Собаки-ищейки на службе государства
vitalidrobishev — 06.11.2020Напуганные опасностью терроризма в городах, на воздушном, наземном и морском транспорте, развитые страны, и в первую очередь США, не скупясь на затраты, оснастили свои вокзалы и порты дорогостоящей поисковой и сканирующей аппаратурой – рамкой-металлоискателем, рентгено-телевизионным и нейтронным детекторами с камерами, стоимостью до $1,5 млн каждый. А не так давно появился и шокирующий пассажиров “раздевающий” детектор.
Но после миллиардных расходов на это суперсовременное оборудование Пентагон вдруг сделал заявление, что на сегодняшний день по-прежнему лучшим средством для обнаружения террористов и котрабандистов остаются специально обученные собаки.
В ответ на “резолюции сверху” Нью-Йорк обязался до конца этого года обзавестись ищейками, которые вместе с двуногими напарниками-полицейскими будут патрулировать все улицы города в поисках взрывчатых веществ и наркотиков.
Американский зоопсихолог профессор Фентон рассказал на страницах американской прессы об уникальном исследовании – своего рода соревновании, проведенном между четвероногими таможенниками и электронными детекторами по обнаружению наркотиков и взрывчатки. Исследование наглядно продемонстрировало, что возможности созданной человеком аппаратуры еще слишком далеки от данного природой обонятельного аппарата собаки.
Определенным образом натасканная собака, стоимость которой определяется в Америке в $20 000, может за один рейд с лихвой окупить потраченные на нее силы и средства. Для этого ей достаточно унюхать, к примеру, крупную партию наркотиков, тянущую на миллионы долларов.
На вопрос журналистов, не уходит ли безвозвратно в век высоких технологий время ищеек и не простая ли дань традиции пограничник с собакой, руководитель одной из лучших кинологических служб России ответил: “На днях при обыске с помощью приборов у хозяина квартиры оперативники нашли 200 гр. тринитротолуола.
Усомнились, всё ли нашли, вызвали нашу группу. Через несколько минут под паркетом собака обнаружила целый арсенал. Там взрывчатки хватило бы, чтобы весь дом взлетел на воздух. Так что списывать нас на покой пока рановато”.
Рассказал кинолог и о собачьей интуиции: “Несколько лет назад в Чечне сам видел, как овчарка сбила инструктора с ног, а сама подорвалась на мине и тем самым спасла жизнь напарнику, который отделался тяжелой контузией.” Случай этот можно расценить и как показатель собачьей преданности.
Собаки не только обладают повышенной чувствительностью к запахам, распознавая свыше 25 000 различных веществ, но и способны их дифференцировать в сложных смесях, т.е. подходить к ним аналитически. Сама структура собачьего носа и свойства, которыми он обладает, необычайно сложны. Если бы человек задумал воспроизвести обонятельную систему собаки, ему пришлось бы построить гигантский завод. Но и тогда он не смог бы конкурировать с этой симпатичной влажно-черной пуговкой на собачьей морде.
Таможенная служба США ежегодно набирает “в студенты” около тысячи собак, в основном – из приютов для бездомных животных. Предпочтение отдается лабрадору ретриверу, особенно черному и голден.
Помимо тонкого чутья для них характерны физическая сила, особая сообразительность, покладистость и послушание. В качестве иллюстрации эффективности использования лабрадоров американские кинологи обычно ссылаются на своего “национального героя” по кличке Чарли, за три года «работы в органах» более 160 раз указавшего на спрятанную взрывчатку и предотвратившего 20 возможных терактов.
Кстати сказать, сами террористы тоже не дремлют, изобретая свои методы использования четвероногих. Например – пробуют “изготовлять” из них живую бомбу. Известен случай когда в аэропорту столицы Ирака таможенникам впервые пришлось столкнуться с такой начинкой. В тела нескольких собак, которых намеревались переправить из Багдада в Соединенные Штаты, хирургическим путем была имплантирована взрывчатка. Страшно подумать, что могло произойти, если бы их вовремя не обнаружили.
Подготовка поисковых служебных собак поставлена в США на такую широкую и прочную основу, что заказы принимаются не только от собственных госслужб, но и из 30 других стран мира. В Центре дрессировки во Фронт-Ройял пытаются путем спаривания вывести усовершенствованную породу. С этой целью Таможенная служба США наладила сотрудничество с Австралией, занимающейся разведением лабрадоров со сверхобонянием. И в Америке уже появилось на свет два поколения щенят новой суперпороды.
Для службы по обнаружению наркотиков от собаки требуются деловые качества, без суетливости, пугливости и агрессивности. Предпочтение отдается сангвиникам – самому надежному и предсказуемому психотипу, легко обучаемому и, главное, легко социализируемому. Она должна быть спокойной, но не флегматичной и ленивой, живой, игривой, сообразительной и доброжелательной, но ни в коем случае не агрессивной. Ее задача не только исполнять свои функции, но и вполне адекватно вести себя в различных условиях, среди большого скопления людей.
Требования к нраву и выучке собаки, ищущей взрывчатку, несколько иные. У нее другая специфика, а следовательно должен быть и другой темперамент. Слишком живая и импульсивная может наломать дров, причинив непоправимый вред себе и окружающим. Холерикам, например, тут делать нечего. Обнаружив подозрительный предмет, она должна сохранять спокойствие и не прикасаться к нему, лишь дав понять двуногому напарнику, где он находится.
Многие думают, что для того, чтобы заставить собак искать наркотики, их делают наркоманами. В качестве опровержения приведу слова одного инспектора-кинолога, владельца питомника ризеншнауцеров: “Я со всей ответственностью могу заявить, что собака ни во время учебы, ни во время работы не имеет прямого контакта с наркотиками, а при обучении поиску тяжелых наркотиков используются только их запаховые заменители”.
Будущих четвероногих сотрудников готовят за 12 недель, из которых первые 2 практически уходят на адаптацию животных к обстановке и новым хозяевам. Обучение строится на игре, без насилия, окриков и наказаний. Поначалу инструкторы затевают с новобранцами веселые игры. Только в качестве игрушек используются не палочки и мячики, а почему-то полотенца.
Выработав таким путем у собак стойкое позитивное отношение к “игрушкам”, их начинают приучать к тому, что каждое полотенце имеет свой специфический запах – запах того или иного наркотика (полотенца пропитывают специальной эссенцией с запахом героина, кокаина, метамфетамина или марихуаны).
Их прячут в разных потайных местах – в машинах или в чемоданах, приближая условия тренинга к тем, с которыми позже служебные собаки будут имет дело в морских и воздушных портах, и дают команду отыскать конкретное “наркотическое” полотенце. За правильно выполненное задание собака получает вознаграждение. Так ее приучают не просто искать любой наркотик, а дифференциировать его.
- Всякий раз, когда собака ощущает запах наркотика, – говорит Карл Ньюкомб, директор Центра дрессировки во Фронт Ройял, – она на самом деле ищет не наркотик, а полотенце. Мы не можем заставить животное искать нужный нам запах. Мы должны создать такие условия, при которых ищейка сама захочет найти то, что нам надо. Если она обучена всем этим запахам, она легко отличит один наркотик от другого. – И добавляет: – Способности собак во всём, что касается запахов, неограниченные. Ограничена лишь способность людей понимать собак и учить их.
Поразительно, но собаку оказывается можно даже натаскать на поиск крупных сумм денег. Так что поговорка “деньги не пахнут” ошибочна. Еще как пахнут, доказали четвероногие эксперты.
Если поиском наркотиков и денег занимаются таможенные службы США, то оружие и взрывчатка – дело Федерального бюро по контролю над распространением алкоголя, табачных изделий и огнестрельного оружия. Работа по их обнаружению, начиная с периода подготовки служебных собак, во всех странах считается наиболее сложной и опасной – и для инструктора, и для самой собаки. Как она осуществляется?
Практически во всех видах взрывчатки – от динамита до гексогена и пластита – в разной степени концентрации присутствует азот, что и делает их для служебных собак легко распознаваемыми. Специально подготовленная служебная собака способна различать по запаху 11 видов взрывчатых веществ на расстоянии до 50 м на открытой местности и почти до 10 м, если “гостинец” упакован и спрятан в закрытом помещении.
Познакомившись поближе со всей этой собакоиндустрией, начинаешь разделять мнение Пентагона. А ведь и впрямь на братьев наших меньших можно положиться. И еще приятно было узнать, что человеку, эксплуатирующему их труд, не чужды чувства благодарности и ответственности.
Большая часть служебных собак живет у своих напарников дома, становясь их преданными друзьями и членами семьи. Рабочий питомник - это автономный военно-спортивный городок, имеющий, помимо инструкторов и ветеринаров, своих зоостоматологов и зоопсихологов.
На территории питомников есть даже кладбища с памятниками, на которых перечислены все заслуги животных, самоотверженно служивших человеку. Ушедшим на покой трудягам подбираются любящие хозяева и выплачиваются пенсии.
|
</> |