась в факт большой истории».

А тут пришли НОД, ФСБ и Минюст

Нападки на конкурс начались в 2016 году. Церемонию награждения победителей тогда попытались сорвать представители НОД, они мешали учителям и победителям, которые шли на церемонию, облили зеленкой председателя жюри Людмилу Улицкую.

«Мы в тот момент проводили церемонию награждения победителей 17-го конкурса. Работали по президентскому гранту, — рассказывает Татьяна Голубева. — Около входа в Дом кино собралась в сопровождении НТВ команда нодовцев во главе с активисткой Марией Катасоновой, которая потом баллотировалась в Госдуму от партии «Родина».

В октябре 2016 года Международный «Мемориал» был внесен Минюстом в реестр «иностранных агентов».

В 2017 году в региональные министерства образования звонили якобы из федерального министерства и требовали не пускать детей на конкурс; в Минобре тогда сообщили, что не имеют к этим звонкам никакого отношения.

В 2019 году финалистов конкурса уже вызывали к директорам школ, а там с ними беседовали сотрудники ФСБ, настоятельно рекомендовавшие отказаться от участия в конкурсе «Мемориала».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дознание — сила

ФСБ заинтересовалась школьниками, победившими в конкурсе исторических исследований «Мемориала». «Новая газета» поговорила с их учителями

На бесконечные обвинения в «искажении истории» организаторы отвечают: «Все работы, представленные на конкурс, имеют своих научных руководителей: чаще это учителя, педагоги дополнительного образования, иногда родители, когда работы посвящены семейной истории. Обвинять конкурс в искажении истории — значит, обвинять тысячи учителей и родителей. Председатель оргкомитета конкурса Ирина Щербакова входит в научный совет мемориального комплекса «Бухенвальд»; среди поддерживающих нас фондов — немецкий фонд «Память, ответственность и будущее», который выплачивал компенсации жертвам нацизма, — вы можете себе представить, чтобы там были заинтересованы в реабилитации нацизма?»

Помнить только о победах?

После решения о ликвидации Международного «Мемориала» замглавы Министерства просвещения Денис Грибов заявил «Коммерсанту», что дети «не должны попадать под влияние ликвидированных или запрещенных организаций» и что у государства достаточно собственных исторических конкурсов. И в самом деле — у него есть «Потомки победителей» и «Без срока давности». Первый — конкурс исследовательских работ, посвященных члену семьи, который воевал, был в плену или трудился во время войны. Второй — конкурс сочинений, объяснение к требованиям таково: «Конкурсная работа должна стать реальным инструментом в формировании активной гражданской позиции, побудить к действиям, направленным на изучение и сохранение культурного и исторического наследия Великой Отечественной войны, на недопущение фальсификаций и пересмотра позиций и оценок». Вся отечественная история ХХ века, не имеющая отношения к Великой Победе и зверствам нацистов, остается за их рамками: осмыслять историю школьникам предложено только в жестко заданном направлении.

Живые свидетельства

За 22 года работы у конкурса накопился огромный архив. В начале двухтысячных приходили работы, написанные от руки, напечатанные на машинке; сейчас весь этот массив оцифрован. В архиве сейчас — 35 тысяч работ. Иногда интервью с бабушками и дедушками помогают восполнить недостающие исторические свидетельства — особенно в тех регионах страны, где архивы были уничтожены во время войны.

Это огромная и очень ценная база данных для историков: уже есть случаи, когда обращение к ней помогало писать диссертации и находить важную информацию о локальной истории в небольших городах

(например, школьные исследования дали ценный материал к диссертации об истории города Славянск-на-Кубани). Что со всем этим будет теперь? В «Мемориале» пока не знают. Конкурс приостановлен из-за невозможности выполнить весь его годовой цикл.

В «Мемориале» надеются, что, может быть, найдется общественная организация, которая сможет подхватить эту работу.

Ирина Лукьянова, учитель, обозреватель «Новой»

* Вынуждены указать, что государство внесло «Мемориал» в список «иноагентов».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С одной стороны хорошо, что наши кинематографисты учатся у своих зарубежных коллег делать кассовые и динамичные фильмы. С другой стороны – это делается бездарно и в качестве плагиата (будь то от начала до конца или просто некоторые сцены). Вот и «Огонь» оказался фильмом кассовым, ...
Министерство иностранных дел России выразило «глубокое сожаление» по поводу одобрения конгрессом США закона «О поддержке свободы на Украине». Об этом сообщается на сайте внешнеполитического ведомства. «Членам конгресса США пора бы оставить иллюзии насчет действенности подогреваемой ими с ...
Группа Cannibal Bonner выпустила новую песню про Сталина. Если на вашем айпаде не отображается прикреплённое к посту видео, вы можете насладиться им вот здесь . Как полагаете, коллеги, кто был лучшим правителем — Сталин или Николай II? Ответ очевиден. Николай II довёл до гибели ...
...
Что делать? Куда бежать? Кому звонить? ... и стоит ли?   Жизнь кипит, душа кричит... Где вы, где вы, позитивы мои ненаглядные?   Возвращаюсь вечером домой, а в почтовом ящике извещение. Я радостно хватаю - ну, думаю, друзья чего-то прислали... А фигушки! ...