Современный мир как мир неразрешимых задач

топ 100 блогов anlazz27.04.2023 Разумеется, надо прекрасно понимать, что описанная в прошлом посте ситуация с "невозможностью интегрировать новые территории" - которая хорошо заметна, например, на Ближнем Востоке или на Украине - на самом деле является проявлением гораздо более фундаментального момента. Которые был назван в прошлом посте "борьбой сумо для дистрофиков" - а более точно может быть обозначен, как "кризис структурности". Потому, что ключевым в нем является именно невозможность создавать сложные социальные структуры.

Точнее, не только социальные - к "техническим" структурам (системам) это так же относится. Однако в социальном плане дело обстоит совсем уж плохо. Настолько плохо, что даже прошлые "плохие ситуации" сейчас выглядят просто замечательными. Возьмем, скажем, образование. Надо ли говорить о том, что идея о "несоответствии современной школы потребностям общества" возникла достаточно давно - по крайней мере, в 1980 годы о ней начали говорить массово. (Речь идет не о "ворчании стариков на молодежь", а именно что об обсуждении социальной проблемы, очень хорошо заметной.) Причем, и у нас в СССР, и на Западе.

Ну, и разумеется, для решения указанной задачи было создано множество программ, проведено множество реформ, затрачено огромное количество средств. А результат? А он оказался даже не нулевым, а отрицательным - в том смысле, что теперь люди, получившие образование в 1980, а уж тем более, в 1970 и более ранние годы выглядят недостижимым "пиком" образованности, знаний и умений по сравнению с более молодыми. Причем, опять же, это вовсе не старческое ворчание, а результат совершенно объективных измерений - начиная с пресловутых "тестов" и заканчивая банальным мнением работодателей. Которые ищут-ищут - да не могут найти замену "старым работникам" в самых различных областях. (И, опять-таки, речь идет о большинстве стран - за небольшим исключением.)

А ведь - если мы будем руководствоваться представлениями прошлого - современность должна была гарантированно породить если не "супергениев", то, по крайней мере, реально образованных людей. Хотя бы потому, что в ней (современности) нет одной из главных проблем прошлого: проблемы доступа к информации. Ведь - по крайней мере, теоретически - большая часть знаний наличествует и в "печатной форме" (разного рода учебники-справочники) и, конечно же, в электронной. То есть, на телевидении и в интернете, где можно найти почти все - от фильмов Animal Planet до объяснения постулатов квантовой физики. То есть, сиди и смотри, просвещайся. (Не то, что раньше, когда даже в библиотеке было сложно найти тот же "научпоп".)

Но нет, не выходит "каменный цветок". Не помогает ни "Живая планета", ни "Национальная география", ни миллионы бесплатных книг, которые можно скачать в интернете или недорого купить, ни бесчисленное количество "развивающих центров", коих пооткрывали сейчас на каждом углу. Не помогает оснащение школ самым современным оборудованием. Не помогают бесконечные конкурсы и разного рода мероприятия для школьников и студентов, ну и т.д., и т.п. Не помогают огромное количество "исследований по педагогике" и "по психологии", да и вообще, все развитие "педагогической науки". Не помогают различные "передовые программы", на которые выделяются огромные средства. В общем, все те огромные вложения, что делаются в данную проблему.

И "внезапно оказывается", что пресловутая "старая советская школа" - та самая, с убогими Мариваннами, та, которую справедливо ругали как минимум лет сорок - оказывается лучшим, что было возможным. Несмотря на все очевиднейшие недостатки. То же самое и на Западе: несмотря на все новомодные программы - а точнее, именно благодаря им - "вдруг выясняется", что догнать собственную реальность пятидесятилетней давности уже невозможно. И единственное, что еще дает какие-то результаты - так это ориентация на покупку специалистов из других стран. Из тех, где деградация образовательной системы несколько ниже - например, из той же России.

Но Россия - как сказано выше - так же движется по данному направлению, и "доить" ее уже почти невозможно: она все больше производит не грамотных специалистов, а той же самой самоуверенной и нежной (не спрашивайте, как это сочетается) молодежи, что и в "развитых странах". Ну, разве что, с лагом лет в пятнадцать-двадцать. А тот же Китай - в котором ситуация с образованием (и не только) несколько иная - прекрасно осознает подобный момент. И использует его в своих целях - например, для получения доступа к передовым пока еще технологиям. (Ну, а как может быть иначе, если в США чуть ли не половина научно-технического персонала моложе 30 лет - китайцы. А вторая половина - индийцы.)

Впрочем, как уже не раз было сказано, Китай пока можно вынести за рамки рассмотрения - потому, что он, в значительной мере, под удар современного кризиса не попал. И обратить внимание несколько на иное - а именно, на то, что, как уже было сказано, указанная проблема в образовании не является какой-то уникальной особенностью данной отрасли. А напротив - соответствует "современной норме", характерной для любых иных отраслей. И связана с тем, что - как уже было сказано - современное общество очень плохо работает с т.н. "сложными структурами". В том смысле, что оно - получая задачу подобного рода - начиная немедленно "городить" множество еще более сложных "сверхструктур", для управления коими нужны еще большие "сверхструктуры", ну и т.д. (Рекурсия, однако.)

В итоге средств на все это уходит очень и очень много - причем, как уже говорилось, средств "физических". (Т.е., материальных ресурсов, оборудования, людей и т.д.) А результат оказывается - как и в образовании - часто не нулевой даже, а отрицательный. (В том смысле, что если бы на проблему просто "забили", то было бы лучше.) Просто потому, что эта огромная "пирамида" структур и сверхструктур не только жрет, как не в себя, но еще и "обнуляет" работу своих "внутренних частей". Проще говоря, каждая ее "подструктура" оказывается заинтересована в том, чтобы "стянуть" на себя все ресурсы, а на "общее дело" - то есть, на то, ради чего, собственно, все и затевалось, банально забивает.

Одни это состояние пытаются объяснить "коррупцией" - то есть, как у нас принято говорить, воровством. Но это не воровство - т.е., не какое-то "нарушение работы", "искажение" - а "нормальное состояние" современного мира. Потому, что тут по другому не могут. Другие более точно говорят об "отчуждении" - однако не раскрывая смысла этого понятия. И не объясняя того, почему же "раньше было лучше". В том смысле, что те же самые задачи, что ранее, все же, решались - да, порой не слишком хорошо, а то и очевидно плохо, как это было в образовании - а сейчас эти результаты уже недостижимы. Несмотря на все "достижения" науки об управлении и вообще, на всю эту "информационную революцию" с интернетом, "большими данными" и нейросетями.

Кстати, именно по указанной причине данное положение нельзя считать неким "непроходимым барьером" развития и т.д. (Какой же он непроходимый, если до какого-то времени его можно было пройти.) А, скорее, является признаком того, что мы "где-то чего-то фундаментально не поняли". То есть, по каким-то причинам начали решать задачи не так, как это надо. (Ну, вроде того, что для удаления воды из трюма просверлили в нем отверстие - в надежде на то, что вода туда стечет. В ванне же именно так и происходит. А то, что судно - не ванна - не учли.) И поэтому для выхода из указанной ловушки нам надо выйти именно на тот момент, в котором произошел подобный "поворот в никуда".

И что самое интересное: на самом деле никакой тайны в этом "повороте" нет. В том смысле, что практически все, что нам нужно - давно известно и очень хорошо видно. Но о данном моменте будет сказано уже в следующем посте...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Либо интегрируйтесь в наше общество, либо обойдёмся без вас Два года назад произошло, как тогда казалось, важнейшее для всей Западной Европы событие - Германия устами своего канцлера признала полный провал мультикультурной модели. А потом и вовсе произошла маленькая сенсация - Ангела ...
В моем немецком магазине еще есть календари, мои и мамины! До Рождества они уже ни до кого не долетят. До нового года - еще могли бы долететь до ближайших соседей (Европа). Но может быть кому-то хочется для себя - т.е. не столько подарить вовремя, сколько на стенку повесить. В связи с ...
Ну, что же,  за истекшую неделю выяснилось еще несколько не самых приятных вещей относительно нового коронавируса. Во-первых, он таки передается по воздуху, как ветрянка, поэтому безопасная социальная дистанция для него это величина очень условная, которая зависит от места и погоды. ...
Вчера я писал пост о том, как стадион «Локомотив» принял у себя концерт популярной в то время певицы Аллы Пугачевой , и вспомнил, что давно хотел вам рассказать об этом прекрасном некогда сооружении, которое, к сожалению, с годами пришло в негодность. Там, где играл призер чемпионатов ...
Кто-нибудь может посоветовать хорошее пособие по действиям в случае наводнения? А то чего-то у меня предчувствие нехорошее относительно нашей речки. Выхожу сегодня вечером на берег - а плотина шлюза куда-то подевалась: Если что, вот она же в состоянии "воды много, но терпимо": ...