рейтинг блогов

Смотрим советское кино. "Летят журавли", 1957

топ 100 блогов blau_kraehe05.05.2021 Давно хотела написать об этом фильме, и вот скоро день Победы, и наверное, настал подходящий момент.

Смотрим советское кино. Летят журавли, 1957

Фильм совершенно гениальный, это понятно. Наш ответ "Касабланке" - кстати, "Касабланку" тоже посмотреть очень полезно, чтобы понять разницу в восприятии войны у нас и союзников. Это не просто разница - целая пропасть.

Как обычно, я не пересказываю фильм, ибо кто хочет пересказа, найдет его в Википедии, а если кто еще почему-то не смотрел - чем меньше будет спойлеров, тем лучше.
Но в общем, посмотреть надо обязательно, потому что это один из наших, так сказать, базовых фильмов. Из самой узкой выборки того, что нужно знать непременно, если ты вообще хоть что-то хочешь понимать о своей стране.

О чем же, собственно, этот фильм?
Недавно Егор Яковлев в очередном ролике рассуждал о героизме советских солдат, объясняя его "еще крестьянской психологией". Большинство солдат происходили либо из крестьян, либо из рабочих в лучшем случае во втором поколении, и все еще связанных с землей. У них было общинное сознание. Они не очень ощущали себя отдельной личностью, а скорее - частью некоего единого целого, и жертвовали ради него жизнями не задумываясь, ощущая страшную угрозу этому целому. Правда, Яковлев не объяснил, где было это общинное сознание у русских солдат в войнах Российской империи - тогда они как-то не очень рвались отдать жизнь за "единое целое".

В фильме "Летят журавли" интересно то, что практически все его герои принадлежат к интеллигенции. Мало того, это люди умственного труда даже не в первом поколении. Молодые - Борис, Марк, Вероника, Ирина - дети московских интеллигентов. Федор Иванович, отец Бориса, уже не молод, и врачом стал, вероятно, еще до революции - а значит, вряд ли сам происходит из крестьян.

Это нетипично для советских военных фильмов.
Обычно в них - будь то, например, "Судьба человека", "Баллада о солдате" и многие другие - мы видим самых простых советских людей, тех самых колхозников и рабочих. Обычных мужиков. Что, безусловно, правильно, именно такие люди в основном и вынесли на себе войну.
Почему же здесь автору понадобилось показывать именно образованных молодых людей из городских семей?

У них можно полностью исключить какую бы то ни было "общинную психологию". Они выросли в городских квартирах. Учились в вузах. Марк и Борис - талантливые, будущие звезды - каждый в своем деле. У них обоих есть бронь, они настолько ценные кадры, что страна не посылает их просто умирать, как остальных. В смысле, Борису бронь пытаются дать, но он отказывается, а Марк ее себе сам организует - но ведь организует же, то есть его сочли достойным быть освобожденным от мобилизации.

У них просто не может быть какой-то "крестьянской психологии", ни в какой общине, ни в колхозе, ни в подобном коллективе они не жили. Борис трудится на заводе, но он все-таки инженер, и неизвестно, был ли вообще простым рабочим, скорее всего, нет - он еще молод, вряд ли успел поработать до вуза.
У Вероники тоже подобной психологии, разумеется, нет.

Они ведут тот благополучный, сытый, наполненный умственной работой образ жизни, который неизбежно приводит к развитию индивидуализма. Индивидуализм в таком контексте - это неплохо. Это выход из прозябания, из того жалкого состояния, когда люди объединяются только чтобы выжить, той самой "крестьянской психологии", которая и появилась лишь благодаря суровым российским климатическим условиям - тут не похозяйствуешь на отдельном хуторе, тут нужен "мир". Но что хорошего по сути в таком невольном объединении, в невольном общинничестве? Особой любви или хороших отношений оно не подразумевало, оно подминало под себя любые отклонения, любое желание странного - а взамен давало только возможность как-то выжить в самом крайнем случае, если все станет совсем плохо.

Герои фильма давно уже не живут таким образом, это высокоразвитые индивидуальности, решения они принимают свободно, без давления общественного мнения.
И вот война. Что происходит с ними дальше?
Индивидуализм Марка развивается согласно собственной внутренней логике. Его собственная личность, ее желания и потребности постепенно разрастаются и заслоняют все. Он любит Веронику? Значит, он женится на ней, не мытьем, так катаньем, не убеждением, так чуть ли не насилием, и ему плевать на двоюродного брата, который на войне, и который любит Веронику. Он не хочет идти на войну? А с чего ему хотеть - ну в самом деле, он же не рабочий или крестьянин какой, он талантливый пианист, и организовать себе бронь, хоть обманом, он вполне может. А в итоге даже и любовь к Веронике оказывается отброшена, потому что у Марка появляются и другие желания, и вот он уже находит новую любовь, более привлекательную женщину.

Марк - типичный современный человек. Он действует именно так, как действует сегодня практически любой: у нас теперь все высокоразвитые индивидуальности, и каждый живет ради себя, и кроме Себя Самого любимого, у нас вообще и нет никаких целей и интересов; иметь цели и интересы, выходящие за пределы ублажения себя - это даже как-то неприлично, подозрительно.
Повторяю, Марк - совершенно нормальный человек; единственная причина, по которой он выглядит подлецом - время и место действия. Фон, на котором он - ничтожество и мерзость.
А с нашим фоном он бы прекрасно слился.

Борис - полная противоположность двоюродному брату. Он тоже талантлив, он вырос в тех же условиях. Но он отказывается от брони, идет на войну, на войне тащит под обстрелом раненого товарища и гибнет.
Сейчас такие люди встречаются в единичных экземплярах.

Но самое интересное - это взгляд Вероники; как воспринимает войну она - через раненых, за которыми ухаживает в госпитале, с помощью Федора Ивановича, который то ли заменил ей отца, то ли стал кем-то вроде наставника. Девушка видит весь этот нескончаемый ужас, поток раненых, искалеченных людей, проходящий через ее руки, она чуть-чуть прикасается к этому - и меняется полностью. Она чистая, искренняя душа, способная воспринимать чужие страдания. И вот ее нормальный, естественный индивидуализм сытого и образованного, развитого человека постепенно размывается, она идет по пути Бориса, по пути Федора Ивановича и Ирины (сестры Бориса), отдающих себя медицине и людям; она не понимает этого, но схватывает суть интуитивно. Для нее нормально подобрать на улице потерявшегося ребенка, привести домой и практически усыновить (поступок, невозможный для индивидуалиста) Она уходит наконец от Марка. Теперь вся ее личность, вся душа сосредоточена в любви к Борису и ожидании его возвращения. Девушка не верит в гибель любимого.

И вот последняя сцена.
Вероника, вопреки всему, идет на вокзал встречать Бориса. С цветами. Сразу вспоминается "Жди меня, и я вернусь всем смертям назло" -  не может сейчас не произойти чудо! Такое искреннее, полное ожидание, такая вера не могут не быть вознаграждены. По всем законам драматургии Борис обязан вернуться! Вместо этого Веронику настигает весть о гибели любимого. Прямо там, в ликующей толпе, с цветами в руках, девушка окончательно понимает, что Борис не вернется.

Но война окончена. Весь этот огромный людской поток ликует - окончена смерть, ужас, страдание, наступила весна. Встречи с близкими.
И Вероника раздает цветы встречным солдатам, вернувшимся с войны. Каждому по цветку.

Этот фильм о том самом "ощущении себя как части единого целого". Не "крестьянской общинной психологии", здесь ее в принципе быть не может.  А том самом ощущении единого потока, и себя - как его частички; и это настолько сильное переживание, что даже смерть, даже самое страшное горе (для Вероники это гибель Бориса) ему не подвластны.

На самом деле советские люди поднялись до таких высот мироощущения, миропонимания, философского прозрения, до каких не поднимался еще никто и никогда. И мы теперь с этой высоты радостно скатились.
Но все еще впереди. Покорив вершину однажды, мы не можем не вернуться к ней -  по-новому и на новом этапе
.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Наступает лето.Мы его дождались).Зимой все ждали весну,весной-лето.И вот оно пришло. У нас обещают теплое и дождливое.Дожди лучше засухи,хоть хочется тепла. Народ из ЖЖ потихоньку исчезает,уходит в реальные летние удовольствия. Это зимой,когда холодно,все сидят у компов,уткнувши в них носы ...
Легкое и удобное, это объемное пальто стало одним из самых любимых.  Оно как холст, где можно рисовать все, что душе угодно. Этот look - самый обычный, каждодневный. Удобные лоферы, тонкий шерстяной шарф... И можно весь день решать дела, перемещаясь на сотни километров. ...
Вчера я был приглашён на последний звонок к своему брату. Данька - нигилист, критикан и скептик, с иронией относящийся ко всему, что касается школьных занятий и отношения к учёбе, за ночь как-то повзрослел. Он высокий, выше всех в классе, и ему ...
Режиссер Оливер Стоун, снявший фильм о Путине, дал интервью «Российской газете». Тут почему-то тоже всё происходит как с фильмом: интервью выйдет завтра, 19 июня, но кое-что из него публикуется уже сегодня, заранее. Зато завтра мы увидим полный комплект: и интервью, и первая серия ...
Камера - grek_cn , морда - ваш покорный слуга, откуда взялась собака - не помню. Помню что отбивная была до появления собаки, и это несколько успокаивает! ...